» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (57) 2021
Автор: Машевская Наталья Петровна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Квест-технология как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 11.12.2021
УДК 373.24
КВЕСТ–ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПОЗНОВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Машевская Наталья Петровна
воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 72, г. Иркутск
Аннотация. В статье раскрывается возможность использование квест-технологий
в развитии детей дошкольного возраста. Образовательный
квест результативно применяется для познавательного
развития.
Ключевые слова: познавательное развитие, квест-технология, образовательный квест.
Современная концепция образования нацеливает педагогов на
формирование целостной системы универсальных учебных навыков и умений. Обучение
в форме игры – замечательная творческая возможность для педагога интересно
организовать жизнь своих воспитанников. Наиболее эффективной и оригинальной игровой
образовательной технологией, которой под силу создать благоприятные условия для
активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с
увлечением решать проблемные задачи является интерактивная
игра-квест.
В переводе с английского (Quest) –
«поиск, предмет поисков, поиск приключений» – это вид сюжета (литературного,
компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит
через преодоление ряда трудностей [2].
Квест - это универсальная игровая
технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ,
активизирующая соревновательные механизмы в психике ребенка, самостоятельность
действий, проявление смекалки и настойчивости, и способствующая полному
погружению в происходящее. Данный формат игры приглашает детей отправиться в
занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный
мир загадок и приключений. Он пробуждает командный дух, стимулирует гибкость
поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг
с другом, так и со взрослыми [1].
Образовательный квест помогает педагогу
вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, сделать новые
открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач,
осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью. Для того, чтобы квест
получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от
педагога требуется высокий уровень профессиональной подготовки,
изобретательность, творческое мышление и личный артистизм. Воспитатель выступает
в роли мудрого и внимательного наставника, именно он определяет цели,
продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат
командных усилий и личных достижений каждого ребенка.
В ходе организации работы
дошкольников над квестами реализуются следующие
задачи:
- образовательная – вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск, расширение кругозора, эрудиции;
- развивающая – развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности;
- воспитательная – воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы.
Для того, чтобы эти задачи решались наиболее
успешно, при разработке квеста необходимо следовать
следующим принципам:
- доступность заданий – они не должны быть чересчур сложны для ребенка, так как квест может применяться в работе с детьми, начиная уже с младшей группы;
- системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов;
- эмоциональная окрашенность заданий – методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приемами;
- разумность по времени – необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребенок не устал и сохранил интерес;
- использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста;
- наличие видимого конечного результата и обратной связи [3].
Влияние образовательных квестов на
формирование познавательных компетентностей у детей старшего дошкольного
возраста очень велика. Роль образовательных квестов в современном мире недооценивать просто нельзя.
Дети способны запоминать материал даже на подсознательном уровне, а если
процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем
поучаствовать. Квест-технология призвана
не только улучшить восприятие образовательного материала или способствовать
моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать
умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая
методика несет двоякий смысл из двух взаимоисключающих правил: умение логически
мыслить в правильном направлении и использование нестандартных методов для
решения поставленной задачи.
Достоинства использования квестов в
работе по формированию познавательных компетентностей у детей старшего
дошкольного возраста состоят в следующем:
- квест-игра является привлекательной для ребенка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий;
- формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания;
- обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения;
- формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе;
- позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объеме;
- в ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая;
- дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу; квесты помогают реализовать принцип сотрудничества [2].
Сама форма квест-игры предусматривает
особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между
самими детьми. В ходе реализации квест-игры можно
естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей,
комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать
образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и
взрослого.
В результате проектирования квест-игры
каждый педагог имеет возможность:
- осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с одним из принципов ФГОС ДО: «реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка»;
- способствовать реализации одной из задач ФГОС ДО: «создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, его инициативности»;
- обеспечить становление и развитие у каждого ребенка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре» [5].
Таким образом, образовательный квест
обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелен на развитие
индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, познавательной
активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он
самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.
Список литературы:
- Гавришова Е. Квест – игровая форма комплексного решения образовательных задач. // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5. – С. 79-84
- Киселок У.Н. Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №4. – С. 68-69
- Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлев Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2
- Свирская Л.В. Организационно-педагогические условия становления начал ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста. – М., 2004. – 158 с.
- ФГОС Дошкольное образование - ФГОС (fgos.ru) (дата обращения: 12.11.2021)
Комментарии: