» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019
Автор: Худякова Серафима Викторовна, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Новый досудебный порядок урегулирования споров в сфере страхования гражданской ответственности транспортного средств с введением института финансового уполномоченного
Дата публикации: 12.12.2019
УДК 347.4
НОВЫЙ ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ В
СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВ СВВЕДЕНИЕМ
ИНСТИТУТА ФИНАНСОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО
Худякова Серафима Викторовна
магистрант 3 курса института права
Волгоградского
государственного университета, г. Волгоград
Аннотация. Анализируются
положения Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей
финансовых услуг» в сфере полномочий последнего при досудебном разрешении
споров в области обязательное страхование
автогражданской ответственности.Рассматривается новая функция Банка
России по защите прав участников финансового рынка, а также механизм ее
реализации.
Ключевые слова: финансовый уполномоченный, потребитель
финансовых услуг, обращение потребителя финансовых услуг, финансовая услуга
Защита прав и законных интересов всех потребителей финансовых услуг
представляет собой один из важнейших элементов индустриальной и
постиндустриальной современной экономики.
Система защиты прав потребителей финансовых услуг включает в себя
механизм рассмотрения жалоб и предоставление внесудебных и судебных
возможностей с целью обжалования действий поставщиков финансовых услуг,
финансовых организаций. Организация защиты прав потребителей финансовых услуг
не ограничивается исключительно существованием органов, в чьи функции входят
рассмотрение жалоб и обращений граждан, а также решение правовых споров и
полное содействие в урегулировании экономических конфликтов, но данное
направление представляется чрезвычайно важным[4].
Именно урегулирование деятельности нового института защиты прав
потребителей финансовых услуг и регламентирует подписанный 04 июня 2018 г.
Президентом РФ Федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей
финансовых услуг». Данный закон разрабатывался по поручению Президента РФ и был
внесен в Государственную Думу в 2014 г., в этом же году он был рассмотрен и
принят в первом чтении. Понадобилось четыре года для его полной доработки и
принятия, это время понадобилось для более детальной разработки всех положений
с целью закрытия возникающих пробелов в разрешении спорных ситуаций.
Суть появления данного института заключена в возможности рассматривать в досудебном порядке споры,
возникающие между потребителями финансовыхуслуг и финансовыми организациями. Подобный
институт функционирует и хорошо себярекомендует в Великобритании, Ирландии,
Польше, Армении и Казахстане.Работа данного института позволяет минимизировать
расходы и время потребителя,разгружать судебную систему, позволять ей
сосредотачиваться на более сложныхделах, оптимизировать работу всех финансовых
организаций. Но необходимо помнить,что главная функция в деятельности
финансового омбудсмена обеспечивать наиболее высокий уровень правовой защиты
граждан в момент получения ими финансовых услуг,и, как следствие, значимое
снижение возникновения социальных конфликтов в обществе[3].
Один из наиболее сложных вопросов в момент принятия рассматриваемого
Федерального закона - это проблема обозначения правового статуса финансового
уполномоченного[5].
Правовой статус финансового уполномоченного определяется в ст. 2
указанного Закона, которая регламентирует, что финансовый уполномоченный
занимает должность, учреждаемую в соответствии с федеральным законом, чей
носитель наделен конкретными властными полномочиями.
С данной точки зрения можно сказать, что финансовый уполномоченный не
представляет собой орган государственной власти и обладает статусом института
гражданского общества, который признан государством на уровне существующего
федерального закона и обладает отдельными функциями органа государственной
власти, но самая его главная функция - это разрешение споров между сторонами.
Согласно положениям порядка, закрепленного в Законе о финансовом
уполномоченном, до момента обращения в суд по категории дел, которые связаны с
предоставлением определенных финансовых услуг, потребитель должен задействовать
всевозможные процедуры, которые предусмотрены указанным Законом, в чье число
входит, в том числе, и полное рассмотрение финансовым уполномоченным обращений
потребителя финансовых услуг.
В то же время, если потребитель не согласился с конкретным решением,
принятым финансовым уполномоченным, а также в случаях, когда финансовым
уполномоченным не рассмотрено его обращение в конкретный срок, потребитель
может обратиться в суд с иском к данной финансовой организации. В границах
этого спора финансовый уполномоченный привлекается как третье лицо с
возможностью представления суду своей правовой позиции по этому вопросу.
У страховой организации сохраняется право на обращение в суд при
несогласии с решением финансового уполномоченного. Но, в отличие от
потребителя, обратившегося с иском к финансовой организации, организацией
обжалуется решение непосредственно самого финансового уполномоченного. В законе
есть указание на право страховой организации на обращение к финансовому
уполномоченному с заявлением о приостановлении исполнения решения, что
выступает в качестве достаточно важной гарантии соблюдения ее прав.
Специфика финансового уполномоченного в том, что данный орган не
выступает в качестве органа, который нейтрально относится к сторонам спора
между потребителем финансовых услуг и финансовой организацией. Финансовый
омбудсмен представляет собой орган по защите законных прав и интересов
потребителей финансовых услуг. Исследуемый федеральный закон, указывая на
необходимость потребителя до момента обращения в суд обратиться к финансовому
омбудсмену, наделяет его возможностью сделать это за пределами процедур и форм,
характерных для искового производства и требующих обращения к профессиональному
посреднику с целью подготовки искового заявления. Обращение потребителя должно
содержать в себе минимальное количество необходимой информации, позволяющей
оценить, что из себя представляют субъекты спора и предмет спора. При всем этом
службой по обеспечению деятельности финансового омбудсмена обязательно
оказывается содействие финансовому потребителю в оформлении данного обращения.
С момента нарушения прав потребителя и до дня, когда лицом будет получена выплата в полном объеме, проходит
ориентировочно не менее 6 месяцев.
Теперь потребители, чьи права были нарушены в связи с невыплатой или
частичной невыплатой страхового возмещения, следуют следующему алгоритму: после
того, как страховой компанией не удовлетворяются требования, которые изложены потребителем
в претензии, лицо может обратиться к уполномоченному по правам потребителей
финансовых услуг с целью разрешения данной ситуации. Данное обращение может
подаваться в течение трех лет с даты, как это лицо узнало или должно было
узнать о нарушении своих прав. Указанный срок восстанавливается уполномоченным
по заявлению потребителя. Необходимо указать, что с 1 июня 2019 все страховые
организации, которые осуществляют деятельность по ОСАГО, обязуются организовать
взаимодействие с финансовым уполномоченным. Данные организации включаются в
специальный реестр. Финансовым уполномоченным рассматриваются обращения граждан
в отношении организаций, которые включены в данный реестр[6].
На сегодняшний день службой финансового омбудсмена разработан сайт
(https://finombudsman.ru), через который в электронном виде можно направлять
обращение с целью досудебного урегулирования спора. Если указанное обращение
соответствует требованиям, которые изложены в Федеральном законе «Об
уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», в течение трех рабочих
дней потребителю обязаны сообщить о принятии жалобы к рассмотрению или об
отказе в принятии к рассмотрению.
Интерес состоит также в порядке рассмотрения обращения. Финансовым
уполномоченным направляется в страховую компании указанное обращение и
запрашиваются недостающие документы, представляемые финансовой организацией в
течение 5 дней. По общему правилу дела рассматриваются в заочном порядке на
основании документов, которые представляются сторонами документов. Но, по
заявлению сторон дело может рассматриваться очно, либо при помощи
видео-конференц-связи[7].
Обращение должно рассматриваться финансовым омбудсменом в течение 15 дней
с момента его получения. Указанный срок может продлеваться при необходимости с
целью назначения независимой экспертизы. Срок рассмотрения в данном случае
приостанавливается на время производства указанной экспертизы. Такой небольшой
срок, который предоставляется уполномоченному с целью рассмотрения обращения
потребителя, становится абсолютным преимуществом в пользу решения спора
непосредственно через финансового омбудсмена, а не через судейское
вмешательство. По истечению срока рассмотрения уполномоченный выносит одно из
трех решений: об удовлетворении, о частичном удовлетворении, либо об отказе в
удовлетворении обращения.
Закон предусматривает, что решение финансового уполномоченного подлежит
вступлению в силу в течение 10 дней. Указанное решение обязательно к исполнению
страховой компанией в сроки, указанные непосредственно в самом решении. Можно
сказать, им заменяется судебное решение. Также, если страховой компанией в
добровольном порядке не исполняются все возложенные на нее решением требования
в пользу потребителя, то уполномоченным выдается последнему удостоверение,
имеющее силу исполнительного документа[2].
Беспрецедентным в данном случае также является то, что если страховая
компания не согласна с решением финансового уполномоченного, то организацией
подается иск в суд уже не к потребителю, а к финансовому уполномоченному. Тем
самым законодателем ограждается потребитель от посещения судов, а также от
траты денег на ведение дел недобросовестными автоюристами.
Но, на наш взгляд, в новом порядке урегулирования споров значительные
недостатки. В том числе, уполномоченным могут быть рассмотрены требования
только имущественного характера. Это означает, что вопросы, которые связаны с
возмещением морального ущерба при ДТП, в подобном порядке рассмотрены не будут.
Также, недостатком является тот факт,
что с данным обращением потребитель обращается только лично. Это означает, что
по доверенности больше не получится представлять интересы потребителя.
Недостаток в том, что финансовым омбудсменом не может быть назначен в
пользу потребителя штраф, в размере 50% от взысканной суммы, на сегодняшний
день назначается судами. На данный штраф потребителем может быть расчет только
в случаях, когда страховой компанией не исполняется добровольно в обозначенный
срок решение финансового омбудсмена. Для этого потребитель должен написать
обращение в суд с соответствующим иском.
С 1 июня 2019 все страховые организации, которые осуществляют
деятельность по ОСАГО, обязуются поддерживать взаимодействие с финансовым
уполномоченным. Данные организации подлежат включению в специальный реестр.
Финансовым уполномоченным рассматриваются обращения граждан касательно
организаций, которые включены в данный реестр[1].
Недостатки также находят свое отражение в том, что большинство
автовладельцев при обращении за защитой в судебные органы не осведомлены о
подобном нововведении в законодательстве, ввиду изложенного, огромное
количество исковых заявлений на настоящий момент оставляются судом без рассмотрения.
Список литературы:
- Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"// "Собрание законодательства РФ", 06.05.2002, N 18, ст. 1720
- Федеральный закон от 04.06.2018 г. N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» // СЗ РФ. 2018. N 2. Ст. 3390. Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. N 2300–1 «О защите прав потребителей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 766.
- Башкин, В.Н. Экологические риски. Расчет, управление, страхование / В.Н. Башкин. - М.: Высшая школа, 2015. - 202 c
- Грищенко, Н. Б. Основы страховой деятельности. Учебное пособие: моногр. / Н.Б. Грищенко. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 352 c.
- Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э. Публично-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации. М. : Юрайт, 2017. С. 267—276.
- Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э. Особенности правового статуса финансового управляющего// Вестник университета имени О.Е. Кутафина №10.2018
- Мурадян А.Э. Как получить полную выплату со страховой компании по ОСАГО, или новый порядок урегулирования спора//Юридическая наука №3. 2019
- Сплетухов Ю.А. Страхование. - М.: Экономистъ, 2018. - 876 c.
Комментарии: