» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (55) 2021

Автор: Орешина Ирина Леонидовна Дюкина Людмила Геннадьевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Разновозрастное общение как фактор успешной социализации детей дошкольного возраста

Статья просмотрена: 338 раз
Дата публикации: 11.10.2021

УДК 373.24

РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Орешина Ирина Леонидовна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129

Дюкина Людмила Геннадьевна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129, г. Иркутск

 

Аннотация. В статье представлен опыт работы по социализации дошкольников в условиях разновозрастного взаимодействия. Возможность интеграции направлений работы дошкольной образовательной организации, формы работы по разновозрастные взаимодействия детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: социализация, позитивная социализация, разновозрастное взаимодействие, условия разновозрастного взаимодействия дошкольники, интеграция.

 

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности. В сложном процессе вхождения в мир людей ребенку необходима квалифицированная помощь. Разновозрастное взаимодействие – это взаимодействие двух или нескольких детей разного возраста, способствующее обогащению их опыта, познанию себя и других, а также развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала и овладению нормами взаимоотношений.

Первый опыт разновозрастного взаимодействия дети получают в семье. Но, необходимо учитывать, что современная семья имеет свои специфические особенности – это и неполные семьи, и семьи с единственным ребенком, семьи, где отсутствуют бабушки и дедушки и пр. естественно, что это ограничивает диапазон первичного социального взаимодействия ребенка и получение им разнообразного социального опыта и социальных норм.

Нашей задачей на данном этапе является формирование социальных авыков дошкольников через разновозрастное взаимодействие, таких как:

  • умение вступать в контакт со взрослыми, сверстниками и детьми младшего возраста;
  • проявлять отзывчивость, уважительное отношение к окружающим людям, их интересам;
  • умение принимать на себя функции организаторов взаимодействия: способность заинтересовать перспективами участия в игре, совместной деятельности, предлагать тему, распределять роли и т.д., проявлять умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения;
  • умение оказывать действенную взаимопомощь, способность обратиться и принять помощь взрослого и других детей [3].

Согласно требованиям ФГОС разновозрастное взаимодействие:

  • способствует усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • формирует уважительное отношение и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых;
  • формирует позитивные установки к различным видам труда и творчества;
  • формирует основы безопасного поведения в быту, социуме, природе;
  • развивает общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • развивает социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками;
  • способствует становлению самостоятельности и целенаправленности, саморегуляции собственных действий [5] .

Разновозрастное взаимодействие имеет большое воспитательное значение:

  • способствует расширению спектра освоенных социальных ролей;
  • создает условия для формирования таких социально значимых качеств личности как самостоятельность, толерантность, доброжелательность, дисциплинированность, а также ответственность;
  • является доступным для ребенка пространством обмена социальным опытом, в том числе знаниями, практическими умениями, ценностными приоритетами, что стимулирует интерес дошкольника к социуму.

Показателями сформированности разновозрастного взаимодействия у детей являются: общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности; проявление индивидуально-творческого потенциала, самовыражение и самореализация каждого; общение на основе добровольности и взаимных симпатий; доверие и взаимопомощь [1].

Важнейшей задачей, поставленной ФГОС ДО, является формирование самостоятельной личности, способной к сотрудничеству и принятию решений, инициативной, умеющей поставить цель и выбирать адекватные пути ее достижения. Для решения этой задачи мы разработали проект по разновозрастному взаимодействию детей младшего и старшего дошкольного возраста [2].

Целью нашего проекта является содействие формированию самостоятельной личности, формирование опыта сотрудничества, формирование умения самореализовываться в детском коллективе.

В процессе работы мы решали следующие задачи: когнитивную, коммуникативную, поведенческую.

Решая когнитивную задачу, мы формировали представления детей о себе и других людях, используя такие формы работы как игровая ситуация, образовательная ситуация, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций, беседы, просмотр презентаций. Наиболее интересной формой работы стали образовательные ситуации, в частности ситуации-упражнения.

Решая коммуникативную задачу, мы формировали опыт сотрудничества детей разного дошкольного возраста, используя такие формы работы как ситуативный разговор, игровые ситуации, решение проблемных ситуаций, театрализованные игры, подвижные игры, трудовая деятельность, благотворительные акции, чтение художественной литературы, мастер-классы. Детям была очень интересна такая форма работы как мастер-класс. Дети старшего дошкольного возраста получили опыт вовлечения детей младшего возраста в продуктивную деятельность, умения проявлять заботу и внимание. Дошкольники младшего возраста развивали навыки общения. Обмен знаниями, идеями и способами происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать коммуникативные умения: прислушиваться к мнению другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, вырабатывать совместное решение.

Решая поведенческую задачу, мы формировали умение самореализовываться в коллективе детей разного возраста, используя такие формы работы как мастерская детского творчества, интерактивные технологии, сюжетно-ролевые игры, образовательные ситуации, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы. Здесь мы использовали специальную форму организации детской деятельности — интерактивное обучение.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений: — активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника; — формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребенка [4].

 Результатом нашей работы стала дружба и общение детей разного дошкольного возраста. Дети стали более эмоционально отзывчивыми, стали более внимательными к чувствам других людей. Эта работа позволила детям лучше усвоить общественные нормы и ценности, принятые в обществе. Мы считаем, что разновозрастное общение детей способствует приобретению социального опыта и адаптирует ребенка к реалиям современной жизни.

Список литературы:

  1. Батлуцкая Е.И., Евтюхина О.В. «Организация взаимодействия старших и младших дошкольников – условие социализации детей раннего возраста // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.
  2. Билялова З. Ш. Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи // Молодой ученый. — 2017. — №35. — С. 82-83. — URhttps://moluch.ru/archive/169/45470/
  3. Зауервальд Наталья Васильевна «Игровой квест - отличная форма социализации дошкольников» https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=7528
  4. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. — М.:ТЦ Сфера, 2008.-128с.
  5. ФГОС Дошкольное образование - ФГОС (fgos.ru) (дата обращения: 12.10.2021)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: