» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (38) 2020
Автор: Шурыгин Максим Алексеевич, Магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Процесс формирования уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за нарушение правил дорожного движения
Дата публикации: 10.05.2020
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Шурыгин Максим Алексеевич
магистрант
СЗФ ФГБОУВО «Российский государственный университет
правосудия», г. Санкт-Петербург
Аннотация. Автор статьи исследовал
основные исторические этапы формирования уголовно-правовых норм в области
нарушения правил дорожного движения.
Ключевые слова: дорожное движение,
преступление, общественно-опасные последствия, водитель, транспортное средство.
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения исторически берет свое начало в середине 17века, тогда возникли первые нормы об ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Впервые появилась статья о транспортных преступлениях в Соборном уложении 1649 года: «А будет кто с похвалы, или с пьянства, или умыслом наскачет на лошади на чью жену, и лошадью ея стопчет и повалит, и тем ея обесчестит… тому, кто так учинит, за такое его дело учинити жестокое наказание, велеть его бити кнутом нещадно, да на нем же доправити той жене бесчестье и увечье вдвое, да его же вкинуть в тюрму на три месяца. А будет от того его бою та жена и сама умрет, и его за дело самого казнить смертию».Умышленный наезд на людей считался способом убийства, и в зависимости от различных обстоятельств преступления применялись определённые виды наказаний. Другими словами, в 17 веке появился прообраз транспортных преступлений и первые принципы назначения наказаний.
Второй этап связан с принятием Декрета Народных Комиссаров
«Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям» от 10 июня 1920 года [1].
Появились специальные требования к номерным знакам, документам на право
управления, регистрации транспортных средств, а также был определен круг
субъектов в области нарушения правил дорожного движения. Это стало отправной
точкой для развития советского законодательства в рассматриваемой сфере.
В Уголовном Кодексе РСФСР 1922 года появилась статья 218 о нарушении правил, охраняющих народное здоровье и публичный порядок, в ней нашла свое отражение ответственность за нарушения правил движения по железным дорогам и водным путям [2].В дальнейшем были внесены изменения: в ст. 218 была добавлена ответственность за нарушения на сухопутных путях сообщения[3]. Впервые были определены все виды транспорта, исключая трубопроводный, а также был обозначен объект транспортного преступления, а именно – общественная безопасность в сфере охраны порядка движения. Кроме того, статья 218 отсылала к специальным нормативным правовым актам, конкретизирующим правила движения подобно тому, как современный УК РФ отсылает к Правилам дорожного движения. Круг субъектов, подлежащих ответственности за рассматриваемое преступление, был расширен. Уголовно-правовая мысль развивалась быстрыми темпами, тем не менее, УК РСФСР в то время не стал эффективной системой, регулирующей ответственность за транспортные преступления.
В 1930-е гг. начался активный рост автомобильной
промышленности, как следствие, движение по дорогам стало иметь более
интенсивный характер. В рассматриваемый период допускалась аналогия уголовного
закона, значит, к дорожно-транспортным преступлениям применялись статьи, регулирующие
умышленное убийство или причинение телесных повреждений.
Важные изменения связаны с принятием УК РСФСР 1926 года, тогда возникло понятие «злостный характер преступления»[4].По мнению Н.С. Алексеева, что злостность означает только умышленную вину в наступлении общественно-опасных последствий[5]. Б.А. Куринов, отмечает, что злостный характер определяется тем, что лицо осознает возможность наступления вредных последствий[6].Думается, злостность напрямую связана с субъективной стороной состава преступления и зависит и от наличия объективных факторов, таких как превышения скорости.
В советское время субъектами уголовной ответственности были водители, управляющие транспортом в процессе трудовой деятельности (ст. 593Вв УК РСФСР 1926 г.), но позднее законодателем были выделены и частные лица. Правовые акты того времени не смогли решить основные проблемы регулирования. Дифференциация водителей на категории приводила к путанице на практике, но так или иначе, ст. 593ВУК РСФСР стала началом создания значимых норм в области регулирования транспортных преступлений [7].
Сложнейшим этапом развития норм об ответственности за нарушение правил дорожного движения стал период с 1960-х гг. до 1997 г. В 1960 году законодатель разработал новый Уголовный кодекс, в котором были определены следующие составы преступлений: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта или городского электротранспорта (ст. 211), нарушение правил безопасности движения автомототранспорта лицом, не являющимся работником автомототранспорта (ст. 212), нарушение действующих на транспорте правил (ст. 213). По-прежнему водители делились на служащих и частных лиц. Важно отметить, что управление лицом в состоянии опьянения транспортным средством считалось уголовно-наказуемым деянием, если к этому водителю ранее (в течение года) применялось административное наказание за такое же деяние. В целом, законодательная мысль начала движение в сторону индивидуализации наказания, что подтверждается наличием в УК РСФСР 1960 года разных видов наказаний за деяние в области нарушения ПДД.
С 1997 года начался следующий этап развития норм, регламентирующих ответственность за нарушение правил дорожного движения, который продолжается и сегодня. В процессе кодификации уголовных норм появилась специальная глава, охватывающая все преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (гл. 27 УК РФ). Законодатель ввел статью264 УК РФ, направленную на решение вопроса о привлечении к ответственности лиц, нарушивших ПДД и причинивших опасные последствия. В Уголовном Кодексе РФ появилось указание на форму вины, что упростило правоприменительную практику в части разграничения смежных составов преступлений. Санкции в виде исправительных работ и штрафа ушли из нового Кодекса, подлежащими применению остались: лишение свободы, ограничение свободы, арест с лишением права управления или без него. В это время начался активный рост в области автомобильной промышленности, законодатель начал уделять внимание проблемам причинения материального дорожными происшествиями. Тогда причинение крупного материального ущерба нарушением ПДД перешло в перечень административных правонарушений[8]. Также в КоАП с 2003 года перешло деяние в области дорожного движения с опасным последствием в виде причинение вреда здоровью средней тяжести. Полагаем, уголовный закон становился более гуманным, так как некоторые деяния были декриминализованы.
Реформа 2009 года кардинально изменила ст. 264 УК РФ, но и по настоящее время Уголовный Кодекс РФ претерпевает изменения. Исторический анализ проблемы обеспечения безопасности дорожного движения позволил сделать следующие выводы:
- Деяние, направленное на нарушение правил дорожного движения, не сразу было отграничено от других видов преступлений в уголовном законодательстве.
- В советское время уголовная ответственность дифференцировалась в зависимости от категории водителей, учитывались также состояние опьянения и характер общественно-опасных последствий.
- Некоторые деяния из преступлений перешли в разряд административных правонарушений.
- В период повышения автомобилизации, как следствие, усилилась уголовно-правовая репрессия за транспортные преступления.
- В современном Уголовном Кодексе РФ появился квалифицирующий признак преступления – нахождение водителя в состоянии опьянения.
Список литературы:
- Алексеев Н. С. Транспортные преступления. Л., 1957. С. 102.
- Декрет СНК РСФСР от 10.06.1920 «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям» URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=17914#036471705598600757 – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.03.2020).
- Жулев В. И. Некоторые вопросы квалификации преступных нарушений правил движения на автотранспорте. М., 2001. С. 73.
- Жулев В. И. Транспортные преступления. М., 2001. С. 44.
- Куринов,Б.А.Уголовная ответственность за нарушение правил движения на автотранспорте/Б.А.Куринов.– М.,1957.
- Трайнин,А.Н.Общееучение о составе преступления/А.Н.Трайнин. – М.,1957
- Уголовный Кодекс РСФСР 1922 г. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Уголовный_кодекс_РСФСР_(1922) (дата обращения 20.03.2020).
- Уголовный Кодекс РСФСР 1926 г. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Уголовный_кодекс_РСФСР_1926_года/Редакция_05.03.1926 (дата обращения: 20.03.2020).
Комментарии: