» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019
Автор: Бобкова Алина Николаевна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Компаративный анализ расходов центрального правительства США и России: выводы и предложения
Дата публикации: 12.12.2019
УДК 338
КОМПАРАТИВНЫЙАНАЛИЗРАСХОДОВЦЕНТРАЛЬНОГОПРАВИТЕЛЬСТВА
США И РОССИИ: ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Бобкова
Алина Николаевна
Козлова
Анастасия Вячеславовна
студент
научный руководитель: Хачёва Лариса Витальевна
кандидат экономических наук, доцент
УрГЭУ, г. Екатеринбург
Аннотация. Актуальность
темы связана с тем, что в России резкие скачки цены на нефть привели страну к
бюджетному кризису. При этом бюджетная политика с тех времён не изменилась.
Поэтому стоит сравнить расходную политику двух стран в их сходствах и
различиях, проанализировать структуру бюджета и дать рекомендации по улучшению
ситуации.
Ключевые слова:
бюджет, расходы, Российская Федерация, США.
Россия
и США – это государства федеративного типа устройства, поэтому в этих странах
присутствует общенациональный «карман» – федеральный бюджет. В случае России
обычно рассматривают не только расходы федерального бюджета, но и внебюджетных
фондов, которые подотчётны центральному правительству.
Размер
бюджетов этих стран разный, не только в абсолютном, но и в относительном
измерении. Если взять бюджет США, то в 2018 году он составлял 4,1 трлн долл.[1],
– 20% от ВВП США за этот же период (20,5 трлн долл.) [2].
В РФ в
2018 г. федеральный бюджет исполнил 16,7 трлн руб., а на долю фондов пришлось
11,2 трлн руб., в сумме расходы центрального правительства составили 24,5 трлн
руб. (3,3 трлн было переведено из федерального бюджета в фонды). Что в
долларовом выражении составило 352,6 млрд, что отражено в табл. 1. Сравнив
расходы центрального правительства РФ с ВВП страны за данный период (104 трлн
рублей), выяснится, что они составляют более 23,5% от ВВП[3].
В США
значительными тратами федерального бюджета являются пенсии населению (25,5%),
как и в России (33,1%). Это обусловлено тем, что в странах действует
перераспределительная система пенсий (отчисления происходят от работающего
населения пенсионерам), в противоположность накопительной системе пенсий.
Такую
пенсию получают, в основном, малообеспеченные люди, потому как остальные
получают либо корпоративную, либо самостоятельно накопленную пенсию. В России
институт корпоративных пенсий находится лишь в зачаточном состоянии, а
инвестированию в свою будущую пенсию населению мешает негативный опыт 1990-х
гг., низкая финансовая грамотность, а также низкие зарплаты, которые не
позволяют населению заниматься инвестициями, по причине того, что большая часть
зарплаты уходит на текущее потребление.
Данная
ситуация, в первую очередь негативно сказывается на развитии фондового рынка и
экономическом росте России (а не США, потому как там фондовый рынок уже
развит). Ведь накопительные пенсионные фонды и страховые компании играют
значительную роль в развитии экономики. Они имеют огромные средства, которые не
могут тратить, но могут вкладывать в акции и облигации, что значит: 1) фирмы
получат дополнительные инвестиции; 2) это служит причиной тому, что акции и
облигации активнее торгуются на рынке. Рынок становится ликвидным, что
приближает его к «совершенному» состоянию, в котором рынок отражает всю
необходимую информацию о компаниях через цену акций. Это значит, что он
становится более эффективным, что привлекает инвесторов.
Таблица
1. Расходы федеральных бюджетов США и РФ в 2018 гг.
Источник:
составлено по [4] и [5]
По
остальным статьям расходов в целом различий немного. За исключением того, что
расходы на национальную безопасность (расходы на полицию, тюрьмы и пр.) в РФ в
8 раз превышают расходы США, ибо они в основном сосредоточены на федеральном
уровне, в то время как США известны тем, что полиция работает на уровне штатов.
Другим заметным отличием является то, что «прочие траты» в бюджете РФ занимают
более 1/4 (в то время как в США немногим больше 5%), что говорит о существенной
централизации расходных полномочий на федеральном уровне.
Таким
образом, расходы США и РФ в значительной мере похожи. Но РФ стоит передать
больше расходных полномочий на нижестоящие уровни бюджета, т.к. известно, что
это повышает экономическую эффективность[6]. Кроме этого, фактический отказ от
накопительной части пенсии в 2014 г. – это значительный отход назад. Стоит
вернуться к этой практике в будущем.
Список литературы:
- https://www.usgovernmentspending.com/year_spending_2018USbn_21bs2n#usgs302
- https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=US
- https://gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab24.htm
- https://www.usgovernmentspending.com/year_spending_2018USbn_21bs2n#usgs302
- http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/%20konsolidirovannyj-byudzhet/
- Tiebout C. M. A pure theory of local expenditures //Journal of political economy. – 1956 – Т. 64 – №. 5 – С. 416-424.
Комментарии: