» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (48) 2021
Автор: Волчкова Юлия Эдуардовна, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Правовое регулирование института трансплантации в России
Дата публикации: 4.03.2021
УДК 347.161
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИНСТИТУТА ТРАНСПЛАНТАЦИИ В РОССИИ
Волчкова Юлия Эдуардовна
студентка 2
курса ОЮФ Судебная и прокурорская деятельность
Научный
руководитель: Адаменко Алла Петровна
доцент кафедры гражданского права
Российский
государственный университет правосудия г. Москва
Аннотация. В данной статье проведен
сравнительный анализ гражданско-правовых аспектов трансплантации донорских
органов между Россией и зарубежными странами. Рассмотрены проблемные вопросы,
которые требуют срочного решения в связи с развитием института трансплантации.
В статье представлены мнения значимых в рассматриваемой области людей, а также
освещены основные правовые пробелы.
Ключевые слова: трансплантология, органное донорство, презумпция согласия, детская
трансплантация, правовое регулирование трансплантологии.
В эпоху развития медицинских технологий, в связи с
увеличением количества операций по пересадке человеческих органов, наиболее
актуальной становится проблема правового регулирования донорства и
трансплантации. На сегодняшний день условия и порядок трансплантации органов в
России регулируют: Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ)
ст. 41: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь»; Закон
Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека»,
введённый в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации
22.12.92 № 4181-1[1]
(далее – ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»);Федеральный
закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от
21.11.2011 N 323-ФЗ (далее – Основы).В ст. 46 и47 закреплены общие принципы
констатации смерти и изъятия органов и (или) тканей для трансплантации[2].
Данные нормативно-правовые акты (далее – НПА)
регулируют трансплантологию, опираясь на современные достижения науки и
медицинской практики, учитывая при этом рекомендации Всемирной организации
здравоохранения (далее – ВОЗ).
По данному разделу медицины складывается мнение о состоянии
медицины в той или иной стране, то есть трансплантология – это показатель
уровня развития на международном уровне.Согласно статистике НМИЦ
трансплантологии и искусственных органов им. ак. В.И. Шумакова Министерства
здравоохранения Российской Федерации (далее – Минздрав РФ), только за начало
2021 года было проведено 34 операции по трансплантации печени, 64 – почек, 18 –
сердца, однако требуется гораздо больше.[3]
На сегодняшний день, данная тема является актуальной, так как
российская трансплантология долгое время находилась в «мертвой точке», однако
за последнее время ученые-медики и специалисты по медицинскому правуактивно
стараются добиться правового регулирования и развития данного института. Цель
данного исследования – проанализировать российскоезаконодательство и
выявитьпроблемы в отечественном правовом регулировании трансплантологии.
Лидерами в области трансплантаций органов являются страны:
Испания, Индия, Германия, США, Китай, Франция. В каждой из перечисленных
стран трансплантология считается бесспорной гордостью.[4]
Что касается России, то она, к сожалению, существенно отстает. Согласно
статистике НМИЦ, количество выполненных операций по трансплантации органов в
России в 2019 году увеличилось в 3,7 раза по сравнению со статистикой 2006
годаи составило 20118 пересадок органов. Но если сравнить, например, с США, то
за 2020 год страна вышла на собственный рекорд, выполнив 39718 операций.[5]Это
значит, что в России высокий дефицит донорских органов, что является первой и
главной проблемой в области трансплантологии в РФ.
Вторая не менее важная проблема – незаконная продажа органов.
Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» в статье 4
закрепляет следующие положения, которые касаются ограничения лечебных
учреждений, имеющих право на трансплантологические операции: 1 - забор и
заготовка человеческих органов разрешаются только в государственных лечебных
учреждениях; 2 - трансплантация органов осуществляется только в
специализированных лечебных учреждениях, и данный перечень должен утверждаться
в Минздраве РФ совместно с Российской академией медицинских наук[6].
Обратимся к приказу Минздрава РФ от 17.07.17 № 404н/1, согласно
которому забор, заготовку и трансплантацию человеческих органов разрешается
проводить в 126 медицинских учреждениях (39 – федеральных, 86 – областных
и краевых и одном муниципальном)[7].
Но существует мнение ряда ведущих специалистов, которое полагает, что
необходимо разработать возможность официального разрешения на проведение
трансплантации негосударственными лечебными организациями[8].
Мы не согласны с мнение специалистов и считаем продажу органов недопустимой,
так как трансплантология не имеет права существовать в области
негосударственной медицины, ведь в таком случае существует опасность
криминализации. В результате случится неизбежное слияние негосударственных
медицинских учреждений, например, в международные акционерные общества, что
даст начало транснациональным группировкам.
В настоящее время в России существует проблема незаконной продажи
органов и, к сожалению, не регулируется законодательством, так как ст. 15
Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» устанавливает лишь
факт недопустимости продажи органов, но, не устанавливает ответственность за
нее.[9]
Следующая актуальнаяпроблема в области
трансплантологии в России –нехватка структур. Для начала обратимся кзарубежной
практике. Например, каждый гражданин США считается потенциальным донором по
умолчанию. Медицинское учреждение, где умирает пациент, обязано информировать
местную Организацию по Снабжению Органами (OrganProcurementOrganization-OPO) о наличии
потенциального донора. Подобных структур в
США существует 5. Данные структуры являются некоммерческими
организациями, они координируют весь процесс трансплантации органов, начиная от
получения заявок от больных, которым требуется пересадка, до самого процесса
пересадки.
Сравнивая Россию и США, делаем вывод, что РФ не отстает, ведь
принцип работы тот же – информирование местных учреждений о наличии доноров.
Однако в России не хватает структур, которые координировали бы процесс
трансплантации, и это значительно замедляет данные процессы.
Необходиморассмотретьпроблематикудетского донорства. Здесь мы
сталкиваемся с еще одной проблемой несоответствия норм. Согласно части 2 статьи
54 Основ, несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией
несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на
информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ
от него. Но в самих Основах, как и в Законе РФ «О трансплантации органов и
(или) тканей человека» отдельно устанавливается исключение в отношении
донорства, так как ограничивается круг живых доноров. Это значит, что
дееспособность в отношении органного донорства у лиц, достигших пятнадцати лет,
отсутствует, не смотря на полученное от них информированное добровольное
согласие.[10]
В Италии детское донорство развито в достаточной мере;
трансплантация проводится как в самой Италии, так и из нее в другие страны,
которые нуждаются в помощи, так как родители умерших детей в большинстве случаев
жертвуют органы ребенка на спасение других детей.Моральный барьер в России еще
не сумели перешагнуть ни врачи, ни родители, ни общество в целом. Но так как не
все взрослые органы подходят детям, а помощи из-за рубежа приходится ждать
долго, в то время как любой орган имеет критический срок сохранения, а в мире
введен мораторий на запрет пересадки сердца иностранцам, то данный вопрос нужно
решать как можно скорее, ведь таким способом возможно спасти жизни тысячам
детей.
Часто родственники умерших, у которых после смерти были изъяты
органы с целью донорства, обращаются в Конституционный суд с жалобами, где
оспаривают конституционность статьи 8 Закона РФ «О трансплантации органов
и (или) тканей человека». Родственники утверждают, что не были поставлены в известность
и не давали согласие на донорство органов, однако изъятие органов произошло.
Пример распространенной ситуации имеет место в Определении Конституционного
Суда РФ от 10 февраля 2016 г. № 224-О.[11]
Исходя из вышеупомянутых проблем российского правого регулирования
института трансплантологии, делаем вывод, что в стране должно быть соответствие
специальных и общих норм, регулирующихвопросы, затрагиваемые донорства. Они
хотя и должны соответствовать моральным и религиозным ценностям общества, но и
само общество должно сделать шаг навстречу развитию трансплантологии. Помимо
прочего, нормативные акты должны строго соблюдать гражданские права
родственников доноров (умерших и живых), а также способствовать дальнейшему
развитию институту трансплантологии в России.
Список литературы:
- Закон Российской Федерации от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (дата обращения: 04.02.2021).
- Федеральный закон от 22. 06.1993 №5487-1 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (дата обращения: 04.02.2021).
- Определение Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2016 г. № 224-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (дата обращения: 04.02.2021).
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии наук от 11.07.2017 №404Н/1 «О внесении изменений в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и трансплантации органов и (или) тканей человека, учреждённый Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии наук от 04.07.2015 №307Н/4» (дата обращения: 04.02.2021).
- Третьякова, Е. С. Проблемы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека в международном и национальном праве / Е. С. Третьякова, Я. Д. Атаманюк. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 7 (21). — С. 64-65. (дата обращения: 07.02.2021).
- Баумова, Ж. С. Использование в целях трансплантации донорских органов несовершеннолетних: «за» и «против» / Ж. С. Баумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17.1 (151.1). — С. 5-8. (дата обращения: 04.02.2021).
- Сагатович В.А. Быть или не быть – вот в чём вопрос // Трансплантология. 2002. Т. 3. № 1. С. 107–108.
- Сальников В.П., Стеценко С.Г. Трансплантация органов и тканей человека: проблемы правового регулирования. СПб: Фонд «Университет», 2000. 140 с
- Американская софтверная компания [Электронный ресурс] //Cision [сайт]. URL: https://www.prnewswire.com/news-releases/organ-donation-again-sets-record-in-2019-300984527.html (дата обращения: 04.02.2021).
[1][1] Закон Российской Федерации от 22.12.1992 № 4180-1 (ред. от 08.12.2020) «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4692/ (дата обращения: 04.02.2021).
[2] Федеральный закон от 22. 06.1993 №5487-1 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895// (дата обращения: 04.02.2021).
[3]https://transpl.ru/about/statistics/
[4] Сальников В.П., Стеценко С.Г. Трансплантация органов и тканей человека: проблемы правового регулирования. СПб: Фонд «Университет», 2000. 140 с
[5]
Американская софтверная компания [Электронный
ресурс] //Cision
[сайт]. URL:
https://www.prnewswire.com/news-releases/organ-donation-again-sets-record-in-2019-300984527.html
(дата обращения: 04.02.2021).
[6] .Закон Российской Федерации от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_4692 (дата обращения: 04.02.2021).
[7] . Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии наук от 11.07.2017 №404Н/1 «О внесении изменений в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и трансплантации органов и (или) тканей человека, учреждённый Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии наук от 04.07.2015 №307Н/4» [Электронный ресурс] // Контур.норматив: [сайт] URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&do cumentId=297865 (дата обращения: 04.02.2021).
[8]Сагатович В.А. Быть или не быть – вот в чём вопрос // Трансплантология. 2002. Т. 3. № 1. С. 107–108.
[9]Третьякова, Е. С. Проблемы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека в международном и национальном праве / Е. С. Третьякова, Я. Д. Атаманюк. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 7 (21). — С. 64-65. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/174/5442/ (дата обращения: 07.02.2021).
[10]Баумова, Ж. С. Использование в целях трансплантации донорских органов несовершеннолетних: «за» и «против» / Ж. С. Баумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17.1 (151.1). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42925/ (дата обращения: 04.02.2021).
[11]Определение Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2016 г. № 224-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ: информационно-правовой портал: [сайт]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71246368/// (дата обращения: 04.02.2021).
Комментарии: