» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (55) 2021
Автор: Долгих Александра Евгеньевна, Студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Экономические и социальные эффекты от исполнения местного бюджета (на примере МО г. Екатеринбург)
Дата публикации: 10.10.2021
УДК 332.14:
338.2
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
И СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ МО Г.
ЕКАТЕРИНБУРГ)
Долгих
Александра Евгеньевна
магистрант, кафедра
региональной, муниципальной экономики и управления
научный руководитель: Антипин Иван Александрович
заведующий кафедрой
региональной, муниципальной экономики и управления, к.э.н., доцент
Уральский
государственный экономический университет, г. Екатеринбург.
Аннотация. В статье проведена
оценка экономических и социальных эффектов от исполнения бюджета МО г.
Екатеринбург на основании анализа местного бюджета, в том числе состава его
доходов. Выявлено перспективное направление повышения эффективности бюджета города
и определены инструменты, обеспечивающие регулирование в данной области.
Ключевые слова: бюджет муниципального образования, местный бюджет, Екатеринбург, исполнение бюджета, налоговые доходы, неналоговые доходы.
Бюджет
муниципального образования «город Екатеринбург» – форма образования и
расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения
задач и функций муниципального образования «город Екатеринбург».
Обобщенный
перечень доходов и расходов бюджета г. Екатеринбурга в период с 2017 по 2019
гг. представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Перечень доходов и расходов МО г. Екатеринбург
за 2017-2019 гг.[1]
Общая
картина о структуре расходов отражает приоритетные направления развития города:
образование, вклад в национальную экономику РФ, социальная поддержка населения.
Внутри
доходной части наблюдается преобладание доли дотаций от вышестоящих бюджетов, налоги
на доходы физических лиц, нежели чем реальных доходов от бизнеса, инвестиций и
других источников.
Далее в
таблице 1 представлен сводный анализ местного
бюджета муниципального образования г. Екатеринбург в период с 2017 по 2019 гг.
Таблица
1 – Анализ бюджета МО г. Екатеринбург за
2017-2019 гг.[2]
Показатели |
2017
г. млн.
руб. |
2018
г. млн. руб. |
2019
г. млн. руб. |
Темп
роста (снижения), % |
|||
2017/2016 |
2018/2017 |
2019/2018 |
2019/2017 |
||||
Доходы |
40363,9 |
42861,6 |
48978,4 |
117,0 |
106,2 |
114,3 |
121,3 |
Расходы |
38948,8 |
42128,9 |
49187,6 |
114,4 |
108,2 |
116,8 |
126,3 |
Дефицит(-) /
профицит (+) |
1415,1 |
-732,7 |
-209,1 |
- |
- |
- |
- |
На
рисунке 2 представлен график изменения сумм
доходов и расходов бюджета, а также их разности (профицита/дефицита) за
2017-2019 гг.
Рисунок 2 – Сводный бюджет МО г. Екатеринбург за 2017-2019
гг.[3]
Темпы роста относительно
предыдущего отчетного периода предоставлены на рисунке
3.
Рисунок 3 – Темпы роста доходов и расходов бюджета МО
г. Екатеринбург
за 2017-2019 гг.[4]
Распределение бюджетных средств, в первую очередь, социально-ориентировано:
тенденции развития бюджетной сферы объясняют устойчивое социально-экономическое
развитие г. Екатеринбурга в сфере
образования, культуры, демографии (ежегодный прирост населения, положительное
миграционное сальдо).
На
рисунке 4 отражены темпы роста
макроэкономических показателей МО г. Екатеринбург в 2019 году в сравнении со
Свердловской областью и Российской Федерацией.
В 2019
г. относительно исследуемого периода показатели развития города демонстрировали
положительную динамику: зафиксирован рост оборота крупных и средних
организаций, увеличение объемов
розничного товарооборота, рост заработной платы,
высокие темпы жилищного строительства, рост инвестиционной активности, низкий
уровень регистрируемой безработицы, миграционный и естественный прирост
населения.
Рисунок 4 – Темпы роста суммы макроэкономических показателей
развития Екатеринбурга в 2019 году в сравнении со Свердловской областью и
Российской Федерацией, % [7]
Розничная торговля
занимает значимое место в
структуре экономики Екатеринбурга. Оборот розничной торговли по полному кругу
организаций за 2019 год составил 835,5 миллиарда рублей, в городе формируется
около 70 процентов товарооборота Свердловской области.
Ввиду
необходимости привлечения в бюджет МО дополнительных средств с целью добиться
стабильного профицита, доходную базу местного бюджета необходимо повысить
посредством налоговых сборов и неналоговых поступлений.
Динамика
изменения налоговых доходов, а именно налога на имущество физических лиц и
земельного налога в период 2017-2019 гг. представлена в таблице 2.
В
целом, доходная часть бюджета МО г. Екатеринбург в значительной степени зависит
от налоговых доходов. В 2017 г. данный показатель составил 36 процентов от общих доходов
бюджета, в 2018
г. – 37%, в 2019 г. – 42% (рисунок 5).
Таблица
2 – Динамика налога на имущество физических
лиц и земельного налога в МО г. Екатеринбург за 2017-2019 гг.[5]
|
Утвержден-ные бюджетные назначения на 2017 г., млн. руб. |
Исполнение на 01.01.2018 г., млн. руб. |
Утвержден-ные бюджетные назначения на 2018 г., млн. руб. |
Исполнение на 01.01.2019 г., млн. руб. |
Утвержден-ные бюджетные назначения на 2019 г., млн. руб. |
Исполнение на 01.01.2020 г., млн. руб. |
Все доходы |
39926,1 |
40363,9 |
42384,0 |
42861,6 |
48120,3 |
48978,4 |
Налоговые доходы |
13744,3 |
14279,6 |
15430,1 |
15940,8 |
20072,0 |
20808,3 |
налог на имущество
физических лиц |
918,3 |
1144,0 |
1139,6 |
1313,0 |
1128,7 |
1337,5 |
земельный налог |
2832,3 |
3049,2 |
3094,0 |
3301,9 |
3210,1 |
3329,3 |
Рисунок 5 – Динамика доли
налоговых доходов в доходах МО г. Екатеринбург
за 2017-2019 гг.[6]
Однако,
по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу просматривается
обратная тенденция. Бюджет недополучает часть дохода по данным статьям, т.к. динамика их доли в общей части налоговых
доходов отрицательна.
Сокращение
поступлений от налогов существенно отражается на доходной части МО, т.е.
экономическая эффективность бюджета снижается. В 2017 г. налог на имущество физических лиц составил 8 процентов
от общих налоговых доходов, в 2018 г. – 8%, в 2019 г. – 6% (рисунок 6).
Рисунок 6 – Динамика доли
налога на имущество физических лиц в налоговых доходах МО г. Екатеринбург за
2017-2019 гг.[7]
В 2017
г. земельный налог составил 21 процент от всех налоговых доходов, в 2018 г. –
21%, в 2019 г. – 16% (рисунок 7).
Снижение
на 5 процентов так же является проблемой ввиду отсутствия данных об уменьшении
земельного фонда и растущих темпов строительства в МО г. Екатеринбург.
Неналоговые
поступления в доходной части бюджета города обладают свойством гибкости и
поддаются регулированию через взаимодействие местных властей с
местным бизнес-сообществом. Динамика
неналоговых доходов
представлена в таблице 3 и на рисунке 8.
Рисунок 7 – Динамика доли
земельного налога в налоговых доходах
МО г. Екатеринбург за 2017-2019 гг.[8]
Таблица
3 – Неналоговые доходы МО г. Екатеринбург за
2017-2019 гг.[9]
|
Утвержден-ные назначения на 2017 г., млн. руб. |
Исполнение на 01.01.2018 г. |
Утвержден-ные назначения на 2018 г., млн. руб. |
Исполнение на 01.01.2019 г. |
Утвержден-ные назначения на 2019 г., млн. руб |
Исполнение на 01.01.2020 г. |
Все доходы |
39926,1 |
40363,9 |
42384,0 |
42861,6 |
48120,3 |
48978,4 |
Неналоговые доходы |
4947,4 |
5067,2 |
4629,2 |
4920,7 |
4853,9 |
5034,6 |
Рассматриваемый
вид доходов так же имеет отрицательную динамику, поскольку в 2017 г. доля
показателя в доходной части бюджета составила 13 процентов от всех доходов
города, в 2018 г. – 11%, в 2019 г. – 10%.
Таким
образом, привлечение неналоговых поступлений является перспективным направлением повышения эффективности местного бюджета МО г. Екатеринбург.
Регулирование в данной области обеспечивается инструментами краудфандинга:
привлечением граждан к бюджетированию, т.е. вовлечением в процесс пополнения
местного бюджета.
Рисунок 8 –
Динамика доли неналоговых доходов в доходах
МО г. Екатеринбург за 2017-2019 гг.[10]
Список литературы:
- О бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]: Решение Екатеринбургской городской Думы от 26.12.2017 г. N 37/73. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- О бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс]: Решение Екатеринбургской городской Думы от 25.12.2018 г. N 12/8. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» за 2016 год [Электронный ресурс]: Решение Екатеринбургской городской Думы от 25.04.2017 Г. N 29. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» за 2018 год [Электронный ресурс]: Решение Екатеринбургской городской Думы от 23.06.2019 Г. N 53. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» за 2019 год [Электронный ресурс]: Решение Екатеринбургской городской Думы от 08.12.2020 Г. N 73. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- О разработке стратегий социально-экономического развития административно-территориальных единиц муниципального образования «город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов (подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года [Электронный ресурс]: Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 27.02.2019 г. N 375. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Публичный бюджет Екатеринбурга: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://бюджет.екатеринбург.рф.
- Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru.
[1] Составлено автором по: [8].
[2] Составлено автором по: [4,5,6].
[3] Составлено автором по: [4,5,6].
[4] Составлено автором по: [4,5,6].
[5] Составлено автором по: [1,2,3,4,5,6].
[6] Составлено автором по: [4,5,6].
[7] Составлено автором по: [4,5,6].
[8] Составлено автором по: [4,5,6].
[9] Составлено автором по: [1,2,3,4,5,6].
[10] Составлено автором по: [4,5,6].
Комментарии: