» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019
Автор: Авдеева Екатерина Андреевна, Горбунова Юлия Александровна, студентки
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: К вопросу об урегулировании конфликта интересов на государственной гражданской службе
Дата публикации: 12.12.2019
УДК 4414
К ВОПРОСУ ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
Авдеева Екатерина Андреевна
Горбунова Юлия Александровна
студентки 3
курса 313 группы
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов
Аннотация. В статье рассматриваются
вопросы, связанные с урегулированием
конфликта интересов на государственной службе. Проанализированы нормы
законов по соответствующей теме, а также
выявлена актуальность.
Акцентируется внимание на требованиях, предъявляемых к гражданским служащим и
их обязанностях. Определены основные способы предотвращения конфликта интересов
и их недостатки, составляющие пробелы в законодательстве.
Ключевые слова: конфликт интересов,
государственный гражданский служащий, государственная гражданская служба.
Введение института урегулирования конфликта интересов на
государственной службе было предопределено международными обязательствами
России, которые вытекают из Конвенции ООН против коррупции [1].
На данный момент проблемы урегулирования конфликтов интересов на
государственной гражданской службе широки и многообразны. На государственном
уровне, кроме международных актов, также регулируются нормами
антикоррупционного законодательства, нормативно – правовыми актами о
государственно – гражданской службе.
Под конфликтом интересов рассматривается ситуация личной
заинтересованности лица, замещающего должность, замещение которой
предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию
конфликта интересов, который влияет или может повлиять на надлежащее,
объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных)
обязанностей (осуществление полномочий). Личная
заинтересованность распространяется не только на самого государственного
служащего, но и на его близких родственников. Следует также отметить, что
указанный термин подпадает и под иных лиц, которыми являются, например друзья
государственного служащего [2].
Во избежание неблагоприятных ситуаций, связанные с конфликтом
интересов, на законодательном уровне предусмотрены нормы этики поведения
государственного служащего. Основополагающим, на наш взгляд, является служба
интересам государства и населению добросовестно, одновременно и представляющая
обязанность, выражающаяся в тексте присяги при поступлении на службу.
Немаловажным требованиям к служащему является его профессионализм и
компетентность.
Акцентируем внимание на основном принципе, определяющей
урегулирования конфликта интересов и закрепленного в нормах статьи 19
Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» [3]. Так,
гражданский служащий, представитель нанимателя должны принимать меры по
предотвращению и урегулирование конфликта интересов. Кроме того, обязанность
гражданского служащего заключается и в предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера. Для соблюдения требований к служебному поведению
гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов создаются
специальные комиссии, утверждаемые Положением, принятым Президентом РФ [4].
Состав комиссии составляет: представитель нанимателя и (или) уполномоченные им
гражданские служащие, представитель соответствующего органа по управлению
государственной службой, а также представители научных и образовательных
учреждений, деятельность которых связана с государственной службой. Комиссии по
урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы, была
исключена возможность возникновения конфликтов интересов внутри самой комиссии.
В комиссию представляются данные, подтверждающие нарушение гражданским служащим
требований к служебному поведению или наличие у него личной заинтересованности.
Стоит отметить, что на практике отмечается
«пассивность» деятельности комиссий, так как эффективность их работы зависит от
уровня поступающих обращений. Однако в некоторых субъектах такие комиссии в
принципе отсутствуют. Обоснованием такой проблемы является слабая
разработанность такой деятельности и недостатком квалифицированных кадров. Так,
решаемых вопросов большое количество, однако специалист, имеющий
достаточные знания в одной сфере, может
быть абсолютно некомпетентен в другой. На основании приведенных
исследованиях, например, только для
примерно 13,6% представителей изучение вопросов государственной службы или
противодействия коррупции является основным направлением профессиональной
деятельности [5].
В целях урегулирования конфликта интересов применяются также нормы антикоррупционного законодательства, а
именно установлена дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных
правонарушений, применяются замечание, выговор, предупреждение о неполном
должностном соответствии. Исходя из анализа судебной практики, наиболее частым предметом судебных
разбирательств являются: признание незаконным наложение дисциплинарного
взыскания в виде увольнения, изменение основания увольнения, отмена приказа об
увольнении, восстановление в должности
или на службе, о признании незаконным
решения комиссии по урегулированию конфликта интересов или аттестационной
комиссии [6].
Одними из способов решения проблемы также является самоотвод
гражданского служащего и отказ от выгоды, являющиеся предметом конфликта.
Однако считаем, что возникает сложность
в применении указанных способов урегулирования ситуации. В первую
очередь, в законодательстве не дается
определения, что значит «выгода» и не определен порядок ее отказа. Также
стоит заметить, что и процедура отвода
государственного гражданского служащего
также не закреплена в нормах ни одного из законов.
Таким образом, действующие законодательство имеет ряд пробелов в
решении вопроса урегулирования конфликтов интересов. Однако стоит заметить, что
данный аспект вопроса продолжает развиваться. Так, большую значимость несет Указ Президента РФ № 378 «О Национальном плане
противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» [7], который содержит указание на совершенствование правовых и организационных
основ, положенных в урегулирование конфликта интересов.
Список литературы:
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров. - 2006. - № 10. - С. 7 – 54.
- Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 октября 2012 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ // Российская газета. – 2004. - № 162
- О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: Указ Президента РФ от 01 июля 2010 № 821 // Российская газета. – 2010. - № 147.
- Маскалева О.С. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов: формальные требования и фактический состав / О.С. Маскалева // Государственное управление. – 2016. - № 59. – С. 143.
- Обзор практики применения судами в 2014 – 2016 годах законодательства РФ при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдением требований законодательства о противодействии коррупции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. – № 8.
- О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы: Указ Президента РФ от 29 июня 2018 № 378 // Собрание Законодательства РФ. – 2018. - № 27. – Ст. 4038.
Комментарии: