» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (34) 2020
Автор: Борисов Евгений Алексеевич, магистрант 2 курса
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Анализ экологической политики России
Дата публикации: 28.12.2020
УДК
338.23
АНАЛИЗ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Борисов Евгений Алексеевич
магистрант 2 курса, факультет «Политехнический институт»
Девятина Джамиля Шаяровна
магистрант 1 курса, факультет «Политехнический институт»
Лобынцева Ольга Алексеевна
магистрант 1 курса, факультет «Политехнический институт»
научный руководитель: Бодров Андрей Сергеевич
кандидат технических наук, доцент
Орловский
государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орел
Аннотация: В статье рассматриваются основные направления государственной
политики в сфере природоресурсного и природоохранного регулирования,
особенности формирования стратегических подходов к реализации экологической
политики на региональном и локальном уровнях территориальной организации.
Ключевые слова: экологическая политика, стратегические подходы, территория,
природные ресурсы, управление природопользованием, государственное
регулирование.
Глобальность экологических проблем, связанных с изменениями
климата, утратами в биологическом разнообразии, рисками опустынивания и рядом
других негативных факторов для окружающей среды обусловливает загрязнение
атмосферного воздуха, водных ресурсов, затрагивая интересы Российской Федерации
и ее граждан. При этом, в настоящее время, к постоянно действующим
дестабилизирующим факторам добавились новые: политическая дезинтеграция,
межнациональные конфликты и войны, социальная напряженность в обществе,
экологические последствия демилитаризации, экологические проблемы образования и
утилизации отходов и т.п. Вместе с тем, динамично меняющаяся обстановка в
глобализирующемся мире, требует постоянной корректировки экологической политики
России, поскольку основную роль в ее выработке и реализации играет государство.
Кроме того, в период экономического и индустриального
развития проблема охраны природы и окружающей среды встает особо остро. Это
объясняется тем, что невозможно обеспечить устойчивое развитие, истощая и разрушая природную среду [1].
Органы исполнительной власти осуществляют управление
природоохранной деятельностью с помощью широкого спектра инструментов: введение
ограничений, лицензирование, экологическое нормирование, контроль и
сертификация продукции, учет и социально- экономическая оценка природных
ресурсов, плата за природопользование, возмещение вреда окружающей среде, стандартизация
и т.д.
Важную роль процедура оценки риска здоровью населения играет
в контроле и надзоре, экологическом мониторинге, выявлении приоритетных
территорий, имеющих наибольшую экспозиционную и рисковую нагрузку, обосновании
выбора контролируемых загрязняющих веществ и дальнейшем планировании
управленческих решений по обеспечению нормативных требований к качеству
окружающей среды.
К системе организации управления природоохранной
деятельностью относится компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ
в области природоохраны и природопользования и основные группы функций,
необходимых к исполнению, к которым относят: прогнозирование и планирование,
нормативно-правовое регулирование, финансовое и материально-техническое
обеспечение, учет и контроль рационального и безопасного использования
природных ресурсов и т.д. Однако самой главной задачей выступает обеспечение
соблюдения всеми природопользователями природоохранного законодательства [2].
Механизмы государственного регулирования природоресурсной деятельности
– это средства организации практического осуществления государственного
управления в сфере природоресурсного и природоохранного регулирования.
Регулирование природопользования включает административный и экономический
механизмы управления. Первый учитывает организационно-хозяйственное и
нормативно-правовое регулирование, включающий мониторинг, учет, информационное
обеспечение, а также организацию работ, нормативно-правовое – экологическое
законодательство, программы социально-экономического развития, экологические
стандарты и т.д. Экономический механизм управления представляет собой
экономическое стимулирование мерами негативной и позитивной мотивации, ценовые
механизмы и рыночные регуляторы. При этом экологическое образование и
воспитание в современной экологической политике также выступают в качестве
важнейших инструментов, которые могут быть использованы, как для предотвращения рисков, так и для
последующего смягчения экологических последствий.
Таким образом,
государство осуществляет управление
природоохранной деятельностью посредством различных механизмов, которые
представляют собой методы и средства государственного регулирования. В его
объект, прежде всего, входит состояние окружающей среды, природные ресурсы, а
также охрана здоровья и жизни людей от отрицательного воздействия
неблагоприятной экологической ситуации.
В итоге, можно сделать вывод, что в современных условиях
экологическая политика России приобретает новые формы и методы в процессе
достижения целей устойчивого развития.
Однако, следует отметить, что существующая официальная
статистическая информация не дает полного представления об экологических
проблемах того или иного региона или муниципалитета. Для получения более полной
и реальной картины возникает необходимость проведения выборочных
социологических исследований с целью оценки качества окружающей среды,
используя мониторинг, как средство социально- экологического аудита органов
местного самоуправления, учитывая, что каждое поселение находится в конкретной
среде, обеспечивающей жизнедеятельность людей в пределах определенной
территории. Причем каждая территория имеет свои природные и общественные
условия, которые формируют соответствующие социально-территориальные общности
людей. И это требует от местной власти принятия и реализация своих собственных мер, однако не противоречащих
общегосударственным интересам [3].
В процессе оценки условий и факторов формирования и
реализации экологической политики в российских регионах, необходимо учитывать
основные экологические показатели, включая выбросы загрязняющих веществ в
атмосферный воздух от стационарных источников; забор воды и сброс сточных вод в
водные объекты; образование, использование и обезвреживание отходов; инвестиции
и текущие затраты, направленные на охрану окружающей среды, характеризующие
интенсивность воздействия хозяйственной деятельности на состояние окружающей
среды и эффективность природоохранного управления территориями.
Насущность и нерешенность экологических проблем резко
обостряет все социально-экономические и политические вопросы, которые ставит
перед обществом текущий исторический момент. Поэтому важной задачей является
осмысленное понимание всех негативных последствий существующих тенденций
экологического развития для регионов и муниципальных образований в Российской Федерации.
Список литературы:
- Махрова М.В., Махрова Е.И. К вопросу об экологической политике в Российской Федерации// В сборнике: Экология и ресурсо- и энергосберегающие технологии на промышленных предприятиях, в строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве. Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – 302с.
- Русин С.Н. Экологическая функция государства, экологическая политика и экологическое право// Экологическое право. – 2017. – № 4. – С.10-18.
- Черкашина Е.Г., Щеглова А.А. Экологическая политика Российской Федерации на современном этапе//Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки.- 2018.- № 78. С. 65-72.
Комментарии: