» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (43) 2020
Автор: Ермаков Сергей Сергеевич, магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Инвестиционная деятельность: методика и процесс инвестиционной деятельности на уровне муниципального образования
Дата публикации: 30.09.2020
УДК 330.59
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: МЕТОДИКА И ПРОЦЕСС ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ермаков Сергей Сергеевич
магистрант
кафедра
региональной, муниципальной экономики и управления, Институт экономики,
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Аннотация. Инвестиции необходимы для развития государства, её органов и
деятельности граждан, с целью привлечения долгосрочного дохода.
В данной статье рассмотрены такие теоретические понятия, как инвестиции,
инвестиционная деятельность, инвестиционный процесс, объекты и субъекты инвестиционного
процесса. Проанализирован инвестиционный процесс муниципального образования.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный процесс,
принципы и методика инвестиционного процесса муниципального образования.
Введение.
Одной из важнейших задач социально-экономического развития страны
является построение благоприятного инвестиционной деятельности и повышение
инвестиционной привлекательности регионов и муниципальных образований.
Инвестиционные ресурсы ограничены, и удовлетворить всю имеющуюся потребность в
них практически невозможно. Данный тезис особенно актуален в условиях
финансово-экономического кризиса, когда инвесторы, учитывая резко возросшие
риски, еще более тщательно оценивают потенциальные объекты инвестирования. В
этой связи муниципальные образования с благоприятными условиями для
инвестиционной деятельности получают конкурентное преимущество и могут
преодолеть спады экономики региона и страны легче и быстрее.
Цель исследования – определить методику инвестиционной
деятельности муниципального образования.
Результаты исследования. Существуют несколько понятий инвестиций и
инвестиционной деятельности – это законодательное и научное определение. В
Федеральном законе от 25.02.1999 N 39-ФЗ(ред. от 02.08.2019) «Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных
вложений» (далее ФЗ №39-ФЗ),содержится нормативное определение инвестиционной
деятельности. В законе приводиться следующее понятие «вложение инвестиций и
осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или)
достижения иного полезного эффекта» [1]. Экономическое определение
инвестиционной деятельности дают следующие авторы Л.И. Юзвович, С.А. Дегтярева,
Е.Г. Князева – это «вложение инвестиций и совокупность практических действий по
их реализации» [10, c. 56]. В свою очередь Ю.М. Склярова, И.Ю. Скляров, Л.А.
Латышева под «инвестиционной деятельностью необходимо понимать деятельность
юридических, физических лиц и государства, направленную на привлечение и
увеличение средств для реализации инвестиционного процесса с целью получения
экономического и социального эффекта» [9, c. 43]. В.Ю. Буров под инвестиционной
деятельностью понимает – «вид экономической деятельности по
финансово-кредитному обеспечению воспроизводства основного капитала» [5,
с.56].В общем стоит сделать вывод, что инвестиционная деятельность – это
деятельность государства, юридических или физических лиц, цель которой
разместить капитал для получения прибыли или иного полезного эффекта.
В качестве составных частей инвестиционной деятельности выступают
субъекты и объекты. В качестве объектов ФЗ от 25.02.1999 N 39-ФЗ выделяет вложения
в основной капитал или основные средства предприятий. А также в эту категорию
подпадают и «затраты на покупку машин, необходимого оборудования, инструмента,
инвентаря, а также осуществление нового строительства, расширения,
реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий». Кроме
того, для расширения понятия объектов законодатель включил и «затраты на
проектно-изыскательские работы и другие сопутствующие этому затраты»[1]. Таким
образом можно сделать вывод, что инвестиционная деятельность может быть
определена как действия субъектов по вложению объектов гражданских прав, не
ограниченных в обращении, для развития деятельности и получения экономического
и иного эффекта полезного эффекта.
В качестве субъектов инвестиционной деятельности от исполнительной
власти могут быть само государство, субъекты РФ или муниципальные образования
РФ.
Говоря о специфике инвестиционной деятельности муниципального
образования, как субъекта инвестиционной деятельности, следует отметить, что в
качестве инвестиций могут вкладываться средства бюджета, имущество и
имущественные права муниципального образования.
Специфика инвестиционной деятельности муниципальных образований
РФ, как субъектов характеризуется особым характером целей вложений инвестиций.
Но есть общее требование, указанное в ФЗ-№39, и они в целом должны ему
соответствовать. В качестве целей могут быть – достижение положительного
социального эффекта, который может выражаться, в частности, в удовлетворении
отдельных потребностей населения муниципального образования, региона в целом,
увеличение сумм налоговых платежей в бюджет муниципального образования и в
бюджет субъекта РФ.
У муниципальных образований должен быть всегда интерес для
привлечения инвестиций на свою территорию. Цель привлечения инвестиций – это
обеспечивание занятости населения, пополнение местного бюджета налогами и иными
платежами, возможность реструктуризации экономики и создание новых рабочих
мест.
Инвестиционный процесс муниципального образования – это
совокупность процессов формирования и размещения инвестиционных ресурсов в
инвестиционные объекты, а также их возмещения с целью получения дополнительного
доход, затрагивающая все сектора инвестиционной сферы и обеспечивающей цепь
обратной связи воспроизводственного процесса.
Инвестиционный процесс муниципального образования состоит из 4
этапов:
- первый этап, он же подготовительный этап – это привлечение инвестиций. Муниципальное образование принимает решение о том, как будет привлекать инвестиций – за счет своих объектов, или привлечение инвесторов;
- второй этап – это этап реализации проекта. На данном этапе происходит вложение капитала. Это могут быть бюджетные средства муниципального образования или денежные средства иных бюджетов или денежные средства частных инвесторов;
- третий этап – этап возврата инвестиций. На данном этапе происходит подведения итогов от вложения инвестиций. Оцениваются результаты инвестирования, делаются выводы относительно достигнутых целей, и как они повлияли на социальные проекты;
- четвертый этап – этап реинвестирования. На данном этапе муниципальное образование может решить вопрос о продолжения процесса инвестирования с первого этапа [12, c.109].
Для эффективного развития муниципального сектора экономики
необходима реализация муниципальным образованием активной муниципальной
инвестиционной политики, ориентированной на развитие производственного и
жилищного строительства.
Далее рассмотрим методику привлечения инвестиций в экономику
муниципального образования, состоящую из пяти этапов.
Первый этап характеризуется следующими действиями – «сбор
статистических данных о внешней среде и оценка инвестиционной привлекательности
(непривлекательности) муниципальных образований. Исходя из этого, можно
определить начальную конкурентоспособность муниципального образования»[11, c. 46].
Второй этап представляет из себя непосредственный анализ
внутреннего производственного потенциала муниципального образования: состояние
и перспективы использования производственных ресурсов, качество трудовых
ресурсов, масштабы использования финансовых, энергетических, природных и
информационных ресурсов.
На третьем этапе определяются цели развития муниципального
образования, выявляются основные конкуренты, и в дальнейшем разрабатываются
стратегии использования имеющихся ресурсов и концепции повышения
конкурентоспособности муниципального образования.
Третий этап включает несколько предварительных этапов –
подготовительный, аналитический, проектный и под этап согласований[12, c. 18].
Четвертый этап характеризуется тем, что происходит определение
конкретных путей достижения целей. Это осуществляется с помощью следующих
финансовых инструментов – «инструментария проектного финансирования,
инструментария финансового инжиниринга, и применение организационного
реинжиниринга» [8, c. 19]. В последующем на данном этапе происходит выработка
конкретных планов, а также графиков инвестирования финансовых средств и
привлечения инвестиций на территорию муниципального образования. В этом случае
применяется SWOT-анализ, необходимый для определения стратегических направлений
инвестиционной деятельности, а также данный анализ позволяет выделить сильные
стороны проекта и его внешние возможности.
На пятом этапе инвестиционного методики происходит реализация
инвестиционных муниципальных проектов. Данный этап предполагает следующие
действия – муниципальное образование реализует процесс оперативного управления
проектами, а также реализует процесс обеспечения финансирования собственных
инвестиционных проектов. На данном же этапе муниципальное образование готовит
кадры для реализации инвестиционного проекта, и предусматривает все возможные
риски и их способы минимизации.
Выводы: Практическое применение рассмотренной нами муниципальной
инвестиционной методики основанной на пяти этапах, решает сложные и важные
задачи по обеспечению жизнедеятельности муниципального образования – повышения
социальной обеспеченности населения муниципального образования, а также
происходит реализация экономической возможности сохранения доходности
территории. Основные задачи, которые стоят перед муниципальным образованием при
инвестиционной деятельности – это достижение социального эффекта. Сущность
социального эффекта на уровне муниципального образования –обеспечение занятости
населения, пополнение местного бюджета за счет реализации инвестиционных
проектов и получения доходов в муниципальный бюджет.
Список литературы:
- Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Текст]: Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ, 01.03.1999, N 9, ст. 1096,
- Алиев, А.И. Методы оценки инвестиционной деятельности [Текст]: Современные наукоемкие технологии. 2014. № 2. – С. 23-28
- Артемова Е.А. Особенности инвестиционной деятельности и регулирование инвестиционных процессов в муниципальных образованиях // Вестник Башкирского университета. 2006. №4. C. 70-72
- Бакитжанов, А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона [Текст]: методические подходы и оценка // Инвестиции в России. 2011. №5. – С. 80-88
- Буров, В.Ю. Понятие «Инвестиционная активность и ее состояние на современном этапе» // Вестник – экономист. 2012. № 3 С. 56-67
- Вайн, С. Инвестиции и трейдинг: Формирование индивидуального подхода к принятию инвестиционных решений Учебное пособие [Текст] / Вайн С.; Под ред. Дзюра А. – М. :Альп. Бизнес Букс, 2016. – 451 с.
- Зайцев, Ю.К. Инвестиционный климат [Текст]: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры /Гриф УМО ВО.2018. – 100 с.
- Иванов С. Н. Регулирование инвестиционной деятельности муниципального образования // Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004 С. 18
- Инвестиции [Текст] / Ю.М. Склярова, И.Ю. Скляров, Л.А. Латышева. — Ростов на Дону: Феникс, 2015. — 349 с.
- Инвестиции: учебник для вузов [Текст] / под ред. Л.И. Юзвович, С.А. Дегтярева, Е.Г. Князевой. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 543 с.
- Панасейкина В.С. [Текст]: Формирование методики оценки инвестиционной привлекательности муниципальных образований // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2011г. № 4. С. 45 – 54
- Саак А.Э., Колчина О.А. [Текст]: Инвестиционная политика муниципального образования. - Спб.: Питер, 2010. – 336 с.
Комментарии: