» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 2017
Автор: Рыжикова Елена Юрьевна, аспирант кафедры «Маркетинга и предпринимательства»
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Становление инновационной системы региона: состояние и проблемы
СТАНОВЛЕНИЕ
ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА:
СОСТОЯНИЕ
И ПРОБЛЕМЫ
Рыжикова
Елена Юрьевна
аспирант кафедры
«Маркетинга и предпринимательства»
ФГБОУ ВО
«Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орел,
Аннотация. Статья посвящена вопросам инновационного
становления региона и создания региональных инновационных систем.
Конкурентоспособность национальной инновационной системы, ее полноценное
функционирование сильно находится в зависимости от усиления
инновационных процессов в определенных регионах. Практика развитых стран
указывает на то, что стабильность экономического пространства и региональная
инновационная политика страны во многом ориентируется действенными
региональными системами в инновационном пространстве.
Ключевые
слова: инновационное развитие, оценка инновационной активности
региона, региональная инновационная система
В условиях глобальной
конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по
показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие
тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в
мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные
конкурентные преимущества [6].
Важнейшим приоритетом
современного этапа развития любой экономической системы является инновационная
деятельность. Генерация новых идей, развитие высоких технологий и многие другие
факторы определяют социальное и экономическое развитие стран, а также уровень
их благосостояния [4].
В 2011 г. в России была
утверждена "Стратегия инновационного развития Российской Федерации на
период до 2020 года" в соответствии с Федеральным законом "О науке и
государственной научно-технической политике". Согласно Стратегии
инновационного развития Российской Федерации, одним из приоритетов является
стимулирование инновационного развития на региональном уровне. В Стратегии
предусматривается разработка региональных программ и стратегий инновационного
развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций,
предприятий и институтов развития.
Стратегия призвана ответить на
стоящие перед страной вызовы и угрозы в сфере инновационного развития. Одной из
важнейших долгосрочных задач России остается укрепление инновационной
составляющей своего экономического развития, переход к экономике инновационного
типа - единственный способ восстановления и развития экономического потенциала
России, которой позволит обеспечить достойное качество жизни людей,
благополучие общества и экономическую безопасность страны [10;11].
15 августа 2016 года на
пресс-конференции в штаб-квартире ООН был представлен доклад «Глобальный
инновационный индекс» (ГИИ, Global Innovation Index), содержащий
данные сопоставительного анализа инновационных систем 128 стран. Согласно
представленному докладу Россия заняла 43 место, улучшив позиции на 5 строк
относительно 2015 года.
Таблица
1.
Динамика позиций Российской Федерации в ГИИ: 2014–2016 гг. [14].
|
ГИИ |
Ресурсы инноваций |
Результаты инноваций |
Эффективность инноваций |
2016 |
43 |
44 |
47 |
69 |
2015 |
48 |
52 |
49 |
60 |
2014 |
49 |
56 |
45 |
49 |
Россия стабильно улучшает свои
позиции по субиндексу ресурсов инноваций, но по
эффективности инновационной деятельности позиции страны заметно слабее (69-е
место), что отражает недостаточно эффективную реализацию имеющегося
инновационного потенциала.
России следует сконцентрировать
основные усилия на стимулировании научных исследований и инноваций, а также
осуществить переход к современной экономике, основанной на знаниях. Страна
расходует на новые технологии и инновации меньше, чем другие лидирующие европейские
государства.
Во всех
странах, где идут процессы перехода в постиндустриальное информационное
общество, структурные изменения происходили не сразу и не одновременно на всей
территории, а сначала - в регионах, наиболее подготовленных к перестройке [1].
В США такими районами являлись, прежде всего, Силиконовая долина (окрестности
Сан-Франциско) и район Шоссе 128 (г. Бостон и территории, прилегающие к нему с
северо-востока). В Японии аналогичные сдвиги происходили в промышленном поясе
Токио — Осака: во Франции — в департаменте Ильде-Франс,
основную часть которого составляет Большой Париж; в Великобритании - в
«коридорах» Лондон-Ливерпуль и Эдинбург-Глазго; в КНР - на территории
прибрежных свободных экономических зон и т.д. Такие места сосредоточения высоких
технологий демонстрировали быстрый рост промышленного производства, занятости,
уровня жизни, резко контрастируя с регионами
приходивших в упадок традиционных отраслей, где возникали массовая безработица
и другие кризисные явления [9]. Из широкого арсенала мер, выработанных в этой
области мировой практикой, необходимо выбрать адекватные нынешней ситуации,
применимы к российской специфике.
В настоящее время правительство
РФ и регионы работают на повышение инвестиционного климата и повышение позиций
в интернациональных рейтингах привлекательности бизнеса. В условиях масштабного
финансового и демографического упада объем доступного человеческого и
финансового капитала сокращается. Территории вынуждены конкурировать за
ресурсы. Одерживает вверх тот, кто находит свое место в новом мире. Маркетинг
территории - это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а
также внешних субъектов, во внимании и инвестициях которых заинтересована
территория. Многие города и регионы за рубежом удачно используют этот
инструмент в течение долгого времени. Российские города и регионы стараются не
отставать от зарубежных конкурентов и приступают к маркетинговым программам
[8].
С целью поддержания
региональной инновационной системы необходимо эффективное использование
рыночных и других возможностей в области инноваций. Следует осуществлять
комплексную работу по ликвидации недостатков в области инновационной системы,
включая определение приоритетных направлений в области инновационного развития,
рыночные исследования, механизмов мониторинга и оценки инновационной
деятельности, продвижение организации в сфере инновационных продуктов, создание
инфраструктуры инвестиционной площадки для развития инноваций, обеспечение
широкого доступа и распространения информационно-коммуникационных технологий.
Каждая территория нашей страны
располагает некоторым потенциалом, который в свою очередь может наделять её
определенными конкурентными преимуществами. Это могут быть
различные факторы рекреационные, финансовые, географические, транспортные,
полезные ископаемые, статусные (столица), культурно-исторические, туристические
и т.п. Факторы имеют различную степень переплетения и дополнения и могут
в различных комбинациях быть представлены в регионе. Данный потенциал может
напрямую представлять определенный интерес у потенциальных инвесторов. Создание
условий для экономического роста и развития территории является рычагом для
повышения уровня жизни населения, а как следствие формированию
платежеспособного спроса, способствующего развитию территории, повышению её
конкурентоспособности и привлекательности для инвестиций [13].
Анализ и учет инновационного
потенциала в регионе являются главными компонентами процесса анализа
инвестиционной деятельности в регионе. Инновационная система призвана гарантировать стремительное
развитие высокотехнологичных отраслей, включая высокотехнологичный экспорт.
Результат инновационного развития зависит от уровня развития науки и
образования в регионе. Развитая инновационная система региона будет способствовать
улучшению качества жизни и росту конкурентоспособности экономики.
Оценка
инновационного потенциала может производиться на основе таких показателей, как:
удельный вес числа организаций, выполнявших исследования и разработки, в общем
числе предприятий и организаций; социально-экономические условия инновационной
деятельности, научно-технический потенциал субъекта РФ, инновационная
деятельность в РФ и качество региональной инновационной политики, удельный вес
организаций, осуществлявших технологические инновации; число использованных
передовых производственных технологий на 10000 предприятий;
затраты на технологические инновации (% к ВРП); число созданных передовых
производственных технологий; объем инновационных товаров (работ, услуг);
инвестиции в основной капитал на одного занятого в экономике [5].
В 2016 году на Петербургском
международном экономическом форуме были озвучены итоги Национального
инвестиционного рейтинга первой 20-ки субъектов РФ, представленные в таблице 2.
Таблица
2.
Национальный инвестиционный рейтинг субъектов РФ.
Место |
Место |
Изменение |
|
Республика Татарстан |
1 |
1 |
0 |
Белгородская область |
2 |
3 |
1 |
Калужская область |
3 |
2 |
-1 |
Тульская область |
4 |
10 |
6 |
Тюменская область |
5 |
15 |
10 |
Чувашская Республика |
6 |
9 |
3 |
Краснодарский край |
7 |
7 |
0 |
Владимирская область |
8 |
18 |
10 |
Ханты-Мансийский АО |
9 |
12 |
3 |
Москва |
10 |
13 |
3 |
Ульяновская область |
11 |
5 |
-6 |
Томская область |
12 |
23 |
11 |
Орловская область |
13 |
27 |
14 |
Чеченская Республика |
14 |
17 |
3 |
Кировская область |
15 |
25 |
10 |
Липецкая область |
16 |
34 |
18 |
Республика Мордовия |
17 |
24 |
7 |
Ямало-Ненецкий АО |
18 |
16 |
-2 |
Тамбовская область |
19 |
4 |
-15 |
Республика Башкортостан |
20 |
40 |
20 |
Источник: составлено автором по
материалам [7].
Национальный инвестиционный
рейтинг позволяет бизнесменам, инвесторам сравнить условия ведения бизнеса в
том или ином регионе, узнать разные успешные практики по устранению
административных барьеров в работе с инвесторами, принятию местных законов и
созданию институтов развития в целях широкого распространения и внедрения этого
опыта в другие регионы.
Среди
регионов России можно выделить ряд лидеров, достигших наибольших успехов, согласно инвестиционного рейтинга, в число лидеров входят: Республика Татарстан, Белгородская область, Калужская область,
Тульская область, Тюменская область, Чувашская Республика, Краснодарский край,
Владимирская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Москва, Ульяновская
область, Томская область, Орловская область, Чеченская Республика, Кировская
область, Липецкая область, Республика Мордовия, Ямало-Ненецкий автономный
округ, Тамбовская область, Республика Башкортостан. Существенно
продвинулись вверх по рейтингу Тульская, Томская, Орловская, Кировская,
Липецкая области и Республика Башкортостан. Впервые в десятку регионов -
лидеров рейтинга вошли Тюменская и Владимирская области, Ханты-Мансийский
автономный округ и город Москва. Тем не менее, несмотря на инновационные
успехи, регионы в должной степени, не поощряются государственной поддержки, нацеленную на стимулирование инновационного развития,
наличие социально-экономических условий для внедрения инноваций.
В ряде регионов Центрального,
Северо-Западного, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного
федеральных округов располагаются 25 инновационных территориальных кластеров,
перечень которых был утвержден поручением Председателя Правительства Российской
Федерации в августе 2012 г. Указанные кластеры, непосредственно осуществляют
деятельность по следующим направлениям технологической специализации: «Ядерные
и радиационные технологии», «Производство летательных и космических аппаратов,
судостроение», «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность»,
«Новые материалы», «Химия и нефтехимия», «Информационные технологии и
электроника» [8].
В РФ имеется хорошая
дискуссионная площадка в области инноваций – форум «Открытые инновации» – самое
крупное в России и одно из самых масштабных в мире мероприятий, показывающее
основные тенденции и ключевые достижения в инновационных сферах экономики.
Задачами, которого - ознакомить лично представителей бизнеса, науки, власти,
мировой и Российской общественности с результатами развития передовых
технологий и трендов, чтобы обеспечить взаимосвязь между предпринимателями и на
рынках, капитал, клиентов, партнеров, экспертов и создание надежных
взаимоотношений, основанных на доверии, при активном участии партнеров из стран
БРИКС и G20 [12].
Российская
Федерация обладает необходимыми ресурсами, создавая условия для людей, у
которых есть денежные средства, и людей, у которых есть идеи, которые могли
встречаться сотрудничать и реализовывая новые инновационные проекты.
Национальная инновационная система формируется общими усилиями государства,
бизнеса и научной среды.
Государство создает условия
работы системы, во многом создает мотивационную основу деятельности ее
компонентов, а также выступает в качестве катализатора в рамках национальной
инновационной системы и партнера, снижая инновационные риски.
На современном этапе развития
нашей страны в современной экономике значимость регионов как субъектов
экономической деятельности постоянно увеличивается. Перемены в экономике,
которые сопровождались уменьшением объемов промышленного производства, упадом
жизненного уровня населения, снижением эффективности национальной экономики
напрямую повлияли на экономическое пространство регионов, экономическую систему
[2].
К
мероприятиям по совершенствованию инновационного развития региона необходимо
отнеси следующее:
-
увеличение качества производимой продукции, услуг и развитие новых видов
конкурентоспособной продукции, услуг на глобальном уровне будет способствовать
расширению возможностей региональных предприятий различных отраслей экономики
на внешнем и внутреннем рынках;
- формирование региональной
инновационной политики которая должна быть
ориентирована на поддержание и возобновление экономики региона, постоянное
формирование научно-технического потенциала и создание необходимых условий для
инновационной деятельности;
- создание и поддержка
региональных инновационных программ и проектов, которые будут стабильно
способствовать росту социально-экономического развития региона и страны в
целом;
- связь исследований и разработок,
инновационных проектов и программ на федеральном, региональном, муниципальном
уровнях;
- инновационные разработки и
проекты, поощрение изобретательской деятельности обязаны, становится
приоритетным направлением научно-исследовательской работы;
- развитие условий с целью
активного привлечения инвестиционных отечественных и зарубежных ресурсов в
инновационную сферу, по совершенствованию законодательной и нормативной базы,
благоприятной для формирования инновационной деятельности;
- увеличение ориентированности
регионального заказа на научную, научно- техническую и инновационную продукцию,
решение проблем регионального значения;
- привлечение инвестиций из
федеральных и внебюджетных источников с целью осуществления научно-технических
и инновационных программ и проектов регионального значения;
- создание условий для
подготовки и переподготовки сотрудников в области инновационного менеджмента;
- формирование технополисов, непосредственно, состоящий
из вузов, конструкторских бюро, венчурных и инновационных компаний, банков,
промышленных предприятий, организующих производство на основе нововведений.
Реализация
всех вышеуказанных мер позволит создать благоприятную внутреннюю среду, которая
станет движущей силой развития региона и ляжет в основу формированию новой
экономики страны.
Список литературы:
- Алексеев А.В. Инновационная стратегия 2020: новые возможности или старые ограничения? //Россия и современный мир. 2013. №1. С.145-157.
- Волкова В.Н., Яковлева Е.А., Козловская Э.А., Логинова А.В., Родионов Д.Г., Рудская И.А. Применение теории систем и системного анализа для развития теории инноваций (монография). – С-Пб.: Издательство Политехнического университета, 2013. – 352 с.
- Гаджиев М.М. К вопросу управления эффективностью инновационной деятельности / М.М. Гаджиев, Е.А Яковлева // Инновации. – СПб. – 2013. – № 2. – 0,9 п.л./0,5 п.л.
- Герасименко Н.А. Организационно-экономический механизм развития инноваций в регионе. // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. №15 С. 137-142
- Дзобелова В.Б., Олисаева А.В. Развитие инновационной системы региона и пути ее совершенствования на примере СКФО // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-13. – С. 2885-2890; URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37580 (дата обращения: 26.05.2017).
- Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Зайцев Ю.В., Мельниченко Т.Ю., Федорова О.В. Инновационный менеджмент Калуга: Издательство «Эйдос», 2013.
- Агентство стратегических инициатив, 2016. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Москва. URL: https://asi.ru/investclimate/rating/ (дата обращения 19.04.2017 г.).
- Панкрухин, А.П. Маркетинг региона / А.П. Панкрухин. URL: http://www.exporate.ru/books/ap-pankrukhin/marketing-regiona (дата обращения 15.05.2017 г.).
- Татаркин А. И., Дорошенко С. В. Регион как саморазвивающаяся социально-экономическая система//экономика региона. 2011. № 1. С. 15–23
- Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 08 августа 2011 года № 2227-р.
- Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». URL: http://base.garant.ru/135919/ (дата обращения 06.04.2017).
- Форум "Открытые Инновации". URL: http:// forinnovations.ru. (дата обращения 06.04.2017).
- Т. Шестакова. Профессионально ориентированные. Секрет фирмы номер 1-2 (338) февраль 2014, стр. 108-111
- The Global Innovation Index 2016. URL: http://www.globalinnovationindex.org (дата обращения 16.05.2017).
Комментарии: