» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (57) 2021
Автор: Долгих Александра Евгеньевна, Магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Рекомендации по мобилизации налоговых доходов в бюджете субъекта РФ (на примере Свердловской области)
Дата публикации: 22.11.2021
УДК 332.14:
338.2
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО МОБИЛИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТЕ СУБЪЕКТА РФ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ)
Долгих
Александра Евгеньевна
магистрант, кафедра
региональной, муниципальной экономики и управления
научный руководитель: Антипин Иван Александрович
заведующий кафедрой
региональной, муниципальной экономики и управления, к.э.н., доцент. Уральский
государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Аннотация. В статье рассмотрены
прогнозы социально-экономического развития Свердловской области и
налоговых доходов регионального бюджета, прогноз налоговых поступлений в
бюджет региона с учетом прогноза социально-экономического развития. Разработаны
рекомендации по мобилизации налоговых доходов в бюджете субъекта РФ, способствующие
увеличению производственного и экономического потенциалов Свердловской области,
что в свою очередь обеспечит рост налоговых доходов областного бюджета.
Ключевые слова: бюджет субъекта РФ, региональный бюджет, Свердловская область, доходы бюджета, налоговые доходы, социально-экономическое развитие.
Бюджет Свердловской области – форма образования и
расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения
задач и функций Свердловской области.
Целью социально-экономического развития Свердловской
области является обеспечение благополучия населения, основанное на
сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и
местном самоуправлении.
На
основании данных Свердловскстата о показателях социально-экономического развития
региона за 2015-2019 гг. стоит отметить, что экономика Свердловской области имеет
положительную динамику. Соответственно, можно говорить об укреплении
экономического потенциала территории.
Далее рассмотрим
прогнозы социально-экономического развития Свердловской области на 2020-2022
гг. и налоговых доходов регионального бюджета (таблица 1).
Вариант
1 основывается на сохранении существующих внутренних и внешних условий и
подразумевает использование уже имеющихся конкурентных преимуществ Свердловской
области для поддержания сложившегося уровня основных показателей
социально-экономического развития.
Вариант
2 основывается на мероприятиях, реализация которых приведет к постепенному ускорению
темпов роста промышленного производства
на фоне повышения спроса на
продукцию, выпускаемую предприятиями Свердловской области, и инвестиций,
способствующих повышению совокупной производительности, обеспечивая дальнейший
рост ВРП, увеличению численности работников, занятых в экономике.
Таблица
1 – Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на 2020-2022
гг.[1]
Наименование
показателя |
2018 |
2019 |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
2022 год (прогноз) |
|||
|
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
||
Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих
лет), млрд. руб. |
2364,8 |
2500,8 |
2602,8 |
2652,3 |
2756,3 |
2851,4 |
2934,8 |
3075,0 |
Проценты к предыдущему году в сопоставимых ценах |
107,2 |
101,9 |
101,3 |
102,6 |
101,7 |
103,7 |
102,0 |
103,5 |
Производительность труда в экономике (валовой
региональный продукт в расчете на
одного занятого) в текущих основных ценах, тыс. руб./чел |
1160,4 |
1221,0 |
1275,9 |
1289,8 |
1356,6 |
1382,4 |
1450,3 |
1483,4 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ
(услуг) по полному кругу промышленных организаций, млрд. руб. |
2359,1 |
2496,6 |
2593,6 |
2677,2 |
2757,8 |
2883,4 |
2952,5 |
3120,3 |
Прибыль прибыльных организаций по полному кругу
организаций, млрд. руб. |
513,3 |
553,5 |
559,3 |
593,3 |
582,8 |
638,5 |
614,8 |
685,3 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
318,0 |
359,3 |
379,9 |
391,3 |
400,1 |
427,1 |
420,1 |
465,9 |
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,3 |
105,2 |
101,2 |
105,1 |
101,2 |
105,2 |
101,3 |
105,2 |
Фонд начисленной заработной платы работников, млрд. руб. |
691,3 |
740,4 |
778,0 |
786,5 |
826,4 |
841,6 |
880,4 |
903,1 |
процентов к предыдущему году |
108,2 |
107,1 |
105,1 |
106,2 |
106,2 |
107,0 |
106,5 |
107,3 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника,
руб. |
38052,0 |
40754,0 |
42873,0 |
43036,0 |
45488,0 |
46006,0 |
48491,0 |
49318,0 |
процентов к предыдущему году |
109,5 |
107,1 |
105,2 |
105,6 |
106,1 |
106,9 |
106,6 |
107,2 |
Число малых и средних предприятий, включая
микропредприятия, тыс. ед. |
98,7 |
109,4 |
109,9 |
114,3 |
110,5 |
117,2 |
111,2 |
118,2 |
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, млрд. руб. |
1715,2 |
1737,6 |
1758,4 |
1803,9 |
1779,5 |
1849,0 |
1790,0 |
1870 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс.
чел. |
2038,0 |
2048,1 |
2039,9 |
2056,4 |
2031,8 |
2062,6 |
2023,6 |
2072,9 |
В 2020
г. рост физических объемов ВРП прогнозируется на уровне 102,6% по сравнению с
предыдущим годом, в 2021 г. – 103,7%, в 2022 г. – 103,5%.
Ожидается,
что в 2022 г. производительность труда в экономике (по добавленной стоимости)
увеличится на 24,9% – 7,8% к уровню 2018 г. в действующих ценах и по варианту 1
составит 1450,3 тыс. руб. в расчете на 1
занятого в экономике, по варианту 2 – 1483,4 тыс. руб.
В 2022
г. объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ
(услуг) собственными силами по полному кругу промышленных организаций,
осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, прогнозируется по
варианту 1 на уровне 2952,5 млрд. руб., по варианту 2 – 3120,3 млрд. руб., что
в действующих ценах на 25,1-32,2% выше уровня 2018 года.
Индекс
промышленного производства в 2022 г. по варианту 1 составит 108,6% к уровню
2018 г. в сопоставимых ценах, по варианту 2 – 114,9%.
В 2022
г. прибыль прибыльных организаций прогнозируется по варианту 1 на уровне 614,8
млрд. руб., по варианту 2 – 685,3 млрд. руб., что в 1,2-1,3 раза выше уровня
2018 г.
По
варианту 2 развитие конкуренции, создание благоприятного инвестиционного
климата, повышение уровня оценки предпринимательским сообществом общих условий
ведения бизнеса, развитие инструментов государственной поддержки
системообразующих и эффективных инвестиционных проектов окажут влияние на
повышение инвестиционной активности компаний. В результате в 2022 г. рост
инвестиций в основной капитал составит 122,4% к уровню 2018 г. в сопоставимых
ценах, объем инвестиций в основной капитал составит 465,9 млрд. руб.
В 2022
г. число малых и средних предприятий (включая микропредприятия) по варианту 1
увеличится до 111,2 тыс. ед., что составит 112,6% к уровню 2018 г., по варианту
2 – до 118,2 тыс. ед., или 119,7% к уровню 2018 г. В 2022 г. оборот малых и
средних предприятий (включая микропредприятия) по варианту 1 ожидается в сумме
1790 млрд. руб., или 104,4% к уровню 2108 г. в действующих ценах, по варианту 2
– 1870 млрд. руб., или 109% к уровню 2108 г. в действующих ценах.
Предполагается,
что по варианту
1 численность занятых в экономике в 2022 г. снизится по сравнению с 2018 г. на
14,4 тыс. человек и составит 2023,6 тыс.
чел., по варианту
2 предполагается рост
численности занятых к
уровню 2018 г., в 2022 г. показатель составит 2072,9 тыс. чел.
С
учетом планируемых мер, направленных на рост доходов населения Свердловской
области, к 2022 г. фонд заработной платы по варианту 1 прогнозируется на уровне
880,4 млрд. руб., или 127,4% к уровню 2018 г., по варианту 2
этот показатель составит
903,1 млрд. руб.,
или 130,6% к уровню
2018 г.
Рассмотрим
прогноз налоговых поступлений в бюджет Свердловской области с учетом прогноза
социально-экономического развития (таблица 2).
Таблица
2 – Прогноз зависимости налоговых доходов бюджета от социально-экономического
развития Свердловской области на 2020-2022 гг.[2]
Наименование
показателя |
2018 |
2019 |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
2022 год (прогноз) |
|||
|
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
||
Прибыль прибыльных организаций по полному кругу
организаций, млрд. руб. |
513,3 |
553,5 |
559,3 |
593,3 |
582,8 |
638,5 |
614,8 |
685,3 |
Уровень налоговой нагрузки % |
16,7 |
17,2 |
17,2 |
17,2 |
17,2 |
17,2 |
17,2 |
17,2 |
Налог на прибыль организаций, млрд. руб. |
85,6 |
95,1 |
96,1 |
101,9 |
100,1 |
109,7 |
105,6 |
117,7 |
Фонд начисленной заработной платы всех
работников, млрд. руб. |
691,3 |
740,4 |
778,0 |
786,5 |
826,4 |
841,6 |
880,4 |
903,1 |
Налог на доходы физических лиц |
70,3 |
73,1 |
76,2 |
77,1 |
81,0 |
82,5 |
86,3 |
88,5 |
Акцизы |
17,0 |
16,8 |
17,1 |
17,5 |
17,8 |
18,2 |
18,5 |
18,9 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
318,0 |
359,3 |
379,9 |
391,3 |
400,1 |
427,1 |
420,1 |
465,9 |
Налог на имущество организаций |
30,4 |
21,7 |
22,8 |
23,5 |
24,0 |
25,6 |
25,2 |
28,0 |
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, млрд. руб. |
1715,2 |
1737,6 |
1758,4 |
1803,9 |
1779,5 |
1849,0 |
1790,0 |
1870,0 |
Налог, взымаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
11,0 |
10,0 |
10,2 |
10,5 |
10,3 |
10,7 |
10,4 |
10,8 |
Транспортный налог |
2,5 |
2,5 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,7 |
2,7 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
Прочие налоговые доходы |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
В таблице
проведен расчет прогнозных величин налоговых поступлений в бюджет Свердловской
области в соответствии с прогнозом социально-экономического развития.
В таблице 3 представим прогноз налоговых доходов бюджета Свердловской области.
Таблица
3 – Прогноз налоговых доходов бюджета Свердловской области на 2020-2022 гг.[3]
Вид налоговых доходов |
2019 |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
2022 год (прогноз) |
||||||||||
|
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
||||||||
|
млрд. руб. |
уд. вес, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % |
Налог на прибыль организаций |
95,1 |
42,9 |
96,1 |
42,3 |
101,9 |
43,3 |
100,1 |
42,0 |
109,7 |
43,6 |
105,6 |
42,1 |
117,7 |
43,8 |
НДФЛ |
73,1 |
33,0 |
76,2 |
33,5 |
77,1 |
32,7 |
81,0 |
34,0 |
82,5 |
32,8 |
86,3 |
34,4 |
88,5 |
32,9 |
Акцизы |
16,8 |
7,6 |
17,1 |
7,5 |
17,5 |
7,4 |
17,8 |
7,5 |
18,2 |
7,2 |
18,5 |
7,4 |
18,9 |
7,0 |
Налог на имущество организаций |
21,7 |
9,8 |
22,8 |
10,0 |
23,5 |
10,0 |
24,0 |
10,1 |
25,6 |
10,2 |
25,2 |
10,0 |
28,0 |
10,4 |
Налог, взымаемый в связи с применением упрощенной системы налогообло-жения |
10,0 |
4,5 |
10,2 |
4,5 |
10,5 |
4,4 |
10,3 |
4,3 |
10,7 |
4,3 |
10,4 |
4,1 |
10,8 |
4,0 |
Транспорт-ный налог |
2,4 |
1,1 |
2,6 |
1,1 |
2,6 |
1,1 |
2,6 |
1,1 |
2,6 |
1,0 |
2,7 |
1,1 |
2,7 |
1,0 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
1,7 |
0,8 |
1,6 |
0,7 |
1,6 |
0,7 |
1,7 |
0,7 |
1,7 |
0,7 |
1,7 |
0,7 |
1,7 |
0,6 |
Прочие налоговые доходы |
0,7 |
0,3 |
0,7 |
0,3 |
0,7 |
0,3 |
0,7 |
0,3 |
0,7 |
0,3 |
0,7 |
0,3 |
0,8 |
0,3 |
Итого налоговых доходов |
221,5 |
100,0 |
227,4 |
100,0 |
235,4 |
100,0 |
238,3 |
100,0 |
251,8 |
100,0 |
251,1 |
100,0 |
269,1 |
100,0 |
Данные
расчетов показывают, что при проведении мероприятий по мобилизации налоговых
доходов в бюджете Свердловской области в 2020 г. рост налоговых поступлений
увеличится на 13,9 млрд. руб. (+6,3%) и составит 235,4 млрд. руб., в 2021г. на
16,4 млрд. руб. (+7%), в 2022г. на 17,4 млрд. руб. (6,9%).
Поскольку
увеличение показателей налоговых доходов наблюдается по всем видам налогов,
стоит отметить следующее:
- рост прибыли предприятий приведет к увеличению налога на прибыль в 2020 г. на 6,8 млрд. руб. (+7,2%);
- рост фонда оплаты труда занятых в экономике Свердловской области обеспечит рост налога на доходы физических лиц в 2020 г. на 4 млрд. руб. (+5,4%);
- рост инвестиций в основные фонды обеспечит увеличение поступления налога на имущество на 1,8 млрд. руб. (+8,2%);
- увеличение предприятий малого и среднего бизнеса обеспечит увеличение поступление налога, взымаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2020 г. на 0,5 млрд. руб. (+4,6%).
Таким образом, увеличение производственного и
экономического потенциалов Свердловской области обеспечит рост налоговых
доходов регионального бюджета.
Список литературы:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Закон РФ от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 07.12.2017 г. N 121-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 06.12.2018 г. N 144-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 12.12.2019 г. N 120-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Об одобрении прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2020 - 2022 годов [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Свердловской области от 30.10.2019 г. N 743-ПП. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sverdl.gks.ru.
Комментарии: