» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (34) 2020
Автор: Оспищев Роман Игоревич, студент 2 курса магистратуры, кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Концепция статуса следователя
в российской федерации и зарубежных странах
Дата публикации: 9.01.2020
УДК 343.16
КОНЦЕПЦИЯ
СТАТУСА СЛЕДОВАТЕЛЯ
В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Оспищев Роман Игоревич
студент
2 курса магистратуры
кафедры
уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, Юридического института
Российский
университет дружбы народов, г. Москва
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы
концепции статуса следователя в Российской Федерации и зарубежных странах.
Отмечены исторические аспекты
«следственного судьи». Предложен новый институт для введения в российское уголовно-процессуальное
законодательство нового участника уголовного судопроизводства.
Ключевые слова: следственный судья, уголовный процесс,
судопроизводство, следователь, прокурор, законодательство.
В
настоящее время концепция понятия «следственного судьи» в Российской Федерации
не находит своего отражения в нормативных актах.
Первая
предпосылка появления в законодательстве такой фигуры как«следственный судья»
нашла свое отражение в Уставе уголовного судопроизводства 1865 года. В данном
законодательном акте предусматривалось, что проведение предварительного
расследования, то есть собирание первоначальной доказательной базы в ходе
расследования уголовного дела в Российской империи возлагалось на «судебных
следователей».
Судебные
следователи в ходе своей работы, привлекали так же к расследованию представителей
полиции, которые по поручению судебного следователя производили процессуальные
действия.
В ходе
реформирования уголовно-процессуальной политики Российской империи институт «судебных следователей»
просуществовал лишь до 1917 года[6].
На сегодняшний
день, статус следователя закреплен в статье 38 УПК РФ и устанавливает, что следователь
– это должностное лицо, наделенное уголовно-процессуальными полномочиями,
которое уполномочено осуществлять предварительное расследование по уголовному
делу[3]. Следователь – хоть и выступает с
позиции обвинения по уголовно-процессуальному законодательству, но возложенные
на него функции по доказыванию виновности лиц не есть исчерпывающие. На
следователя также возложена функция по выявлению иных обстоятельств по делу, а
именно: характеристика личности обвиняемого, смягчающие и отягчающие
обстоятельства, а также определение обстоятельств, исключающих преступность и
наказуемость деяния.
Затрагивая
процессуальный статус следователя, стоит отметить, что на него возлагаются
обязанности, за которые он, разумеется, несет ответственность. Привлечение
следователя к ответственности по УПК РФ может быть: дисциплинарной,
гражданской, административной и уголовной. [2].
Статья 38
УПК РФ закрепляет следующие полномочия следователя[4]:
- Возбуждение уголовного дела;
- Принятие дела к производству или передача уголовного дела, через руководителя следственного органа по подведомственности;
- Самостоятельно принимать решения о ходе расследования уголовного дела, а также принимать решения о производстве следственных действий по делу (если не требуется получения судебного решения или согласия руководителя следственного органа);
- Давать органу дознания в письменной форме поручения о проведения оперативно-розыскных мероприятиях, о приводе, задержании лиц и так далее;
- Обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора об отмене о возбуждении уголовного дела или о возвращении уголовного дела следователю для проведения дополнительных следственных действий.
Существенное
изменение в законодательство Российской Федерации в 2007 году внесла реформа об
отделении следователей при прокуратуре в отдельный следственный аппарат,
именуемый как Следственный комитет Российской Федерации, с последующим
перераспределением полномочий прокурора и руководителя следственного органа. Получается так, что защитив рядового следователя от
прокурора, законодатель от решений и указаний руководителя следственного органа
его не освободил [1].
Однако
рассматривая концепцию статуса следователя в зарубежном законодательстве, стоит
обратить внимание на различное функционирование «следственного судьи» за
рубежом. Рассматривая данную концепцию с последующим внесением в действующее
уголовно-процессуальное законодательство новеллу (модель) нового участника
следствия. Целью же является поддержание принципа сдержек и противовесов, а
также эффективности и экономичность затрат в уголовном судопроизводстве России[7].
Следственный
судья (в ряде стран) –
это должностное лицо, ответственное за проведение судебного расследования по
административным или уголовным делам, наделенный одновременно функциями
следователя и судьи, занимающийся расследование самостоятельно, без участия
иных лиц (стороны защиты, присяжных заседателей и других лиц).
Следственный
судья как должностное лицо существует уже столетиями в ряде европейских стран:
Бельгия, Франция, Испания, Греция. Кроме того, постепенно набирает обороты
введение института «следственного судьи» и в ряде постсоветских стран, таких
как: Грузия (в 2015 году), Казахстан (в 2015 году), Украина (в 2013 году),
Латвия (в 2005 году), Литва (в 2002 году). Наименование должностного лица в
некоторых странах отличается от общеизвестного, например: в Молдове – «судья по
уголовному преследованию», в Грузии «судья-магистрат», в Эстонии – «судья по
предварительному следствию».
В
странах, где законодательно закреплено положение «следственного судьи», общие
положения его статуса очень схожи. Он выполняет функции:
- по установлению наличия или отсутствия признаков состава преступления;
- определению (установлению) для подозреваемого (обвиняемого) уголовной ответственности за совершенное им преступление.
По итогам
проведения судебного следствия «следственный судья»составляет заключение, в
котором отражает сущность установленных им обстоятельств по делу и свои
«суждения» касаемо обвиняемого по делу.
Во
Франции у прокурора есть
полномочие на возбуждение уголовного дела, но на стадии расследования
преступления он не имеет никаких полномочий, осуществляемых в ходе
расследования преступления, потому как полномочия по проведению
предварительного расследования возлагаются на «следственного судью».
В ФРГ присуща иная концепция «следственного
судьи», под его контролем находится орган «полицейского дознания» Германии.
Стоит
отметить, что во Франции фактически прокуратура контролирует «следственных судей», а в ФРГ «следственный судья» является
основным руководителем расследования, а также он вправе санкционировать ограничение
прав граждан в рамках дознания, которое осуществляет «полицейское дознание»
Германии[5].
Список литературы:
- Горюнов, В. В. Процессуальная самостоятельность следователя в свете реформы следственного аппарата / В. В. Горюнов // Российский следователь. – 2012. – № 19. – С. 13–16.
- Мельников, В. Ю. Следователь и дознаватель в уголовном процессе / В. Ю. Мельников // Уголовное судопроизводство. – 2008. – № 4. – С. 3–6. 4.
- Мкртчян, В. Г. Процессуальная самостоятельность следователя / В. Г. Мкртчян // Право: история, теория, практика: материалыIIIмеждунар. науч. конф. – СПб: Свое издательство, 2015. – С. 126–129.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019)
- Уголовный процесс : учебник для академического бакалавриата / В. П. Божьев [и др.] ; под редакцией В. П. Божьева, Б. Я. Гаврилова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 490 с.
- Уголовный процесс : учебник для вузов / Б. Б. Булатов [и др.] ; под редакцией Б. Б. Булатова, А. М. Баранова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 555 с.
- Шадрин В. С. Обеспечение прав личности и предварительное расследование в уголовном процессе / В. С. Шадрин // Государство и право. – 1994. – № 4. – С. 96–104.
Комментарии: