» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (38) 2020
Автор: Давыдик Лариса Ивановна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование у воспитанников нравственных ценностей и норм поведения
Дата публикации: 21.04.2020
УДК. 37.034
ФОРМИРОВАНИЕ У ВОСПИТАННИКОВ
НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И НОРМ
ПОВЕДЕНИЯ
Давыдик Лариса Ивановна
Широких Валентина
Ивановна
воспитатели
ОГАНОУ «Академия спорта», г. Шебекино
«Поведение — это зеркало,
в котором каждый
показывает
свой истинный облик»
И.
Гёте
Аннотация. В данной статье авторы отражают значимость
воспитания нравственности среди юношей. Показывается в различной практической
деятельности результаты решения этой проблемы при работе с детьми.
Ключевые слова: адаптация, личность, мораль, традиции, воспитание.
Изменения, происходящие в обществе,
определяют новые требования к системе образования. Успешная самореализация
личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе,
активная адаптация на рынке труда, формирование нравственного отношения к миру
являются важнейшими задачами учебного и воспитательного процесса.
Поиск средств решения этой проблемы привел
к необходимости повышения эффективности воспитательного процесса через создание
организационно — педагогических условий духовно-нравственного воспитания.
Воспитывая социализированную личность, мы, как воспитатели, заботимся о её нравственности, мироощущении и мировоззрении, пытаясь
сделать её успешной в любых ситуациях жизни, помочь ей создать свой духовно
богатый внутренний мир.
За время работы в школе мы пришли к выводу, что
необходимо осуществлять комплексный подход к воспитанию обучающихся,
поэтому духовно-нравственное воспитание осуществляется, как процесс организации
социально-значимой деятельности. «Само по себе образование не гарантирует
высокого уровня нравственной воспитанности. А развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственно
– устойчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора,
способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие не
только знаниями, но и прекрасными чертами личности». [1] Нравственные знания информируют подростка о
нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях
нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Основополагающим
любого воспитательного мероприятия является упор на нравственное начало.
Цель развития культуры и
духовно-нравственного воспитания: формирование устойчивых нравственных качеств
личности воспитанника.
Исходя из цели, ставим
следующие задачи:
- прививать
воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды;
- помочь разобраться в
сложных вопросах морали;
- помочь осознать свой
личный опыт поведения.
Решая эти задачи, через проведение воспитательных
мероприятий создаем условия для формирования социально зрелой личности
готовой к жизненному самоопределению и ориентированной на высокие нравственные
ценности. Одним из основных направлений в воспитательной работе является
духовно-нравственное воспитание. Именно оно позволяет сформировать хорошего
человека, воспитать в нём основные качества, наличие которых позволяет судить о
его внутреннем мире. Соответственно возникает необходимость в нетрадиционных
занятиях, в занятиях доступных, полезных и, самое главное, интересных для подростков.
Мы совершенствуем формы их проведения, используя
различные приёмы и компьютерные технологии. Часы общения: «Человеческие
ценности», «Прощение и месть», «Твоя позиция в конфликтной ситуации», «Вечные
ценности», «Быть человеком» с элементами тренинга, просмотра видеороликов и их
обсуждением, с проигрыванием ситуаций, отражающие нравственную тематику
показали, что ребятам с их неустойчивой психикой, неокрепшими моральными
принципами, очень нужны такие занятия для формирования духовно-нравственных
основ личности. Они принимают активное участие в подготовке мероприятий,
оформлении наглядности и реквизита. Проведение
воспитательных мероприятий данной направленности способствует
формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего
характера, создают условия для осознания жизненных ценностей и формирование
ответственного отношения к ним.
Академия спорта – это новый дом для
обучающихся, которые приехали учиться в нашу школу из отдалённых городов и
районов. Одна из важнейших задач в этот период
- помочь как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым социальным
условиям, освоиться в новой роли и влиться в ряды нашей команды, социализировать и адаптировать парней к новым для них
условиям.
Для решения этой задачи были разработаны и
проведены творческие мероприятия, игровые
программы: «Наша дружная семья», «Давайте познакомимся»;
«Сплоченность коллектива» тест; «Мои ценности» тест; «Веселые друзья» выпуск
газеты - коллаж. Это даёт возможность только поступившим
ребятам вступить во взаимодействие с теми парнями, которые не первый год в
академии; помогает изучению личности воспитанника и формированию коллектива,
созданию условий для всестороннего развития личности, сохранять и укреплять
традиции.
Необходимо создавать условия для активной
жизнедеятельности, для гражданского самоопределения и самореализации, для
максимального удовлетворения потребностей воспитанников в интеллектуальном,
духовном, культурном и нравственном развитии. В процессе нравственного
самоопределения пробуждается самое главное – совесть, нравственное осознание.
Поэтому мы посчитали необходимым провести следующие
мероприятия: «Доброволец – волонтер - это мода или добро?» – круглый
стол; «Шаг
навстречу» благотворительная акция, посвящённая Дню пожилого человека;
«Белый цветок» – праздник добра и милосердия. Нравственные идеалы и принципы предполагают не только доброту и
трудолюбие, честность и порядочность, совесть, справедливость, принципиальность
и т. д., но и выработку потребности и умения отстаивать свои взгляды и убеждения,
свою честь и достоинство, честь своей страны, стремясь принести максимум пользы
другим людям.
В настоящее время актуальной становится проблема
формирования гражданской позиции у современной молодежи. « Без любви к Родине и
уважения к её истории невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины,
сформировать у подростков чувство собственного достоинства, положительных
качеств личности». [2 ] А любовь к Родине
воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам,
уважение к героическому прошлому и настоящему своего народа. С целью создания
условий для воспитания патриотизма и гражданственности разработаны и проведены ряд мероприятий: «Государственные символы России:
от истории до современности, «Отчизны верные сыны…» (встречи с ветеранами
локальных войн), «Крещение на Руси» (театрализованные игры и обряды),
музыкальная гостиная «Россия – Родина моя». Такие воспитательные мероприятия
способствуют восприятию подростками нравственных ценностей (любви к Родине,
патриотизма, гражданственности), формируют устойчивое, уважительное отношение к
родной стране, прививают чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Для формирования
личностной и социальной значимости дружбы и товарищества как высших
человеческих чувств разработаны и проведёны такие мероприятия: «Если
друг оказался вдруг…» (анализ поступков);«Обман на доверии» - (ситуации пробы); «Веселые друзья»
(выпуск газеты - коллаж); «Я через пять лет»
- (диспут – размышление). Тема дружбы
актуальна в любом возрасте. Положительный эмоциональный настрой, стиль общения,
использование игровых моментов, применение ИКТ повышают познавательный интерес
воспитанников, способствуют развитию
дружного, сплоченного коллектива, формированию представления о ценностях,
дружбе, взаимовыручке и взаимопомощи.
Наши воспитанники стремятся стать профессиональными
футболистами. В свободное от тренировок время проводятся мероприятия для того,
чтобы воспитанники могли понять, как много значит здоровье в их жизни. С целью
популяризации здорового образа жизни проведены мероприятия:
«Здоровым быть модно», «Правда о наркотиках», «Безопасные каникулы», «Будь
здоров, играя» конкурс, «О здоровой и вкусной пище». Соревнования, тренировки,
воспитательные часы спортивные эстафеты вызывают интерес у ребят, отвлекают их
от негативных явлений современной жизни. Осуществляя подготовку к мероприятиям,
воспитанники накапливают и расширяют нравственный опыт путем включения в
различные виды деятельности. На этой основе формируется нравственное сознание,
происходит развитие нравственных чувств, вырабатываются навыки и привычки
нравственного поведения.
В своей работе стараемся
придерживаться Азбуки морали, которую предлагает В.А. Сухомлинский: [ 3]
*Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое
желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между
тем, что тебе хочется, и тем, что можно.
*Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе
счастье детства. Плати им за это добром.
*Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
*Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай
товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца — они дали
тебе жизнь.
*Будь неравнодушен к злу. Борись
против зла, обмана, несправедливости.
Будь непримиримым к тому, кто
стремится жить за счет других людей.
Учим
парней Правилам нравственности:
·
Старайся делать добро!
·
Бойся обидеть человека!
·
Люби и прощай людей!
·
Поступай по отношению к
другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
·
Познай мир и себя!
·
Не ленись и не ищи
оправдания собственным слабостям!
Нельзя забывать, что нравственное воспитание
не даёт сиюминутного результата. Это очень сложный, многоэтапный и
многофакторный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю
жизнь.
Список литературы:
- Петрова М. И. Семья и нравственное воспитание подростков в современных условиях // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 675-677.
- Зикратов, В. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения / В. Зикратов // Народное образование. — 2007. — № 8. — С. 232.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1989.- С.34.
Комментарии: