» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (36) 2020
Автор: Давлетшина Лилиана Рашитовна, студент 5 курс
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Анализ результативности проведения выездных налоговых проверок в РФ за 2019 год
Дата публикации: 18.02.2020
УДК 336.22
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ
НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2019 ГОД
Давлетшина Лилиана Рашитовна
студент 5 курса специалитета
Кафедра экономико-правового обеспечения безопасности, институт истории и государственного управления,
Башкирский Государственный Университет, г. Уфа
Аннотация. В данной статье описывается анализ
проведения выездных налоговых проверок в Российской Федерации за 2019 год.
Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговый контроль,
выездная проверка.
В соответствии со статьей 82
Налогового Кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается
деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением
законодательства о налогах и сборах. Налоговый контроль проводится должностными
лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых
проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков
сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности,
осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а
также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Основной и
наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые
проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми
органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из
которых: выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах и
предупреждение налоговых правонарушений.
Анализ качества проводимой
контрольной работы налоговых органов подразумевает оценку проводимых выездных
налоговых проверок, поскольку именно выездные налоговые проверки по оценкам специалистов обеспечивают наибольшие поступления
доначисленных платежей.
Основным количественным показателем,
характеризующим деятельность налоговых органов, принято считать сумму
дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы и ее
динамику по сравнению с предыдущими периодами.
Общие сведения о проведенных
выездных проверках содержатся в таблице 1.
Таблица
1. Анализ результатов проведения
выездных налоговых проверок за период 2017-2019 гг. по Российской Федерации
Показатель |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Измерения |
|||
Абс. |
Темп роста/снижения |
||||||
2018 - 2017 |
2019 – 2018 |
2018/2017 |
2019/2018 |
||||
Количество проведенных выездных проверок, ед. |
26051 |
20164 |
14156 |
−5887 |
−6008 |
0,7 |
0,7 |
Из них выявившие нарушения |
25804 |
19779 |
13842 |
−6025 |
−5937 |
0,7 |
0,6 |
Доначислено платежей по результатам проверок всего (тыс. руб.) |
352043476 |
311399749 |
307769124 |
−40643727 |
−3630625 |
0,8 |
0,9 |
Из них: налоги |
254367665 |
222554474 |
218194588 |
−31813191 |
−4359886 |
0,8 |
0,9 |
Налоговые санкции, пени, штрафы |
97675811 |
88845275 |
89574536 |
−8830536 |
729261 |
0,9 |
1,0 |
Проведенный анализ таблицы 1
показал, что количество проводившихся выездных проверок за данный период
значительно снижается. Так, если в 2018 году по РФ было проведено 20164
выездных проверок, то к 2019 году этот показатель составляет 14156, или на 6008
проверок меньше. Прежде всего, это связано с теми мерами, которые
предпринимаются налоговым ведомством, и постоянным совершенствованием, как
законодательства, так и методов контроля. В последнее время выездных проверок
становится все меньше и меньше. Сокращая их число, ФНС стремится сократить
затраты на их проведение, но при этом повысить их качество и эффективность.
Показатель суммы доначисленных
платежей по результатам выездных проверок за анализируемый период снижается.
Так в 2019 году доначислено по результатам выездных налоговых проверок
307769124 тысяч рублей, что на 44274352 тысяч рублей меньше, чем в 2017 году.
За рассматриваемый период доля
налогов в сумме доначисленных платежей по результатам выездного контроля
уменьшается, это говорит о снижении количества налогоплательщиков, которые не
уплачивают или не в полном размере уплачивают налоги или неправильно их
исчисляют.
При оценке влияния качества
проводимых выездных проверок на результаты контрольной работы важным моментом
является определение уровня результативности проверок.
Таблица
2. Расчет процента результативных
выездных проверок по Российской Федерации
Показатель |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Количество проведенных выездных проверок, ед. |
26051 |
20164 |
14156 |
Из них выявившие нарушения |
25804 |
19779 |
13842 |
Процент результативных проверок, % |
99,0 |
98,0 |
97,7 |
Из представленных данных можно
наблюдать, что процент результативных проверок является очень высоким,
максимально приближенным к 100%, что свидетельствует об эффективном
планировании инспекциями проведения выездных проверок.
Для более подробного анализа
результативности выездного контроля рассчитаем сумму доначисленных платежей в
расчете на одну результативную проверку, выявившую нарушения.
Таблица
3. Расчет суммы доначислений в расчете
на одну результативную проверку по Российской Федерации
Показатель |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Доначислено платежей по результатам выездных проверок всего (тыс. руб.) |
352043476 |
311399749 |
307769124 |
Результативных проверок, ед. |
25804 |
19779 |
13842 |
Сумма доначислений в расчете на одну результативную проверку, тыс. руб. |
13642,9 |
15743,9 |
22234,4 |
Приведенные данные в таблице 3
говорят о том, что суммы доначисленных платежей в расчете на одну
результативную выездную проверку, выявившую нарушения, за анализируемый период
увеличиваются. Так если в 2017 году сумма доначислений на 1 результативную
выездную проверку составляла 13642,9 тыс. руб., то в 2019 году значение этого
показателя составляло уже 22234,4 тыс. руб., что на 8591,1 тыс. руб. больше.
Таким образом, проведенный анализ
контрольной деятельности по РФ показал, что за анализируемый период произошло
уменьшение количества выездных проверок. Процент выявленных нарушений в ходе
выездных налоговых проверок во всем анализируемом периоде близок к 100 %, что
говорит об эффективной методике предпроверочного анализа и об эффективном
планировании инспекциями проведения выездных проверок. Все вышеизложенное
свидетельствует о достаточно высоком уровне профессиональной подготовки
сотрудников налоговой инспекции, задействованных в проведении налогового
контроля.
Список литературы:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа : URL: http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения 04.02.2020 г.).
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.nalog.ru/rn02/ (дата обращения 13.02.2020 г.).
- Организация и методика проведения налоговых проверок / Е.Б. Шувалова, А.Е. Шувалов, М.А. Солярик, П.Ю. Федоров. – Москва : Евразийский открытый институт, 2011. – 299 с. – ISBN 978-5-374-00152-5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90824 (дата обращения 09.02.202- г.).
Комментарии: