» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (38) 2020
Автор: Давлетшина Лилиана Рашитовна, студент 5 курс
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Анализ налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации за 2017 – 2019 года
Дата публикации: 11.05.2020
АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2017 – 2019 ГОДА
Давлетшина Лилиана Рашитовна
студент 5 курса специалитета
кафедра экономико-правового обеспечения безопасности, институт истории и государственного управления,
Башкирский Государственный Университет, г. Уфа
Аннотация. В данной статье производится анализ
налоговых поступлений в бюджет РФ за 2017 – 2019 года.
Ключевые слова: налоги, бюджет, налоговые поступления.
ANALYSIS
OF TAX RECEIPTS IN THE BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR 2017 – 2019
Davletshina
Liliana Rashitovna
5 year student of specialty
Department of Economic and Legal
Security, Institute of History and Public Administration,
Bashkir State University, Russia,
Ufa.
Abstract: this
article analyzes tax revenues to the budget of the Russian Federation for 2017
- 2019.
Key words: taxes,
budget, tax revenues.
Налоговая система
современного государства выступает фундаментом финансовой политики. В связи, с
чем ее четкость и рациональность напрямую влияют на экономическую безопасность
страны. От рационального планирования и реализации налоговой политики во многом
зависит выполнение возложенных на государство задач. Для государства в целом
эффективность налоговой политики определяется как первостепенное увеличение
доходов за счет налоговых поступлений (платежей), а также как развитие
налогооблагаемой базы.
Налоги важнейшая форма
аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета: поддержание
эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности
государственной казны.
В таблице 1 рассмотрим
относительные изменения размеров поступлений налоговых платежей в
консолидированный бюджет Российской Федерации.
Таблица 1 – Относительные показатели поступления доходов в
консолидированный бюджет Российской Федерации в 2017-2019 гг., млрд. рублей
Показатели |
Абсолютное значение
показателя |
Относительные показатели
роста, % |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
Темп роста 2018/2018 г. |
Темп роста 2019/2018 г. |
|
Всего поступило в консолидированный бюджет РФ |
17197 |
21142 |
22503,4 |
122,9 |
106,4 |
В федеральный бюджет |
9017,9 |
11742,7 |
12380,2 |
130,2 |
105,4 |
В консолидированные бюджеты субъектов РФ |
8179,1 |
9399,4 |
10123,2 |
114,9 |
107,7 |
Из них: |
|
|
|
|
|
Налог на прибыль организаций |
3290 |
4100 |
4543,1 |
124,6 |
110,8 |
В федеральный бюджет |
762,4 |
995,5 |
1185 |
130,6 |
119 |
В консолидированные бюджеты субъектов РФ |
2527,6 |
3104,5 |
3358,1 |
122,8 |
108,2 |
Налог на доходы физических лиц |
3251,1 |
3653 |
3955,2 |
112,4 |
108,3 |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы,
услуги) |
3236,3 |
3761,2 |
4481,7 |
116,2 |
119,2 |
Акцизы |
1523,5 |
1494,4 |
1278,9 |
98,1 |
85,6 |
Налоги на имущество |
1250,3 |
1396,8 |
1350,8 |
111,7 |
96,7 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование
природными ресурсами |
4162,9 |
6178,5 |
6258,9 |
148,4 |
101,3 |
В федеральный бюджет |
4090,3 |
6106,9 |
6173,1 |
149,3 |
101,1 |
В консолидированные бюджеты субъектов РФ |
72,6 |
71,6 |
85,9 |
98,6 |
120 |
Утилизационный сбор в федеральный бюджет |
139,3 |
178,8 |
225,8 |
128,3 |
126,3 |
В консолидированный
бюджет Российской Федерации в 2018 году поступления составили 21142 млрд.
рублей, что на 22,9 % больше, чем в 2017 году. А в 2019 году поступило 22503,4
млрд. рублей, или на 6,4% больше, чем в 2018 году.
В федеральный бюджет в
2018 году поступило на 30,2% больше, чем в 2017 году, и на 5,4 % больше в 2019
году, чем в 2018 году.
В консолидированные
бюджеты субъектов Российской Федерации в 2018 году поступило на 14,9% платежей
больше, чем в 2017 году, и в 2019 году на 7,7% больше, чем в 2018 году.
Налога на прибыль
организации в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году
поступило 4100 млрд. рублей, или на 24,6% больше, чем в 2017 году, а в 2019
году на 10,8 больше, чем в 2018 году.
Налога на доходы
физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году
поступило 3653 млрд. рублей, или на 12,4% больше, чем в 2017 году и в 2019 году
на 8,3% больше, чем в 2018 году. Повышение отчислений по НДФЛ объясняется
увеличением МРОТ. Работодатели были вынуждены пересмотреть оклады и привести их
в соответствие с новыми ограничениями по минимальному размеру оплаты труда. В
итоге повысилась база для начисления НДФЛ и, соответственно, сумма к уплате.
Налога на добавленную
стоимость на товары (работы, услуги), а в федеральный бюджет в 2018 году
поступило 3761,2 млрд. рублей, или на 16,2% больше, чем в 2017 году. В 2019
году поступило 4481,7 млрд. рублей, или на 19,2% больше, чем в 2018 году. Это
связано с тем, что ранее действующая ставка 18% выросла до 20%, что сразу
сказалось на повышении цен (до 1,5%) и размере бюджетных отчислений. Из таблицы
видно, что НДС является одной из самых доходных частей бюджета в части его
налоговых поступлений. В отношении товаров, облагаемых ранее 10-процентным НДС,
изменений не произошло. Ставка для них сохранена на прежнем уровне.
Поступления по сводной
группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году
составили 1494,4 млрд. рублей, или на 1,9% меньше, чем в 2017 году. В 2019 году
поступления составили 1278,9 млрд. рублей, или на 14,4% меньше, чем в 2018
году. Данное снижение в большей части своей объясняется снижением в 2018 году
акциза на бензин и дизельное топливо для стабилизации цены моторного топлива на
рынке России.
Налогов на имущество в
консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году поступило на 11,7%
больше, чем в 2017 году, а в 2019 году этот показатель незначительно снизился
на 3,3%, чем в 2018 году.
Налогов, сборов и
регулярных платежей за пользование природными ресурсами в консолидированный
бюджет Российской Федерации в 2018 году поступило 6178,5 млрд. рублей, или на
48,4% больше, чем в 2018 году. А в 2019 поступило 6258,9 млрд. рублей, или на
1,1% больше, чем в 2018 году.
Таким образом, налоговые
поступления, как в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации,
так и в федеральный бюджет имеют положительную динамику на протяжении всего
исследуемого периода, что непосредственно положительно характеризует уровень
экономической безопасности. Данный скачок налоговых доходов бюджетной системы
России обеспечили «массовое обеление экономики» и повышение качества
администрирования. Одной из причин стало внедрение автоматизированной системы
нового поколения «Налог-3», которая объединила разрозненные налоговые данные,
которые администрируются в одной точке. Также ФНС сделало акцент на
добровольном уточнении налогоплательщиками своих обязательств.
Список литературы:
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.nalog.ru/rn77/ (дата обращения 09.05.2020 г.).
- Романов, Б.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации : учебное пособие / Б.А. Романов. – Москва : Дашков и К°, 2016. – 560 с.
Комментарии: