» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (55) 2021
Автор: Шмелькова Анастасия Александровна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Требование к развивающей предметно – пространственной среде в ДОО для детей с ОВЗ
Дата публикации: 26.09.2021
ТРЕБОВАНИЕ К РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ В ДОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Шмелькова Анастасия Александровна
воспитатель
Щеглова Алена Сергеевна
заместитель заведующей по УВР
Муниципальное автономное
образовательное учреждение № 20
«Детский сад комбинированного
вида», г. Кемерово
Аннотация. Развивающая предметно -
пространственная среда, часть образовательной среды, представленная специально
организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными
образовательными ресурсами, средствами обучения и воспитания детей дошкольного
возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета
особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая
предметно-пространственная среда Организации должна соответствовать требованиям
Стандарта и санитарно эпидемиологическим требованиям.
При проектировании
РППС Организации должна учесть особенности своей образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия,
требования, используемых вариативных образовательных программ, возможности и
потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей,
педагогов и других сотрудников Организации, участников сетевого взаимодействия
и пр.).
В соответствии со
Стандартом РППС Организации должна обеспечивать и гарантировать:
– охрану и укрепление физического и психического здоровья и
эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной
социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому
достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной
самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе
при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
– максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы и
прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной
программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции
недостатков их развития;
– построение вариативного развивающего образования,
ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов
активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного
возраста, так и со взрослыми, а также свободу в
выражении своих чувств и мыслей;
– создание условий
для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного
самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а
также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных
потребностей и мотивов;
– открытость
дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей)
непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в
деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также
поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
– построение образовательной деятельности на
основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение
достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные
особенности.
– создание равных условий, максимально
способствующих реализации различных образовательных программ в Организации, для
детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные)
возможности здоровья. РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет
образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции.
Среда должна быть
не только развивающей, но и развивающейся.
Организация должна
обеспечивать возможность реализации разных видов детской активности, в том
числе с учетом специфики информационной социализации детей и правил безопасного
пользования Интернетом: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской,
двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального
и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр.
В соответствии с
потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья,
возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая
предметно - пространственная среда Организации создается педагогами для
развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня
активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории
развития. Для выполнения этой задачи
РППС должна быть: 1)
содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические
и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое,
спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям;
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во
взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность
самовыражения детей; 2) трансформируемой
– обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей; 3) полифункциональной – обеспечивать
возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской
мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных
видах детской активности; 4) доступной –
обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим
все основные виды детской активности; 5)
безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по
обеспечению надежности и безопасность их использования, такими
как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной
безопасности.
В Организации
должна быть обеспечена доступность предметно - пространственной среды для
воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов. Для детей с
ограниченными возможностями в Организации должна иметься специально
приспособленная мебель, позволяющая заниматься разными видами деятельности,
общаться и играть со сверстниками и, соответственно, в помещениях Организации
должно быть достаточно места для специального оборудования. Предметно-пространственная среда Организации
должна обеспечивать условия для физического и психического развития, охраны и
укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей. Для
этого в групповых и других помещениях должно быть достаточно пространства для
свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных
видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др.
В Организации
должно быть оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и
содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой
моторики. В Организации могут быть созданы условия для проведения диагностики
состояния здоровья детей, медицинских процедур, коррекционных и
профилактических мероприятий. Предметно-пространственная
среда в Организации должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия
детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных
сотрудников. Предметно-пространственная
среда должна обеспечивать условия для развития игровой и
познавательно-исследовательской деятельности детей. Для этого в групповых
помещениях и на прилегающих территориях пространство должно быть организовано
так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В
групповых помещениях и на прилегающих территориях должны находиться
оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и
дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
Предметно-пространственная
среда Организации должна обеспечивать условия для
познавательно-исследовательского развития детей (выделены помещения или зоны,
оснащенные оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами
для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок,
библиотека, зимний сад, огород, живой уголок и др.). Предметно-пространственная среда должна
обеспечивать условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения
Организации и прилегающие территории должны быть оформлены с художественным
вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для
изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.
Список литературы:
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М., 2014
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года).
- Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 2004.
- Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
Комментарии: