» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (48) 2021
Автор: Комарцова Анастасия Васильевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла 08.02.03
Рубрика: Технические науки
Название статьи: Развитие кадрового потенциала в рамках реализации требований профессиональных стандартов, ФГОС СПО и ФГОС СПО ТОП-50
Дата публикации: 11.03.2021
УДК
377.112.4
РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, ФГОС СПО И ФГОС СПО ТОП-50
Комарцова Анастасия Васильевна
Тарасенко Надежда Викторовна
Буланович Анна Викторовна
преподаватели дисциплин
профессионального цикла 08.02.03, 08.02.09
ОГАПОУ «Белгородский
строительный колледж», г. Белгород
Аннотация. Модернизация образования, осуществляемая в
настоящее время, ставит новые профессиональные задачи, предъявляет новые
требования к профессиональной подготовке современного преподавателя. Формирование
кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций (ПОО)
подразумевает реализацию программ повышения квалификации педагогов и мастеров
производственного обучения ПОО, стажировки, обмен лучшими практиками,
формирование управленческих команд, обучение проектным технологиям.
Ключевые слова: квалифицированные
педагогические кадры, профессиональный стандарт, воспроизводство педагогических
кадров, кадровый потенциал, модернизация системы кадрового обеспечения ПОО.
Качественная
реализация федеральных образовательных стандартов требует высокого
профессионализма кадров. Главная роль в обеспечении качества образования
принадлежит педагогическому персоналу. Преподаватель, выступающий центральной
фигурой в образовании, реализует образовательную программу в процессе обучения,
а также принимает участие в формировании и обновлении содержания образования.
Если
раньше он был носителем знания, то сейчас превращается в консультанта,
организатора деятельности студента – активного субъекта учебного прoцесса. При этом решающее
значение имеет уровень психолого-педагогической компетентности педагога. Он
связан с умением преподавательского состава педагогически грамотно
организовать, провести, диагностировать и корректировать учебно-воспитательного
процесс [7].
В
настоящее время система среднего профессионального образования (СПО) России
насчитывает 3,6 тыс. образовательных организаций, в которых обучается 2,8 млн студентов по разным профессиям
и специальностям. Среди них такие привычные как технолог, сварщик, слесарь, строитель,
автомеханик, а также совершенно новые, отвечающие запросам современности:
мобильный робототехник, мехатроник,
оператор беспилотных летательных аппаратов и многие другие. Основная задача
профессионального образования - соответствие компетенций выпускников новым,
быстро меняющимся технологиям, как в сфере производства, так и в сфере услуг
[4].
Для
воспроизводства высококвалифицированных рабочих, соответствующих
технологическому прогрессу, требуются новые подходы к содержанию всей системы
СПО, прежде всего, внедрение новых федеральных государственных образовательных
стандартов СПО четвертого поколения и профессионального стандарта «Педагог
профессионального обучения и дополнительного профессионального образования»[3].
Система
воспроизводства педагогических кадров для учреждений СПО включает в себя
количественные и качественные характеристики. Количественные характеристики
определяются на основе мониторинга кадрового обеспечения территориальной
системы СПО с учетом актуальных и перспективных планов набора, обучающихся по
профессиям и специальностям СПО и структуры соответствующих образовательных
программ, численности и показателей движения педагогических кадров различной
квалификации.
Качественные
характеристики представляют собой требования к квалификации педагогов СПО,
результатам их подготовки. При их определении необходимо учитывать как
региональные особенности, так и требования профессионального стандарта «Педагог
профессионального обучения и дополнительного профессионального образования»,
соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, а также
перспективы развития профессиональной педагогической деятельности в учреждениях
СПО, а именно характерные для них тенденции:
- совмещение видов деятельности (мастер производственного обучения, преподаватель);
- переход к командной (групповой) педагогической деятельности;
- переход от поточно-групповой организации образовательного процесса к обучению по индивидуальным образовательным маршрутам;
- повышение требований к методической и психолого-педагогической подготовке преподавателей и мастеров производственного обучения;
- актуализация потребностей в научно-методическом и методическом обеспечении профессионального обучения, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования для квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в связи с разворачиванием инновационных процессов;
- появление новых перспективных профессий и специальностей СПО;
- развитие практики дуального обучения, независимой оценки квалификаций выпускников учреждений СПО, итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена [3].
С
целью определить пути и способы обеспечения профессиональных образовательных
организаций квалифицированными педагогическими кадрами, способными эффективно
осуществлять подготовку рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с
мировыми стандартами и передовыми технологиями, в 2017 году Департамент
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России организовал рабочую группу, в задачи
которой входит разработка концепции обеспечения педагогическими кадрами СПО на
период до 2020 года и плана ее реализации [2].
Анализ
данных, полученных департаментом в результате мониторинга профессиональных
образовательных организаций, позволил выявить ряд сдерживающих факторов на пути
к поставленной цели:
- старение педагогических кадров, то есть отсутствие необходимого количества работников в возрасте до 30 лет для замещения cпециалистов, которые по причине преклонного возраста в ближайшее время прекратят трудовую деятельность;
- несоответствие уровня образования (практически у пятой части педагогических работников СПО) требованиям ФГОС СПО в части наличия высшего образования по профилю преподаваемой дисциплины (модуля);
- отсутствие педагогических компетенций, обязательных для осуществления деятельности педагога профессионального образования и обучения, более чем у 70% педагогических работников системы СПО;
- дефицит квалифицированных педагогических кадров, обладающих опытом деятельности в отраслевых организациях (на предприятиях) и способных подстраиваться под инновации на производстве;
- отсутствие в большинстве субъектов Российской Федерации системы формирования заказа на подготовку педагогических кадров для СПО и прогнозирования потребности региона в таких кадрах;
- низкая заинтересованность студентов специальности СПО и направления подготовки высшего образования «Профессиональное обучение (по отраслям)» в трудоустройстве по специальности, что приводит к серьезным (до 40%) потерям контингента в период обучения;
- отсутствие независимой оценки подготовки педагогических работников для системы СПО [2].
В
условиях масштабного внедрения в СПО практико-ориентированных моделей обучения,
в том числе дуального обучения, важное значение имеет
уровень квалификации руководителей практик со стороны организации
(предприятия), иначе говоря, наставников. Как правило, у наставников
отсутствуют педагогические компетенции и понимание специфики реализации
производственной практики в соответствии с ФГОС СПО. Наставники, не являясь
педагогическими работниками, должны обладать компетенциями, соответствующими
организации учебно-производственного процесса по виду деятельности. Они также
должны осваивать программы профессиональной переподготовки и повышения
квалификации психолого-педагогической направленности.
Основные
направления модернизации системы кадрового обеспечения профессиональных
образовательных организаций:
- организация вариативных возможностей получения высшего профессионально-педагогического образования по программам бакалавриата и прикладной магистратуры;
- изменение содержания подготовки педагогов в соответствии с международными стандартами на основе практико-ориентированных подходов к образованию;
- развитие наставничества при реализации основных образовательных программ подготовки педагогических кадров;
- повышение уровня престижности профессии через увеличение притока молодых специалистов в СПО;
- разработка и реализация новых моделей региональных программ дополнительного профессионального образования педагогических работников, в том числе на основе сетевого взаимодействия;
- формирование стажировочных площадок в регионах на базе ведущих колледжей и базовых ПОО;
- использование баз МЦК (Межрегиональных центров компетенций), многофункциональных центров прикладных квалификаций, ресурсных центров подготовки кадров в различных сферах экономики в целях реализации дополнительных профессиональных программ для педагогов и мастеров производственного обучения.
- привлечение в педагогическую деятельность работников, имеющих профессиональный опыт в соответствующих отраслях экономики;
- организация и проведение конкурсов лучших практик поддержки, стимулирования, сопровождения педагогических работников при вхождении в профессию и в процессе педагогической деятельности [5].
Комплексное
преобразование сферы среднего профессионального образования подразумевает также
пересмотр концепции подготовки кадров в каждой конкретной области деятельности.
Модернизация содержания образования требует существенного обновления
учебно-методического обеспечения и реализации в нем современных инновационных
подходов. В связи с этим в последние годы был принят ряд важных
правительственных документов – новые стандарты, которые определяют долгосрочные
перспективные цели этих преобразований. К приоритетным направлениям развития
является разработка новых образовательных стандартов с учетом современных
квалификационных требований к специалистам различных уровней. При определении
цели создания Федеральных государственных образовательных стандартов основные
акценты делаются на обеспечение универсальности, фундаментальности,
профессиональной и практической направленности образования.
Список литературы:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
- Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2015 г. N 349-р.)
- Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий (Рабочие кадры для передовых технологий) (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. N 9) // Система ГАРАНТ.
- Сводный прогноз занятости населения и потребности экономики Вологодской области в трудовых ресурсах по видам экономической деятельности на среднесрочный и долгосрочный период // Департамент труда и занятости.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы // Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г., № 497.
- Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 г. Утв. постановлением Правительства РФ 15.04.2014г., N 295.
- Скороходова В.А. Развитие кадрового потенциала образовательной организации через внедрение программы кадрового развития// Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30.04.2015 года. Том 4.-Тамбов: ООО «Юком», 2015, с.134-136.
- Шапиро С.А. Основы управления персоналом в современной организации. –М.: ГроссМедиа, 2005.
Комментарии: