» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019
Автор: Александрова Екатерина Павловна, воспитатель учебного курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Педагогическая поддержка детской одарённости
в условиях кадетского училища
Дата публикации: 11.12.2019
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
ВУСЛОВИЯХКАДЕТСКОГОУЧИЛИЩА
Александрова
Екатерина Павловна
воспитатель учебного курса
ФГКОУ Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург
Аннотация. В
статье представлены основополагающие характеристики педагогической поддержки
детской одаренности в условиях кадетского училища, особенности
деятельности классного руководителя в целях разработки индивидуального маршрута
кадета училища.
Ключевые слова:
одаренность, педагогическая поддержка, направления педагогической поддержки,
индивидуальный маршрут кадета.
Процессы, происходящие в современном мировом сообществе, изменили взгляд на роль и место образования в
нем. Стало бесспорным признание личности
центром деятельностного осмысления современных социальных и экономических процессов
общественного развития. При этом возникает необходимость использования
потенциальных возможностей растущего человека, что позволяет выявить
способности, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его
деятельности. Добьется ли человек успеха
- зависит от того, будет ли выявлены эти способности, помогут ли родители,
педагоги и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни [5].
Многозначность термина «одаренность» указывает
на многоаспектность данной проблемы. Одаренность умственная – общая способность
человека сознательно направлять свое мышление на новые требования; общая
умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни.
Роль одаренности, интеллекта в современном мире постоянно возрастает, так
как экономика и социальная практика все в большей степени основывается на
знаниях и способностях людей к новаторству. Современные исследования
подтверждают роль интеллекта как фактора первостепенного значения,
определяющего темпы экономического роста современных государств. Создание
условий развития и педагогическая поддержка одаренности - это необходимый
элемент нашей политики на ближайшие годы [1].
В нашей стране накоплен многообразный и
эффективный опыт работы с одаренными детьми в различных сферах проявления их
одаренности (достижения в учебе, спорте, искусстве и целом ряде других сфер).
Многие успешные формы работы с
одаренными детьми, распространенные сегодня в мире, давно и успешно применяются
на протяжении многих десятилетий. Так
дополнительное образование располагает педагогическими возможностями
развития одаренности, когда в
процессе интеллектуальных и творческих
дел востребованными становятся личностные ресурсы детей. Спортивные
состязания, ориентация на профессиональное самосовершенствование, использование
других внешкольных ресурсов (музеев, театров, спортивных организаций, лагерей
отдыха и др.) представляет внеучебный
образовательный ресурс
обнаружения одаренности.
«Одаренность
человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к
себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать
все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» - писал В.А. Сухомлинский.
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие дары природы. Этим
даром природа наделила всех, только в разной степени. Одаренным человеком
называют того, чей дар превосходит средние возможности других людей. Понятием «одаренные дети» мы обозначаем
некую исключительность. Эти дети уже по определению отличаются превосходством
над сверстниками. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление
узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность
воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей
развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание,
наблюдательность, воображение. Это и способствует выявлению одаренности ребенка
[8].
Одаренность (талант) — это системное,
развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность
достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный (талантливый) ребенок — это
ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями
(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде
деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов
признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности
— это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных
задатков) и социокультурной среды, опосредованного
деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение
имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы
саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации
индивидуального дарования [4].
Миссия
государства и педагогов - обеспечить условия для выявления и развития
одаренности детей, превращая задатков и
способностей личности в её реальные достижения в интересах самого человека, общества и
государства независимо от сферы одаренности, места жительства, социального положения. Работа с одаренными и
талантливыми детьми не отменяет необходимость обеспечения
доступности образования, создания условий для получения качественного
образования каждым ребенком [9].
Во все времена общество занималось выявлением,
поиском и развитием талантливых детей. Это естественно, так как способности,
определенные склонности к разным видам деятельности, особенно талант и
гениальность, всегда ценились.
В первую
очередь, в работе с одаренными детьми были заинтересованы родители, которым
было важно, чтобы способности их детей развились.
Во - вторых, педагоги стремились передать все необходимое из своего багажа знаний и умений
именно способным детям, оказывая всяческую педагогическую поддержку.
В Оренбургском президентском кадетском училище
ведется работа по созданию новой модели учреждения, ориентированной на новое
содержание образования, новые технологии обучения. Создаются условия для
раскрытия и развития индивидуальных особенностей, а так же одаренности каждого кадета.
Отвечая требованиям современного общества,
училище нацелено на формирование
мобильной и конкурентоспособной личности, умеющей ориентироваться в огромном
потоке информации, владеющей навыками самообразования и исследовательской
деятельности; воспитание здоровой и свободной личности,
обладающей необходимым мировоззренческим кругозором, способностью творчески
мыслить, удивляться и познавать окружающий мир, владеющей практическими
навыками и умениями находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленной на
открытие нового и способной к глубокому осознанию своего опыта.
В реализации единства основных
и дополнительных образовательных программ заложен приоритет развития личности,
что предполагает: учет познавательных интересов и индивидуальных особенностей кадета
в обучении; педагогическую поддержку в учебной деятельности; предоставление
права выбора кадетом видов и форм
деятельности в системе дополнительного образования и обусловленность
высокопрофессиональным уровнем преподавателей, воспитателей и руководителей,
работающих в единстве.
Деятельность педагогического коллектива
ориентирована на личность, что способствует
максимальному ее раскрытию и развитию потенциала одаренности. Все это
заложено в педагогической поддержке,
гуманном, бережном отношении к
личности ребенка, учету приоритета ее
интересов и ценностей. Педагогическая
поддержка одаренности кадет способствует реализации индивидуальной образовательной траектории,
что содействует раскрытию познавательных возможностей личности.
Педагогическая поддержка как особый вид
педагогической деятельности, осуществляемой в образовательных учреждениях (и
вне их), предполагает сохранение и
усиление активной позиции личности в поиске и реализации способностей,
обеспечивающих успешность выполнения деятельности. В
училище разработана системы вовлечения
талантливых детей в научно- исследовательскую, проектную и инновационную
деятельность через создание и развитие научных обществ, проектно-учебных групп,
научных лабораторий; вовлечение их в
конкурсные формы работы в области проектной и творческой деятельности.
Педагогическая поддержка кадет Оренбургского президентского кадетского
училища осуществляется по следующим направлениям:
- помощь в интеллектуальном развитии (освоении способов продуктивного мышления, рациональных приемов учебной деятельности, мыслительных операций);
- помощь в осуществлении мотивации профессионального и личностного выбора (осознание потребностей, мотивов, целеполагающей деятельности);
- содействие формированию адекватной самооценки и состояния внутреннего эмоционального комфорта (эмоционального равновесия, чувства уверенности в своих силах);
- содействие выработке волевых свойств, преодолению себя;
- формирование саморегуляции (самоорганизации, самоуправления, чувства собственного достоинства);
- развитие творческих способностей (неповторимости, оригинальных решений, индивидуального стиля деятельности и поведения);
- взаимодействие в смыслопоисковой активности (формирование ценностно-смысловых ориентаций);
- достоинство и доверие, вера в миссию каждого кадета, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
- ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
- признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения;
- поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия кадет в диалоге и решении собственной проблемы;
- умение быть товарищем для кадет, готовность и способность быть на стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен.
Особая
роль отведена классному руководителю, который
ближе всех стоит к личности растущего человек, который не просто выполняет свои профессиональные
функции, а создает условия,
позволяющие реализовать и
развивать разнообразные стороны своего “Я”. Этому подчинены
содержательные аспекты деятельности классного руководителя,
осуществляемые формы и методы взаимодействия с кадетами.
В силу
личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к оценке своей
деятельности, поведения, мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам
и лучше понимают отношения и связи,
зачастую они не похожи на обыкновенных воспитанников в своем восприятии
мира, манере поведения, самооценке [3]. Понять такого ребенка, по достоинству
оценить его индивидуальность, раскрыть и
поддержать его потенциальные возможности,
создать условия для их максимальной
реализации, положительно воспринять его и развивать лучшее в нем - задача
педагогов.
Целенаправленная
система средств, многообразие и вариативность форм и методов организации
педагогической поддержки детской одаренности позволяют реализовать комплексный подход к саморазвитию. При этом
основополагающим является создание
оптимальных условий и поддержка
раскрытия и развития индивидуальных
способностей каждого кадета на основе ценностных ориентаций и созидания
нового, необычного в различных
предметно-тематических областях.
Таким
образом, педагогическая поддержка
одаренности детей становится тем фундаментом, который необходим инновационной
школе для оказания дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на
протяжении всего периода обучения с целью построения индивидуальной траектории
развития, на основе учета его психофизиологических особенностей, способностей и
склонностей в целях обеспечения максимально возможной самореализации личности.
Педагогическая
поддержка детской одаренности рассматривается как особая стратегия и тактика, направленная
на индивидуальную помощь в выборе
ценностных ориентиров жизнедеятельности каждого.
Список литературы:
- Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети. Пер.с англ. - Прогресс, 2004г.
- Елисеева Е.В. Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности. Тезисы II-ой городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения "Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации образования."(23-24 апреля 2003г.). М.,2003.
- Ильницкая И. А. Психолого-педагогические основы выявления и развития одаренных детей и подростков. Омск, 2006.
- Матюшкин А. М., Сиск Д. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 2005. –№ 4. – С. 88 – 97.
- Попова В. И. Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация: монография / составит. И науч. ред. проф. В.И. Попова; Мин-во образования и науки Рос. Федерации; Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. – 284 с.
- Педагогическая поддержка ребенка в образовании: Учеб.пос. / Науч. ред. Н.Б. Крылова. М., 2006.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Педагогика, 1983. - 318 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Школьная пресса, 2003.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продук¬тивного обучения: Пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с. - (Педагогическая мастерская).
- Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 243 – 265.
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2004. С. 336.
Комментарии: