» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (42) 2020
Автор: Шкондерова Надежда Александровна, бакалавр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Формы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления
Дата публикации: 11.09.2020
УДК 342.5
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Шкондерова Надежда Александровна
бакалавр
Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,
г. Краснодар
Аннотация. Рассматриваются основные формы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления, содержание их и система.
Ключевые
слова: органы государственной
власти, местное самоуправление.
Развитие и функционирование местного
самоуправления обеспечивают тесные контакты между органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Их
прямое взаимодействие проявляется в определенных формах. Под формами
взаимодействия в отечественной конституционно-правовой науке понимается тип общения
участников взаимодействия [1, с. 12]. Некоторые авторы научных работ в понятие
«формы взаимодействия» включают средства, с помощью которых достигается
последовательность в своей деятельности [2, с. 73].
Несмотря на то, что в отечественной
юридической науке большое значение уделяется вопросам форм взаимодействия
органов государственной власти и местного самоуправления, нет единого мнения о
видах и содержании форм взаимодействия. В этой связи хотелось бы, прежде всего,
поддержать мнение некоторых авторов о том, что форма взаимодействия - это вид
коммуникации между участниками правоотношений, основанный на принятии решений и
выполнении действий, направленных на достижение общей цели [3, с. 34]. В
контексте взаимодействия всех уровней власти (Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления) выделяются два типа тесных
взаимоотношений. Если при этом отношения между Российской Федерацией и ее
субъектами строятся на конституционном принципе федерализма, то структура
отношений между Российской Федерацией и ее субъектами не получила «принципиального»
определения. Все чаще ученые склоняются к мнению о том, что отношения органов
государства и органов местного самоуправления не могут быть идентичными
отношениям между государственными органами Российской Федерацией и ее
субъектов. Однако высказываются мнения о распространении принципа федерализма
на эти отношения.
Существующие различия в отношениях между
федеральным и региональным уровнями государственной власти, взаимоотношениях
государства и местного самоуправления не позволяют в полной мере распространить
на них такое понятие, как «федерализм». Автономный характер формы
взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
предпочтительнее федерального. Муниципалитеты не проявляют признаков
государственного образования, а органы местного самоуправления организационно
изолированы от органов государственной власти, в отличие от органов власти
субъектов Российской Федерации, которые образуют с ними единую систему.
В вопросе о формах взаимоотношений
органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами
местного самоуправления важное место отводится критериям (основаниям)
классификации существующих форм взаимодействия. В зависимости
от того, по чьей инициативе осуществляется взаимодействие органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, Н. И. Соломка разграничивает существующие формы взаимодействия
на три основных группы: 1) осуществляются по инициативе государственных органов
субъектов Российской Федерации (нормативное регулирование деятельности органов
местного самоуправления, контроль, наделение органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями, др.); 2)
реализуется по инициативе органов местного самоуправления (законодательная
инициатива, обращения в органы государственной власти и т.д.); 3) инициированные
и осуществляемые государственными органами и местными органами (заключение
договоров и контрактов, создание государственными органами структур,
специализирующихся на взаимодействии с местными органами власти, создание
консультативных и координационных органов и т.д.) [4, с. 89].
Е. С. Шугрина выделяет основные формы отношений между органами
государственной власти и органами местного самоуправления: наделение органов
местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; заключение
договоров и соглашений; создание координационно-совещательных органов,
совместных рабочих групп; осуществление права законодательной инициативы в
представительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации;
направление заявлений и обращений органов местного самоуправления в
государственные органы [5, с. 333].
Рассматривая различные мнения ученых, необходимо
выделить некоторые формы взаимодействия органов государственной власти и
местного самоуправления: 1) регуляция координационной деятельности органов
государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; 2) организация
совместных координационных, консультационных, совещательных образований; 3)
оказание методической помощи органам местного самоуправления; 4) наделение
органов местного самоуправления отдельными государственно-властными
полномочиями; 5) контроль со стороны государственных органов
за соблюдением законодательства органами местного самоуправления и должностными
лицами местного самоуправления и исполнением переданных государственных
полномочий; 6) организация обучения и переподготовки муниципальных служащих и
выборных должностных лиц местного самоуправления; 7) право законодательной инициативы
органов, представляющих местную автономию, в органах законодательной
(представительной) государственной власти субъектов Российской Федерации;
8) заключение договоров и соглашений между органами государственного управления
и органами местного самоуправления в порядке, установленном законом; 9)
подготовка и принятие программ развития самоуправления и иных программ; 10)
разрешение споров; 11) государственная финансовая поддержка органов местного
самоуправления; 12) определение и осуществление расходов
и формирование доходов органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления; 13) рассмотрение обращений органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления органами
государственной власти, должностными лицами субъектов РФ, к которым эти
обращения направлены, в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации. Некоторые из указанных форм являются предметом исследования отечественных
ученых[6, с. 21; 7, с. 14].
Взаимодействие
органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления
регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации», иными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями
Правительства РФ, постановлениями (определениями) Конституционного Суда РФ,
конституциями (уставами) субъектов РФ, законами субъектов РФ, а также уставами
муниципальных образований.
Поскольку формы взаимодействия
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления весьма разнообразны, раскроем содержание некоторых из
них.
Особое значение для Российской Федерации
имеет координация деятельности государственных органов разного уровня. Одна из
основных и распространенных форм взаимодействия между этими органами -
координация деятельности органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Координация
означает координацию, комбинацию, согласованность (основных концепций,
действий, составных частей чего-либо). Она способствует решению тактических и
стратегических задач местного самоуправления в соответствии с государственной и
муниципальной политикой. Координация создает условия для формирования общих
интересов и согласования мер. Координация основана на взаимных интересах
субъектов, отношения между органами государственной власти и местного
самоуправления строятся на принципах сотрудничества. При этом законодатель оперирует
термином, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №
131-ФЗ, категорию «содействие населению в осуществлении права на местное
самоуправление».
Другая форма взаимодействия связана с
координацией деятельности органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления -
создание постоянно действующих или временных совместных совещательных, согласовательных
и координирующих рабочих органов, которые созданы для регулирования
взаимодействия органов государственной власти с органами местного
самоуправления. Эта форма прямо не предусмотрена федеральными законами и не
получает в них своего развития. Создание таких органов может быть предусмотрено
постановлениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
Государственный контроль над местным
самоуправлением - это самостоятельная форма взаимодействия
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления. По объекту, контроль подразделяется на контроль за соблюдением законов и контроль за осуществлением
отдельных государственных полномочий местными автономными органами. Каждый из
видов контроля имеет свою специфику, что обусловлено особенностями статуса и наделению
определенными государственно-властными полномочиями, органов осуществляющих ругулятивную деятельность. В этой связи контроль со стороны
региональных органов исполнительной власти можно охарактеризовать как
административный. Однако следует иметь в виду, что Конституционный Суд
Российской Федерации считает, что право органов государственной власти субъекта
Российской Федерации отменять акты органов местного самоуправления противоречит
Конституции Российской Федерации. [8].
Статья 8 Европейской хартии местного
самоуправления предусматривает, что любой административный контроль над
органами местного самоуправления должен осуществляться таким образом, чтобы
степень вмешательства надзорного органа была соизмерима с важностью интересов,
которые такое вмешательство направлено защитить. [9]. Таким образом, сделаем вывод, что обязательным
условием эффективности государственного контроля за
местным самоуправлением является его адекватность.
Наиболее используемой формой взаимоотношений
органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления,
закрепляемой в Конституциях субъектов РФ и уставах муниципальных образований,
является заключение договоров и соглашений в порядке, установленном принятым
законом субъекта Российской Федерации. Федеральное законодательство не содержит
правил, прямо предписывающих такое взаимодействие. Независимость
государственных и муниципальных властей в определении форм осуществления своих
полномочий разрешена законом. Это дает основание полагать, что взаимодействие
органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного
самоуправления возможно на договорной основе. Эта форма взаимодействия часто
упоминается в региональном законодательстве.
Особое место в процессе взаимодействия
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления занимают принятые ими программы развития отдельных муниципальных
образований, включая социально-культурное развитие, инвестиции, методологическая
поддержка органам местного самоуправления.
В целом анализ федерального и
регионального законодательства о местном самоуправлении показывает, что процесс
формирования правовой основы взаимодействия регионального и местного уровней
идет очень активно. Однако он не отражает полной картины процесса взаимодействия
сторон. В большинстве случаев уставы субъектов Российской Федерации не содержат
специфики взаимодействия органов местного самоуправления и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации. Зачасую,
уставы субъектов Российской Федерации отражают только договорную форму
взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации. Многие уставы содержат специальные статьи,
посвященные взаимодействию органов государственной власти субъектов Российской
Федерации с органами местного самоуправления и делегированию полномочий.
С учетом вышеизложенного
можно сделать следующие выводы.
1. Взаимодействие всегда специфично. В
отдельных случаях это проявляется в основных направлениях, формах и принципах
взаимодействия сторон. Вместе с тем совершенствование существующих форм взаимодействия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления повысит
эффективность их взаимодействия.
2. Федеральное и региональное
законодательство не содержит определения и систематического закрепления
основных форм взаимодействия органов государственной власти
субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления.
Отсутствие законодательно закрепленных форм на более высоком уровне означает,
что вопрос о формах взаимодействия либо вообще не регулируется, либо
регулируется лишь частично на муниципальном уровне. При этом обеспечение
баланса между соблюдением свободы муниципальных образований и интересами
государства невозможно без определения форм взаимодействия
органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного
самоуправления с их четким регулированием. В этой связи целесообразно принять
самостоятельный федеральный закон, регулирующий понятие и содержание форм взаимодействия органов государственной власти субъекта
Российской Федерации и местного самоуправления.
Список литературы:
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - 13-е изд., изм. и доп. - М.: Инфра-М, 2018. С. 765 - 768.
- Безруков А.В. Роль законодательной власти в системе разделения властей и механизме обеспечения правопорядка в России // Современное право. - 2015. - № 6. - С. 25 - 29.
- Безруков А. В. Государственная власть и местное самоуправление: проблемы соотношения и взаимодействия// Конституционное и муниципальное право. — 2019. — № 6.
- Бондарь Н. С. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении : учеб. пособие / Н. С. Бондарь. М.: Городец, 2015. С. 351 - 352.
- Карташов В. Г. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. — 2007. — № 19.
- Кравец И.А. Парламентаризм и бикамерализм в теории и российской истории // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 4. - С. 42 - 46.
- Кудинов В. В. К вопросу о формах взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите Государственной границы Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — № 8.
- Кутафин О. Е. Муниципальное право Российской Федерации / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. С. 667 – 669.
- По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. № 1-П // Российская газета. — 1997. — 6 февр.
- О ратификации Европейской хартии местного самоуправления : федер. закон от 11.04.1998 № 55-ФЗ : принят Гос. Думой РФ 20.03.1998. // Собр. законодательства РФ. 1998. - № 15. - Ст. 1695.
- Европейская хартия местного самоуправления // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 36.
- Устав Архангельской области от 23.05.1995 (ред. от 19.11.2010) // Волна. — 2001. — № 13. — 3 апр.
Комментарии: