» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019
Автор: Лидер Ольга Игоревна, студент
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: История пейзажа и первые эксперименты с пейзажем в русской литературе
Дата публикации: 12.12.2019
ИСТОРИЯ
ПЕЙЗАЖА И ПЕРВЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕЙЗАЖЕМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Лидер Ольга Игоревна
студент
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
Аннотация. В данной статье рассматривается становление пейзажа в русской литературе, формирование типов пейзажа. Прослеживается влияние различных культур на формирование русского сознания. На примерах творчества деятелей эпохи классицизма: М.В Ломоносова, В.К. Тредиаковского прослеживается эволюция и характер пейзажа в литературе 18 века, определяется значимость классицизма в развитие теории русского пейзажа.
Ключевые
слова: эволюция
пейзажа, природа, русское сознание, тип пейзажа, классицизм, гармония,
сентиментализм.
Изображение
природы— один из наиболее важных аспектов самой
сущности образного отражения мира, во всех видах искусства, у всех народов и во
все века. Пейзаж в художественном произведении становится едва ли не главным
средством, позволяющим выразить господствующее представление человека о мире и
самом себе. Художественные образы природы всегда насыщены духовно-философским и
нравственным смыслом - ведь они и есть та «картина мира», что определяет
отношение человека ко всему вокруг. Более того, проблема изображения пейзажа в
искусстве наполняется и особым религиозным содержанием.
Эволюция русского и европейского сознания в XV -
первой трети XVII вв. во многом схожа, что, наверное, объясняется и более
тесными экономическими, культурными контактами, и естественными процессами
развития: растёт приоритет и авторитет человеческого разума и как следствие
происходит заметное ослабление господства религии в жизни людей. Европа
начинает всё больше оказывать влияние на культуру России[1]
Основными достижениями в
области пейзажа, по мнению А.Н. Ужанкова, стали: 1)
выработанные законы построения: принцип единства времени, места и трёхмерности пространства, 2) пейзаж стал художественной
самоцелью автора, в нём «выражалась авторская эстетическая позиция», 3) начал
применяться вымысел, 4) «в пейзаже сохранился только один - реальный - смысл и
полностью утратился сакральный», 5) «пейзаж не только передавал чувствачеловека, но и оказывал на них
своё воздействие, влиял на егоповедение».
С XVIII века, после петровских реформ, мы можем говорить о русской культуре и литературе, во-первых, как о светской и художественной, а, во-вторых, как наследнице и продолжательнице уже не столько византийской, древнерусской, сколько европейской культуры. Две рассмотренные нами линии культуры - древнерусская и европейская - в России XVIII века сомкнулись в единую, с приоритетом европейской (хотя, конечно же, синтез культур и здесь давал о себе знать).
XVIII
век как переходная эпоха в развитии русской литературы породил несколько типов
литературного пейзажа, каждый из которых нашел свое место в общей
художественно-эстетической эволюции той поры. Для классицизма характерной была
условность видения природы и жанровая закрепленность того или иного типа
«идеального» пейзажа. Свои устойчивые черты имели насыщенный аллегориями и
эмблемами пейзаж «высоких» жанров классицизма, прежде всего торжественной оды.
Молитвенно-благоговейное восхищение природой — Мирозданьем, Божьим творением
звучало в поэтических переложениях текстов Священного Писания, прежде всего
переложениях псалмов [2].
В XVIII веке образы природы, а также полноценные
пейзажи встречаются в поэтическом творчестве В.К. Тредиаковского: «Вечная весна
тамо хранит воздух чистый...» (1730), «Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу»
(1752) и др. Не пренебрегает пейзажами М.В. Ломоносов «Одаблаженныя
памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и
на взятие Хотина 1739 года».
Восторг внезапный ум пленил,
Ведет на верьх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл;
В долине тишина глубокой.<…>
При описании природных богатств России в «Оде на
день восшествия на всероссийский престол ее величества
государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747
года» М.В. Ломоносов использует перспективу птичьего полёта для описания
просторов русских земель[5].
В эпоху
сентиментализма, художники и писатели обратились к спокойному, умиротворённому,
с оттенком лёгкой грусти и печали пейзажу.
Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792)
начинается с развёрнутого на целую страницу пейзажа. Человеку XX-XXI веков,
воспитанному на русской классической литературе и картинах из Государственной
Третьяковской галереи (где пейзаж - один из самых популярных видов описания,
жанров) трудно представить насколько в 1792 году новаторским и смелым приёмом
для Н.М. Карамзина был развёрнутый пейзаж всем знакомой московской местности [2].
В
произведениях сентименталистов природа обладает собственным духом гармонии.
Человек, являясь частью природы, обращается к ней как к связующему звену с
Творцом в поисках истинного существования, которое противопоставлено
бессмысленной светской жизни. Только наедине с природой человек может
задуматься о своем месте в этом мире, осмыслить себя частью универсума. Именно
поэтому, в произведениях сентименталистов пристальное внимание уделяется как
описанию сельской жизни, так и сельских пейзажей [4].
Список литературы:
- Алексеев, М.П. Русская литература и ее мировое значение [Текст] /М.П. Алексеев. - Л.: Наука, 1989. - 452 с.
- Аникейчик, Е.А. Нравственно-эстетическое значение пейзажа в русской литературе конца XVIII - начала XIX в.: от сентиментализма к предромантизму. - 2008. - С. 98-175.
- Пашкуров, А.Н., Разживин А.И. История русской литературы XVIII века: учебник: в 2 ч. Ч. 2 [Текст] / А.Н. Пашкуров. – М.: Флинта: Наука, 2017. – 536 с.
- Ужанков, А.Н. О специфике развития русской литературы XI - первой трети XVIII века. Стадии и формации [Текст] / А.Н. Ужанков. - М.: Языки славянской культуры, 2009. - 264 с.
- Федоров, В.И. История русской литературы XVIII века [Текст] / В.И. Федоров. - М.: Просвещение, 1982. - 512с.
Комментарии: