» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 2017
Автор: Стрельникова Светлана Алексеевна, инструктор-методист
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Педагогические принципы в процессе тренировки юных футболистов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПРОЦЕССЕ
ТРЕНИРОВКИ
ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Стрельникова Светлана Алексеевна
ОГАОУ «Академия футбола «Энергомаш»
Белгородская область, город Шебекино
Аннотация. В
статье рассмотрены основные педагогические принципы, используемые тренером в
тренировочном процессе. Педагогические принципы можно классифицировать на дидактические и
специфические.
Тренировка юных спортсменов подчинена общим
закономерностям воспитания и обучения. Поэтому, осуществляя ее, необходимо
руководствоваться общими педагогическими принципами.
Под «принципами»
(от лат. Principium - основа) в теории физического воспитания
понимают наиболее общие теоретические положения, объективно отражающие сущность
и фундаментальные закономерности обучения, воспитания и всестороннего развития
личности.
Принципы спортивной
подготовки можно разделить на дидактические и
специфические.
К дидактическим принципам
относятся:
1. Принцип систематичности.
Принцип систематичности предусматривает регулярность и последовательность обучения и тренировки. Регулярность обусловливается оптимальным количеством тренировочных занятий, соревнований и отдыха, рациональной динамикой величины и направленности нагрузки.
Рациональная последовательность обучения существенно сокращает сроки освоения учебного материала. Быстрота и качество формирования умений и навыков во многом зависят от содержания предшествующего обучения. [2]
2. Принцип наглядности.
Педагогический принцип наглядности позволяет
формировать
четкие двигательные представления, способствует прочному усвоению знаний и
навыков.
Принцип наглядности очень важен для обучения
спортивной технике и тактике. Здесь главное не только в
наглядных пособиях. Демонстрация с помощью
видеозаписей, кино, фото, таблиц, рисунков,
моделей того, чему обучают, конечно,
значительно убыстряет обучение.
Принцип наглядности важен и в воспитании спортсменов, и в развитии их силы, быстроты, выносливости
и других качеств. Наглядные примеры
образцового поведения тренера и
лучших спортсменов, их высокая моральная устойчивость, дисциплинированность, трудолюбие весьма положительно влияют на других спортсменов.
Наглядные примеры способствуют и воспитанию волевых качеств, Так, менее подготовленный спортсмен,
глядя на более подготовленного, эффективнее выполняет упражнения в
совместном занятии. Здесь сила наглядного примера заставляет менее подготовленного спортсмена «тянуться» за более подготовленным, делать большие усилия, меньше
опасаться физической нагрузки. [1, 220]
3. Принцип сознательности.
Этот принцип предусматривает
такое построение и содержание спортивной тренировки, которые позволяют
спортсмену понять роль и значение ее задач, средств и методов, сознательно
относиться к тренировочному процессу.
Ясное и отчетливое понимание цели,
задач тренировки, средств, методов и т.д. обеспечивает
успешное обучение спортивной технике и тактике, эффективное
развитие силы, быстроты, выносливости, воспитание моральных и волевых качеств,
результативное участие в соревнованиях и многое другое. [1, 199]
4. Принцип
повторности.
Он в значительной мере определяет процесс
спортивной подготовки.
Все ее многообразные задачи решаются через повторное
выполнение упражнений, действий, заданий, тренировочных работ и занятий,
соревновательных стартов и т.д.
Повторность должна быть оптимальной, что
достигается, в первую очередь, правильным сочетанием работы и отдыха,
утомления и восстановления. Рациональное чередование работы и
отдыха лежит в основе всей спортивной подготовки и распространяется
на повторное выполнение упражнения, на повторное воздействие нагрузки в одном
занятии, в тренировочном дне, на протяжении микроцикла, месяцев,
года и лет.
5. Принцип индивидуализации.
Дифференцированный подход
в обучении и тренировке
Педагогический принцип индивидуализации
требует построения и проведения тренировки юных спортсменов с
учетом их особенностей, возможностей и уровня подготовленности.
Целесообразно упражнения, их структуру и характер выполнения подбирать в
соответствии с возрастом, полом и степенью
подготовленности занимающихся. Учебный
материал следует располагать так, чтобы юные спортсмены переходили от одного доступного задания к другому.
Индивидуализация тренировки в значительной мере
осуществляется путем ее планирования, с учетом особенностей каждого
занимающегося. Следует намечать такие
задачи, средства и методы тренировки, которые соответствовали бы физической, технической, тактической и морально-волевой подготовленности юных
спортсменов. [4,
86, 87]
Здесь надо действовать так, как учил К.Д.
Ушинский: «Если педагогика хочет человека воспитывать во всех отношениях,
то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
6. Принцип
активности
Он определяет важнейшую роль самостоятельности спортсмена в
практической реализации системы подготовки. Всё многообразие процесса подготовки юного футболиста осуществляется им
самим, когда он, обучаясь, воспитываясь, тренируясь и соблюдая режим, проявляет активность, энергию, упорство,
трудолюбие, стойкость, устремленность к цели.
Разумеется, активное отношение спортсменов к процессу их
подготовки должно контролироваться и направляться тренером, который
должен побуждать их к активности, к стремлению достичь цели, к творчеству,
к приобретению знаний. [1,
200]
Наряду с общими педагогическими принципами тренировке
юных спортсменов присущ ряд специфических закономерностей.
К специфическим принципам
относятся:
1. Направленность
на максимально возможные достижения, углубленная специализация и
индивидуализация.
Установка на высшие показатели реализуется соответствующим построением спортивной тренировки, использованием наиболее действенных средств и методов, углубленной специализацией в избранном виде спорта. Направленность к максимуму обусловливает так или иначе все отличительные черты спортивной тренировки - повышенный уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность и т.д.
Данная закономерность спортивной тренировки проявляется по-разному в зависимости от этапов многолетнего спортивного совершенствования. На первых этапах тренировочный процесс не имеет ярко выраженных черт спортивной специализации - установка на высшие достижения носит характер дальней перспективы. По мере возрастного формирования организма и повышения уровня тренированности эта установка реализуется в полной мере до тех пор, пока не начнут действовать ограничивающие возрастные и другие факторы. Таким образом, общий принцип прогрессирования приобретает в области спортивной подготовки особое содержание. Его нужно понимать как требование обеспечить максимально возможную степень совершенствования в избранном виде спорта, что означает необходимость углубленной специализации. [3]
2. Единство
общей и специальной подготовки.
Спортивная тренировка органически объединяет
две составные части: общую и специальную. Общая подготовка является базовой
для специальной подготовки, так как на ее основе осуществляется
совершенствование в избранном виде спорта путем расширения
функциональных возможностей организма, разностороннего развития
физических и морально-волевых качеств юного спортсмена.
Специальная подготовка обеспечивает воспитание физических качеств
и формирование навыков и умений, специфичных для каждого вида спорта. Неразрывность
общей и специальной подготовки — одна из основных закономерностей
тренировки юных спортсменов. [4, 87]
3. Беспрерывность
тренировочного процесса.
Непрерывность тренировочного процесса
проявляется в трех основных положениях: учебно-тренировочный процесс
должен носить многолетний и круглогодичный характер; воздействие
каждого последующего занятия в процессе тренировки должно наслаиваться
па следы от воздействия предыдущего, с тем
чтобы закреплялись и совершенствовались положительные изменения в
организме юного спортсмена, возникшие под воздействием предыдущих
занятий; отдых должен быть достаточным для восстановления и роста
работоспособности. [4,
87]
4. Единство
постепенности увеличения нагрузок.
Этот принцип отображает
закономерности адаптации к тренировочным нагрузкам и соревнованиям. Постепенное максимальное увеличение
тренировочных нагрузок
ведет к росту спортивных достижений. Он обусловлен неуклонным повышением объема
и интенсивности
тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований, предъявляемых к подготовке юного спортсмена. Все это выражается в последовательном выполнении
юным спортсменом таких заданий, которые позволяют ему овладевать все более сложными и совершенными навыками и умениями. Постепенность в тренировке
должна соответствовать возможностям и
уровню подготовленности юного спортсмена, обеспечивать неуклонный поступательный рост его
спортивных достижений. [4, 87, 88]
5. Волнообразность
динамики нагрузки.
Прогрессирующее
повышение тренировочных нагрузок на определенных этапах вступает
в противоречие с ходом приспособительных изменении в организме. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом временно снижать нагрузки, что обеспечивает необходимые биологические
перестройки в организме юного спортсмена Поэтому
динамика тренировочных нагрузок не может
иметь вид прямой линии — она
приобретает волнообразный характер. Волнообразные
изменения нагрузок характерны как для относительно
небольших отрезков учебно-тренировочного процесса, так и для этапов и периодов тренировки. [4, 88]
6. Цикличность
тренировочного процесса.
Этот
принцип проявляется в
систематическом повторении структурных единиц тренировочного процесса.
Характерной
особенностью тренировочного процесса является цикличность, т. е. относительно
законченный кругооборот его фаз с частичной повторяемостью отдельных занятий,
периодов и этапов в определенное время. Органическими составными частями
тренировочного процесса являются микроциклы (например,
недельные), мезоциклы (например, месячные) и макроциклы
(например, годичные) тренировки.
Построение тренировочного
процесса на основе различных циклов даёт возможность систематизировать задачи, методы и средства тренировки
и реализовать основные принципы спортивной тренировки: единство общей и
специальной подготовки, постепенное увеличение нагрузок и тенденция к
максимальным нагрузкам, волнообразность динамики нагрузок.
Заключение.
Таким образом, приходим к
выводу.
1. Принципы подготовки
юных футболистов обусловлены основными закономерностями тренировки, т.е. они
находятся в логическом взаимодействии с основами спортивной тренировки, а
именно:
n
цель
спортивной подготовки
n
задачи
спортивной подготовки
n
стороны
спортивной подготовки
n
методы
спортивной подготовки
n
средства
спортивной подготовки
2. Принципы спортивной
подготовки юных футболистов подразделяются на две большие группы:
n
дидактическая
(общепедагогическая);
n
специфическая.
3. В практической работе
тренеры должны придерживаться основных принципов спортивной подготовки спортсменов,
что позволит оптимизировать тренировочный процесс юных футболистов
Список литературы:
1. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера:
Наука побеждать/ Н.Г. Озолин. – М.: ООО «Издательство Астрель»:
ООО «Издательство АСТ», 2004. – 863, [1] с.: ил. – (Профессия – тренер).
2. Принципы обучения и тренировки. Режим
доступа: http://footballtrainer.ru/books/football1999/243-53-principy-obucheniya-i-trenirovki.html
3. Принципы спортивной тренировки. Режим
доступа: http://bugabooks.com/book/261-teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-i-sporta/87-184-principy-sportivnoj-trenirovki.html
4. Филин В.П., Фомин Н.А.. Основы юношеского
спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 255 с., ил.
Комментарии: