» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (38) 2020
Автор: Яркина Елена Николаевна, Учитель-логопед
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие фонематического слуха детей в процессе игровой деятельности с использованием неречевых звуков
Дата публикации: 07.05.2020
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
СЛУХА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
Яркина Елена Николаевна
учитель-логопед, ГБОУ СОШ с. Подстёпки
СПДС «Золотой ключик»,
Ставропольский район Самарской области
Аннотация. В статье автор предлагает серию игр с использованием
неречевых звуков, направленных на развитие фонематического слуха детей.
Ключевые слова: речевое развитие, фонематический слух, неречевые
звуки.
DEVELOPMENT
OF PHONEMIC HEARING IN CHILDREN
IN
THE PROCESS OF GAME ACTIVITY USING NON-SPEECH SOUNDS
Elena
Yarkina
speech therapist,Secondary general-education school, Podstepki
Stavropol district, Samara region, Russia
Abstract: In the article, the author offers a series of games
that use non-speech sounds aimed at developing the phonemic hearing of
children.
Keywords: speech development, phonemic hearing, non-speech
sounds.
С каждым годом мы наблюдаем
рост числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют
дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух.
Недоразвитие фонематического
слуха приводит к нарушению взаимодействия слухового и речедвигательного
аппаратов, а это в свою очередь - к недостаточному овладению звуковым составом
слова, что отражается на процессах овладения чтением и письмом.
Логопедическая практика
показывает, что развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте
положительно влияет на становление всей речевой системы. Эффективная и стойкая
коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости
и слоговой структуры слов) может быть эффективна только при опережающем
формировании фонематического слуха.
Для детей с недостаточно
развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и
искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают
неречевые звуки.
Авторы учебного пособия
«Основы логопедии» Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г.
В. Чиркинапредлагают начинать логопедическую работу
по развитию у детей способности дифференцировать фонемы родного языка с этапа
узнавания неречевых звуков. Свой опыт работы в данном направлении я оформила в методическое пособие «Звуки вокруг».
Цель пособия: создание ситуации развития
фонематического слуха детей в процессе игровой деятельности с использованием
неречевых звуков.
Задачи:
- обогатить представления детей о неречевых звуках;
- формировать умение узнавать и различать неречевые звуки;
- создать условия для возникновения мотивации к познавательной деятельности посредством игры;
- обеспечить условия развития поисковой активности детей;
- создать условия для побуждения детей к речевой активности, развития словарного запаса;
- развивать слуховое внимание и слуховую память.
Оборудование: источник воспроизведения звуков (телефон, планшет или
ПК), беспроводная портативная колонка; набор сюжетных карточек.
Данное пособие включает в
себя аудиозапись 100звуков и карточки с соответствующими изображениями
(предметными или сюжетными). Источником воспроизведения звука может быть
телефон, планшет или ПК. В качестве звуковоспроизводящего устройства я
использую беспроводную портативную колонку.
Все звуки объединены в несколько разделов: «Живая природа» (животные, птицы,
насекомые), «Неживая природа»,«Человек», «Бытовые
шумы», «Музыкальные инструменты», «Транспорт».
Детям предлагается
внимательно послушать и определить, какой звук они услышали. В качестве
иллюстрации к ответудетивыбирают карточку с
изображением соответствующей ситуации.
Играть можно как
индивидуально, так и малыми подгруппами.
Пособие предполагает проведениеразнообразных игр в зависимости от индивидуальных
возможностей ребенка. Начинать работу следует с контрастных звуков,
отличающихся не только по звуконаполнению, но и по
тематике, например: звонок в дверь, мычание коровы, шум дождя. Постепенно
вводится большее количество звуков и сужается тематика, например, «В лесу», «На
ферме», «На прогулке», тем самым развивается более тонкая слуховая
дифференциация звуков.
В качестве усложнений можно использовать упражнения на различениезвуков:
- по тембру (мужской, женский и детский голоса);
- по высоте и силе (лай большой и маленькой собаки, смех одного или нескольких детей и т.д.);
- по ритмичности (медленные, обычные, быстрые шаги, бег);
- по характеру звуков (шаги по твердой поверхности, по воде, по сухим листьям, по снегу).
Варианты игр.
1.
«Послушай и покажи».
Перед ребенком на столе
несколько карточек с изображением предметов или звуковых ситуаций. Педагог
предлагает прослушать один звук и найти соответствующую картинку.
2.
«Кто быстрее?».
Играют 2-3 человека. Перед
детьми на столе картинки. Педагог предлагает прослушать звук и быстрее
остальных указать на картинку (или положить сверху свою фишку).
3.
«Чего не хватает?».
Перед детьми на столе
картинки. Педагог предлагает прослушать серию звуков и определить, к какому из
звуков не хватает изображения. Или, наоборот, какая картинка осталась без
звукового сопровождения.
4.
«Что лишнее?».
Перед детьми несколько
картинок. Педагог предлагает прослушать серию звуков и найти лишнюю картинку,
которая не была озвучена. Или: педагог предлагает определить звук, который не
подходит к остальным по какому-либо признаку.
5.
«Что сначала, что потом?».
Педагог предлагает
прослушать 2-3 звука, подобрать к ним изображения и определить, что было
сначала, что произошло потом (установить причинно-следственные связи). Можно
предложить ребенку составить предложение или сочинить маленькую историю.
6.
«Один-много».
Педагог предлагает к
прослушиванию голоса животных. Ребенок определяет, где звучит один голос, а где
много, и подбирает соответствующие карточки.
7.
«Сравни и назови».
Педагог предлагает к
прослушиванию голоса и звуки, отличающиеся по темпу, ритму, тембру (детский,
женский, мужские голоса; голос кошки и котенка, собаки и щенка; быстрые и
медленные шаги, шаги по асфальту, снегу и т.д.). Ребенок определяет и
находит соответствующие картинки.
8.
«Раздели на группы».
Педагог предлагает к
прослушиванию звуки. Ребенок подбирает к ним соответствующие картинки и
распределяет их в группы, например, звуки на кухне, в ванной, голоса животных,
музыкальные инструменты и т.д.
9.
«Найди и закрой фишками».
Ребенку предлагается
сюжетная картинка с изображением различных предметов. Педагог включает
поочередно звуки и предлагает ребенку найти звучащие предметы на картинке и
отметить (закрыть) их фишками.
10.
«Вспомни и найди».
Ребенку предлагается
прослушать несколько звуков подряд, а затем по памяти подобрать к ним
соответствующие картинки.
Формированию
фонематического восприятия отводится одно из ведущих мест в комплексном подходе
к коррекции недоразвития речи. Игровая форма способствует поддержанию интереса
к учебной деятельности, положительно сказывается на динамике логопедической
работы, тем самым помогая детям подготовиться к
дальнейшему обучению в школе.
Список литературы:
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
- Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: Учебно-методическое пособие - Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Издательство «Ювента», 2007 - 96 с: ил.
Комментарии: