» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (34) 2020
Автор: Хрисоненко Алена Игоревна, -
Рубрика: Физико-математические науки
Название статьи: Интеграция математики с профессиональными дисциплинами в среднем профессиональном образовании
Дата публикации: 7.01.2020
УДК 51-7
ИНТЕГРАЦИЯ МАТЕМАТИКИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ
ДИСЦИПЛИНАМИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
студентка 3 курса
научный руководитель: Е.А. Михалкина
канд.пед.наук, доцент
ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, РФ
Аннотация. Данная статья описывает, какие межпредметные
связи могут быть в среднем профессионально образовании". А также что они
подразумевают, и какие положительные результаты дают. В статье говориться о
формировании универсальных компетенций студентов, с помощью межпредметной
интеграции.
Внедрение проекта «Формирование универсальных
компетенций студентов в процессе интеграции информатики и математики» в учебный
процесс способствует развитию познавательной деятельности, логического,
образного, аналитического и других видов мышления, формируя приемы умственных
действий и осуществляя межпредметные связи, позволяет
сконцентрировать все внимание на практическую направленность рассматриваемых
задач, т. е. формирование универсальных, общих, профессиональных компетенций,
тем самым реализуя цель среднего профессионального
образования – приведение качества подготовки выпускников профессиональных
образовательных организаций СПО в соответствие с потребностями работодателей и
рынка труда.
Ключевые слова: интеграция, межпредметные связи, интегрированный
урок, компетенции, универсальные компетенции.
Математическое
образование, получаемое в средней школе, имеет большое значение практической
деятельности учащихся. Последнее время роль математики в жизни общества
возрастает особенно быстро.
Научно-технический
прогресс и повышение технической сложности производства предъявляет новые
требования к отношению обучения математике в средней школе. Понятно, что
изучать все математические понятия через теоретических
материалов невозможно. Поэтому решение задач дают возможность связать теорию с
практикой.
Интеграции
знаний по межпредметам развитие творческой
деятельности учащихся. Кроме этого без некоторого математического понятия
изучать другие предметные понятия невозможно.
Понятие
интеграции вошло в педагогику вначале 1980-х гг. Метод интеграции выявляет
связи между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы
наблюдения учащихся в различных предметах[5].
Методика
интеграции математики и информатики на уроках в средней школе была разработана
в виде интегрированных уроков, установления межпредметных
связей, творческой работы учащихся.
Межпредметные связи
позволяют осуществить интеграцию, не требуя связи уроков между собой. Но
остается обязательным выделение общих тем, понятий[1].
Представим
интеграцию математики с профессиональными дисциплинами в среднем профессиональном образовании.
В
Техникуме строительства и городского хозяйства, г. Улан-Удэ, в 2016–2019 гг.
был реализован проект «Формирование универсальных компетенций студентов в
процессе интеграции информатики и математики» для обучающихся профессиям и
специальностям технического профиля. Опыт реализации интегративного подхода, формирования универсальных и общих
компетенций в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам в техникуме
показал свою эффективность.
На
организационно-подготовительном этапе проекта «Формирование универсальных
компетенций студентов в процессе интеграции информатики и математики» на основе
анализа требований ФГОС общего и профессионального образования сопряжены
требования к результатам обучения: между личностными, метапредметными,
предметными результатами при обучении общеобразовательным дисциплинам и ОК, ПК
при обучении дисциплинам профессионального модуля[7].
При
разработке вариантов показателей-индикаторов универсальных компетенций были
использованы материалы Ассоциации классических университетов России,
рекомендации Бурятского государственного университета им. Доржи
Банзарова, замечания и предложения Бурятского института повышения квалификации
работников образования, результаты обсуждения с представителями педагогического
сообщества – методических объединений преподавателей математики
профессиональных образовательных организаций Республики Бурятия и
Забайкальского края.
Определен
перечень показателей достижения каждой формируемой компетенции на основе
экспертной оценки и распределение их по элементам образовательной программы,
проведен анализ содержания учебных дисциплин «Математика», «Информатика» и
других элементов образовательной программы в зависимости от профилизации
и на его основе разработаны признаки проявления каждой компетенции на различных
уровнях ее усвоения. Для универсальных компетенций, одинаковых для всех
профилей, преобладает экспертная оценка показателей их достижения с
многократным профессиональным обсуждением.
Внедрение
проекта «Формирование универсальных компетенций студентов в процессе интеграции
информатики и математики» в учебный процесс способствует развитию
познавательной деятельности, логического, образного, аналитического и других
видов мышления, формируя приемы умственных действий и осуществляя межпредметные связи, позволяет сконцентрировать все
внимание на практическую направленность рассматриваемых задач, т. е.
формирование универсальных, общих, профессиональных компетенций, тем самым реализуя цель среднего профессионального образования –
приведение качества подготовки выпускников профессиональных образовательных
организаций СПО в соответствие с потребностями работодателей и рынка труда.
Главной
целью проекта является формирование общих, универсальных,
учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций,
способствовать формированию профессиональных компетенций. Проект «Формирование
универсальных компетенций студентов в процессе интеграции информатики и
математики» имеет долгосрочный, межпредметный,
информационно-исследовательский характер [4].
Идея
данного проекта заключается:
- в возможности интегрировать различные предметы: математика + информатика, физика + информатика, дисциплина профессионального модуля + информатика и др., где основным дидактическим инструментом является межпредметная связь;
- усилении прикладной, профессионально ориентированной направленности обучения общеобразовательным дисциплинам;
- расширении возможности проектно-исследовательской деятельности студентов;
- объединении возможностей, способностей участников проекта в обмене образовательными ресурсами.
Внедрение
в практику обучения в системе среднего профессионального образования проекта
«Формирование универсальных компетенций студентов в процессе интеграции информатики
и математики» актуально, так как позволяет решить проблему студента,
испытывающего трудности в применении теоретических знаний при решении
конкретных задач прикладного, профессионально ориентированного и
профессионального характера, поскольку компетенция является понятием из сферы
отношений между знанием и практической деятельностью, включающей совокупность
смысловых ориентаций, знаний, умений и опыта деятельности
обучающегося.
Таким
образом, проект не только усиливает прикладной и профессионально ориентированный
характер интегрированного предметного обучения, но и выполняет пропедевтику
формирования профессиональных компетенций в процессе обучения общеобразовательным
дисциплинам.
Список литературы:
- Акулич М.М. Образование в условиях глобализации / М.М. Акулич // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – № 5. – С.50 – 57.
- Вайнштейн Ю. В., Шершнева В. А., Сафонов К. В. Идеология CDIO в обучении математике // Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). С. 75–82.
- Галямова Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.М.Галямова, В.В. Выгонов. 2-е изд., стер. М.: ИЦ «Академия», 2014. 176 с.
- Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения // Начальная школа, 1990. № 9. С. 28-31.
- Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для учителей, преподавателей и руководителей школ / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – М.: Изд. «Учитель», 2006. – 224 с.
- Лозовая Н. А. Реализация преемственности в обучении математике студентов инженерного вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2018. № 2 (44). С. 57–64
- Шкерина Л. В., Шкерина Т. А. Новые дидактические принципы теоретической подготовки студентов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2017. № 3 (41). С. 95–104.
Комментарии: