» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (34) 2020
Автор: Мерянова Алла Михайловна, Учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Разнообразные методы и формы организации учебного процесса, позволяющие реализовать подходы к современному уроку в свете требований ФГОС
Дата публикации: 4.01.2020
УДК 373
РАЗНООБРАЗНЫЕ
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗОВАТЬ ПОДХОДЫ К
СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Мерянова
Алла Михайловна
учитель начальных классов,
МБОУ «Роговатовская СОШ с
УИОП», с. Роговатое
Аннотация. Образование, полученное в начальной школе, является
основой для последующего получения знаний.
Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения
атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику
преподавания, в основном, приходится перестраивать. Ученики хотят и должны
открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Ключевые слова: методы, формы, учебный процесс, современный урок
Мне, как современному учителю,
следует не только давать обучающимся образование в виде
системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать
познавательные и креативные возможности детей,
воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать
свои возможности.
Традиционные методы обучения
ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным
условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую
практику инновационных технологий [1].
В настоящий момент в своей работе я использую самые различные
педагогические инновации.
Наиболее характерные инновационные технологии, которые чаще всего использую
в своей работе – это Игровая технология.
Игры позволяют мне осуществлять дифференцированный подход к учащимся,
вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень
подготовки по предмету. С помощью игры можно совершенствовать вычислительные,
грамматические навыки, формировать речевые умения, развивать наблюдательность,
внимание, творческие способности и т. д.
В моём арсенале содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у
детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых
представлении, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность,
укрепляющие волю.
Технология проблемного обучения привлекла меня новыми
возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными
слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных
проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше
усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами
и выразили по-своему. Выводы учеников
обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями
учебников [2].
Исследовательская работа – уроки окружающего мира,
литературное чтение. Дети по природе своей исследователи и с большим
интересом участвуют в различных исследовательских делах. Очень важно научить
детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти
ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить
эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При
проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.
Обучение в сотрудничестве
(групповая работа)
Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения
ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на
первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза
изучаемого материала.
И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности.
Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать
работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею,
выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает
(желательно в схемах) все, что предполагает группа. Критик – выявляет
недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции
неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться
к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.
Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг
друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за
ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей
ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать
сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности) [3].
На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким
уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают
попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется
серия таких уроков и кропотливый труд учителя.
Разумеется,
мы регулярно проводим работу в парах. На уроках систематизации и обобщения
знаний, эта работа позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний,
выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся.
Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность
ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить
умение обучать других.
Широкое
применение информационных компьютерных технологий существенно улучшает
положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Ребята с
удовольствием работают с ресурсами Интернет при выполнении проектов, на уроках
используем готовые электронные продукты [4].
Здоровьесберегающие технологии.
Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и
методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю
школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Использую на
уроках различные весёлые физкультминутки, гимнастику, «пение» звуков и многое
другое. На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим
содержанием [5]:
Математика
Решите задачу. Петя на празднике
съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
(дети составляют краткую запись и записывают решение задачи) – Можно съедать
так много пирожных? Почему? – Какое правило надо соблюдать? (Правильно
питаться)
Литературное чтение
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о
правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы
о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Например:
«Сестрица Алёнушка
и братец Иванушка»
- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Все вышеизложенные формы и методы работы, новые
технологии, применяемые на уроках и внеурочное
время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию
любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка
желание учиться.
Список литературы:
- Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов СПб.: Реноме, 2012.
- Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования– М.: Просвещение, 2011.
- Губанова Е.В., Веревко С.А. Новый стандарт: результаты, инновации, риски. // Народное образование. – 2011. – №5. – С.25‐31.
- Егорова Л.Н. Модель дифференцированного контроля знаний учащихся. // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – №1. – С. 45‐48.
Комментарии: