» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (57) 2021
Автор: Верш Вадим Альбертович , Студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Влияние развлекательных видеороликов на психоэмоциональное состояние студентов-психологов
Дата публикации: 11.12.2021
УДК 159.9.072.432
«ВЛИЯНИЕ
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ВИДЕОРОЛИКОВ НА ПСИХОЭМОЦИОНЛАЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»
Верш Вадим
Альбертович
студент 5 курса факультета
психологии и педагогики
Дворцова Елена
Валерьевна
доцент кафедры психологии и общей
педагогики, кандидат психологических наук
Кузбасский
гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
Кемеровский государственный университет, г.
Новокузнецк
Аннотация. В данной
статье рассматривается влияние развлекательных видеороликов на психоэмоциональное состояние студентов-психологов.
Произведен теоретический анализ психологического феномена «психоэмоциональное
состояние» в работах отечественных и зарубежных психологов. Представлены результаты согласно
математическому методу статистической обработки данных, а именно оценке
достоверности отличий средних по t- критерию
Стьюдента влияния развлекательных видеороликов на психоэмоциональное
состояние.
Ключевые слова: психоэмоциональное состояние,
настроение, эмоциональный тонус, позитивные эмоции, напряжение, острые
негативные эмоции, тревожно-депрессивные эмоции.
Изучение
влияния развлекательных видеороликов на психоэмоциональное
состояние студентов-психологов предполагает не только получение теоретических
знаний об психоэмоциональной сфере личности, но и
овладение практическими навыками исследования в экспериментальной сфере
деятельности психолога, а также получение эмпирических данных о влиянии
развлекательных роликов на эмоциональное состояние, что поспособствует
выработке рекомендаций по регуляции учебно-профессиональной деятельности
студентов.
Чтобы выяснить, какое влияние способен оказать просмотр
развлекательного видеоролика, мы сформулировали следующую гипотезу: просмотр развлекательных
видеороликов изменяет психоэмоциональное состояние
студентов-психологов, а именно: повышает настроение, эмоциональный тонус,
позитивные эмоции, при этом понижая напряжение, острые негативные эмоции,
тревожно-депрессивные эмоции.
В качестве теоретического обоснования исследования мы
выделили теорию дифференциальных эмоций К. Изарда,
согласно которой психоэмоциональный компонент имеет
значение не только как для развития мотивационного компонента человека, но и
для социального коммуникации, познания и действия, основываясь на отдельных
эмоциях [3].
Для
реализации цели и задач исследования в состав выборки вошли студенты-психологи
4-5 курсов образовательной организации КГПИ «КемГУ»,
специальности «Психология служебной деятельности», из которых 17 человек в экспериментальной
группе (5 курс) и 17 – в контрольной (4 курс) в возрасте от 20 до 22 лет, где в
экспериментальной группе 21 год – 12%, а 22 года – 88%, тогда как в контрольной
группе 20 лет – 6%, 21 год – 94%. В экспериментальной и
контрольной группе было по 17 человек. В экспериментальной и контрольной группе
было по 23% юношей и 77% девушек.
Проводя эксперимент, в экспериментальной группе
необходимо было пройти входную диагностику нескольких методик, после чего
просмотреть развлекательный видеоролик, и по окончанию эксперимента пройти
выходную диагностику этих же методик. Развлекательный видеоролик был взял с видеохостинга YouTube, в комедийном жанре, категории – юмор.
Продолжительность видеоролика составила 30 минут, без перерыва.
Тогда как контрольной группе необходимо было пройти
входную диагностику, и через некоторое время выходную, без просмотра
развлекательного видеоролика.
Для большего понимания проведённого исследования,
следует обозначить схему структурно-методологического эксперимента, которая представлена
на таблице 1.
Таблица 1. Схема
структурно-методологического эксперимента
Элемент
эксперимента |
Описание |
Вид эксперимента |
Исследование, проводимое с двумя различными
существующими учебными группами. |
Зависимая/независимая переменная |
Независимая переменная – развлекательные
видеоролики. Зависимая переменная – психоэмоциональное
состояние. |
Тип гипотезы |
Каузальная. |
План эксперимента по количеству групп |
Межгрупповой эксперимент. |
План эксперимента по особенностям контроля
валидности |
Квазиэкспериментальный план для
двух неэквивалентных групп с тестированием до и после воздействия. |
План эксперимента по количеству независимых
переменных |
Одна независимая переменная – развлекательный
видеоролик. |
Методы измерения экспериментального эффекта |
Психодиагностирующее
тестирование по методикам, которые были выбраны в данном исследовании. |
Основные способы контроля |
Контроль экспериментатора, исключительно за
проведением эксперимента, где учитывается контроль аппаратуры, то есть
включение и выключение, инструкции, которые необходимо знать исследуемым. Всё
остальное время экспериментатор находился в невидимой области для
исследуемых, не подавая каких-либо сигналов в качестве дополнительной
переменной. |
Обработка результатов эксперимента |
Обработка результатов производиться посредством
метода математико-статистической обработки данных, а именно «t-критерий
Стьюдента» [5]. |
Для оценки психоэмоционального состояния мы использовали следующие
методики:
Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) В.
А. Доскина, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошникова
позволяет оперативно оценить психоэмоциональное
состояние взрослого человека на момент обследования [4].
Методика оценки психической активации, интереса,
эмоционального тонуса, напряжения и комфортности Л.А. Курганского и Т.А.
Немчина предназначена для определения особенностей психического состояния
человека по показателям психической активации, интереса, эмоционального тонуса,
напряжения и комфортности [1].
Шкала дифференциальных эмоций К. Изард
(русскоязычная адаптация А. В. Леоновой и М. С. Капицы) предназначена для
диагностики текущих эмоциональных переживаний человека. Данная методика
включает 30 шкал, представленных прилагательными, соответствующими различным
оттенкам эмоциональных переживаний [2].
Для выявления влияния просмотра развлекательных
видеороликов на настроение, эмоциональный тонус, позитивные эмоции
студентов-психологов была использована оценка достоверности по t-критерию
Стьюдента между изменениями (дельтами) показателей.
Эффективность влияния просмотра развлекательных
видеороликов на настроение, эмоциональный тонус, позитивные эмоции представлена
в таблице 2.
Таблица 2. Влияние просмотра развлекательных видеороликов на настроение
(Н), эмоциональный тонус (ЭмТ), позитивные эмоции
(ПЭ)
Экспериментальная группа |
||||||||||
|
Н до |
ЭмТ до |
ПЭМ до |
Эксперимент |
Н после |
ЭмТ
после |
ПЭМ после |
∆ НН |
∆ ЭмТЭмТ |
∆ ПЭМПЭМ |
Ср. арифм |
4,85 |
11,00 |
31,1 |
5,24 |
9,60 |
33 |
0,39 |
-1,35 |
2,19 |
|
Ср. кв. откл. |
0,79 |
4,37 |
2,83 |
0,67 |
3,57 |
2,60 |
0,32 |
1,37 |
1,11 |
|
Контрольная группа |
||||||||||
|
Н до |
ЭмТ до |
ПЭМ до |
|
Н после |
ЭмТ
после |
ПЭМ после |
∆ НН |
∆ ЭмТЭмТ |
∆ ПЭМПЭМ |
Ср. арифм |
4,93 |
10,24 |
31,41 |
4,83 |
11,41 |
30,20 |
-0,21 |
1,18 |
-0,67 |
|
Ср. кв. откл. |
0,80 |
3,15 |
2,48 |
0,61 |
2,70 |
1,21 |
0,27 |
1,46 |
1,72 |
|
t-критерий Стьюдента |
|
|
|
|
|
|
5,70 |
-5,21 |
5,46 |
|
р –
уровень |
|
|
|
|
|
|
P <0,001 |
p
<0,001 |
p
<0,001 |
В ходе исследования было выявлено значимое различие
настроения между группами – (t эмп
= 5,70 при t крит = 3,29 на
уровне p≤0,001).
Так же значимое различия наблюдаются у эмоционального
тонуса - (tэмп = -5,21 при tкрит = 3,29 на уровне p≤0,001).
Тогда как
значимые различия у позитивных эмоций составляют – (tэмп = 5,46 при tкрит =
3,29 на уровне p≤0,001).
В таком
случае мы можем сделать вывод о том, что просмотр развлекательных видеороликов
статистически повлиял на настроение, эмоциональный тонус и позитивные эмоции
студентов-психологов с проявлением в положительную тенденцию, то есть повышая психоэмоциональное
состояние.
Далее
рассмотрим влияние просмотра развлекательных видеороликов на напряжение, острые
негативные эмоции, тревожно-депрессивные эмоции студентов-психологов.
Рассмотрим влияние просмотра развлекательных видеороликов на напряжение,
острые негативные эмоции, тревожно-депрессивные эмоции студентов-психологов.
Эффективность данного влияния представлена в таблице 3.
Таблица 3. Влияние
просмотра развлекательных видеороликов на напряжение (Нап), острые негативные
эмоции (НЭП),
тревожно-депрессивные эмоции (ТДЭМ)
Экспериментальная
группа |
||||||||||
|
Нап до |
НЭМ
до |
ТДЭМ
до |
Эксперимент |
Нап после |
НЭМ
после |
ТДЭМ
после |
∆
НапНап |
∆
НЭМНЭМ |
∆
ТДЭМТДЭМ |
Ср.
арифм |
11,35 |
10,12 |
7,75 |
9,18 |
9,35 |
7,06 |
-2,18 |
-0,76 |
-0,44 |
|
Ср.
кв. откл. |
4,76 |
2,76 |
1,57 |
3,81 |
2,29 |
2,05 |
1,55 |
0,97 |
0,89 |
|
Контрольная
группа |
||||||||||
|
Нап до |
НЭМ
до |
ТДЭМ
до |
|
Нап после |
НЭМ
после |
ТДЭМ
после |
∆
НапНап |
∆
НЭМНЭМ |
∆
ТДЭМТДЭМ |
Ср.
арифм |
9,94 |
9,00 |
7,41 |
10,75 |
9,53 |
7,59 |
0,81 |
0,53 |
0,18 |
|
Ср.
кв. откл. |
3,19 |
2,87 |
2,12 |
2,61 |
2,29 |
1,58 |
1,59 |
1,33 |
1,70 |
|
t-критерий
Стьюдента |
|
|
|
|
|
|
-5,46 |
-3,24 |
-1,31 |
|
р – уровень |
|
|
|
|
|
|
p < 0,001 |
p <0,01 |
- |
По
результату было выявлено статистически значимое различие по показателю
«напряжение» - (t эмп =
-5,46 при t крит = 3,29 на
уровне p≤0,001).
При этом, значимые различия по шкале «острые негативные
эмоции» следующие - (tэмп = -3,24 при tкрит = 3,29 на уровне
p≤0,01).
В таком случае, мы можем сделать вывод о том, что просмотр развлекательных
видеороликов статистически повлиял на напряжение и острые негативные эмоции
студентов-психологов, снизив выраженность данных показателей у
экспериментальной группы.
Тогда как по показателю «тревожно-депрессивные эмоции» не было выявлено
статистически значимого различия – (tэмп
= -1,31 при tкрит = 3,29).
Данный результат может быть связан с тем, что в эксперименте всё-таки
присутствовали дополнительные переменные, которые воздействовали на данную
зависимую переменную, например, возник тот или иной вид артефакта в виде
эффекта Хотторна. В таком случае просмотр
развлекательных видеороликов статистически не повлиял на тревожно-депрессивные
эмоции студентов-психологов.
Тогда, полученные результаты свидетельствует о частичном подтверждении
гипотезы о том, что развлекательные видеоролики изменяют психоэмоциональное
состояние студентов-психологов, а именно: повышает настроение, эмоциональный
тонус, позитивные эмоции, при этом понижая напряжение, острые негативные эмоции
студентов-психологов.
Таким образом, можно порекомендовать просмотр развлекательных видеороликов
и роликов в жанре юмор как один из эффективных средств по повышению
положительных психоэмоциональных состояний и снижению
отрицательных психоэмоциональных состояний в учебно-профессиональной студентов-психологов.
Список литературы:
- DocPlayer.com : сайт. – Москва, 2021. – URL: https://docplayer.com/ (дата обращения 06.11.2021). – Текст : электронный.
- Водопьянова, Н. Е. Стресс-менеджмент : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Е. Водопьянова. — 2-е изд., испр. И доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 283 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06475-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438202 (дата обращения: 09.11.2021).
- Прохоров, А. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / А. Прохоров. – Москва : ЛитРес, 2019. – 176 с. – Текст : электронный // Google Книги: электронная–библиотека. – URL: https://books.google.ru/books?id=D6JUDwAAQBAJ&newbks=0&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 06.11.2021). – Режим доступа: авторизованный.
- Психология эмоций / К. Изард. – Санкт-Петербург : «Издательский дом «»Питер»»», 2021. – 464 с. – ISBN 978-5- 44619- 457- 5. – Текст : электронный // Google Книги : электронная–библиотека. – URL: https://www.google.ru/books/edition/_/apql_I4v0eUC?hl=ru&gbpv=1 (дата обращения: 02.11.2021). Режим доступа: авторизованный.
- Сосновский, Б. А. Лабораторный практикум по общей психологии : учеб.-метод. Пособие / Б. А. Сосновский : ред. В. М. Гамезо : М-во Просвещения РСФСР, МГЗПИ. – Москва : Изд-во Просвещение, 1979. – 156 с. – Текст : непосредственный.
Комментарии: