» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (58) 2022

Автор: Гладких Ярослав Дмитриевич, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Влияние рэп-музыки на копинг-стратеги и у студентов-психологов

Статья просмотрена: 330 раз
Дата публикации: 06.01.2022

УДК 159.9.072.432

ВЛИЯНИЕ РЭП-МУЗЫКИ НА КОПИНГ-СТРАТЕГИ И У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Гладких Ярослав Дмитриевич

студент

КГПИ (НФИ) КемГУ, г. Новокузнецк

 

Аннотация. В данной статье рассматривается, как рэп-музыка влияет на копинг-стратегии студентов-психологов. Проведен эксперимент с прослушиванием рэп-музыки и исследованием их копинг-поведения.

Ключевые слова: рэп-музыка, копинг-стратегии, студенты, музыка, защита.

 

В условиях быстрого развития коммуникационных технологий информация становится всё более доступна и значима для широких масс. Потребители реп музыки всё чаще используют его для того, чтобы выработать новые модели поведения. В связи с этим возникает противоречие между возрастающим влиянием реп музыки на особенности личности, её поведение в целом и копинг-поведение в частности и ограниченными психологическими знаниями об этом явлении. Выявленное противоречие позволило сформулировать объект, предмет и цель исследования.

Гипотеза: Рэп-музыка влияет на копинг-стратегии студентов, а именно существуют значимые различия копинг-стратегий студентов психологов, слушающих рэп-музыку.

Для реализации цели и задач исследования влияния рэп-музыки на копинг-стратеги и у студентов-психологов           в состав выборки вошли 41 студент-психолог обучающиеся с 3 по 5 курс КГПИ (НФИ) КемГУспециальности «Психология служебной деятельности». С целью получения достоверных данных выборка была равномерна разделена на контрольную и экспериментальную группы. Контрольная группа составила 27 человек, а экспериментальная 14 человек.

Также для нашего исследования были использованы такие методы, как анализ теоретического материала по теме исследования, метод психодиагностического тестирования, эксперимент, а также метод математико-статистической обработки эмпирического материала (t-критерий Стьюдента).

Для проверки гипотезы нашего исследования были выбраны следующие психодиагностические методики, которые позволили определить уровень копинг-стратегий студентов-психологов на момент проведения исследования:

1.               Индикатор копинг-стратегий, CSI ­ – Д. Амирхан.

2.               Опросник способов совладания, WСQ – Р. Лазаруса, С. Фолкман, (адаптация Т.Л. Крюковой).

3.               Проактивноесовладающее поведение PCI – Э. Грингласс, С. Тауберт, Р. Шварцер, адаптация Е.С. Старченковой.

Результаты диагностики копинг-стратегий студентов-психологов

Результаты первичной диагностики по методике «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирханапоказывают, что к стратегии решения проблем активно прибегают 10% респондентов, подавляющее большинство – 59% – в средней степени склонны прибегать к установке на решение проблемы, около трети опрошенных редко и крайне редко ориентируется на данный способ совладающего поведения.

Результаты первичной диагностики по методике Индикатор копинг-стратегий, Д. Амирхана в экспериментальной и контрольной группах говорят от том, что как в экспериментальной, так и контрольной группах распределение по степени выраженности стратегий совладающего поведения группы существенно не различаются.

Далее рассмотрим результаты первичной диагностики по методике «Опросник способов совладания» Р. Лазаруса, С. Фолкмана, в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой,

Согласно результатам данной методики, высокой выраженности склонности к конфронтации среди опрошенных не выявлено, умеренно, в средней степени склоны проявлять враждебность, агрессивность, протестный способ реагирования направленный на высвобождение от заряженности эмоциями – 27%, редко применяемым данный вариант совладания со стрессорами является для 73% опрошенных.

Данные по методике «Индикатор копинг-стратегий», Д. Амирхана на двух этапах говорят о том, что диагностика до и после экспериментального воздействия демонстрирует отсутствие занятиями музыкальной терапии не оказало значительного воздействия на копинг-стратегии студентов-психологов, по результатам данной методики.

Рассмотрим результаты входной и выходной диагностики по методике «Опросник способов совладания» Р. Лазаруса, С. Фолкмана, в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевойо результатам выяснилось, что выраженность показателей копинг-стратегий в экспериментальной группе до и после воздействия значительно не отличается, для оценки значимости различий был осуществлен подсчета t-критерия Стьюдента.

Рассмотрим результаты входной и выходной диагностики по методике «Проактивноесовладающее поведение» Э. Грингласса, С. Тауберта, Р. Шварцера, в адаптации Е.С. Старченковой.

Согласно результатам, усредненные значения по шкалам не имеют разительных различий на констатирующем и контрольном этапах, для оценки их значимости осуществлен сравнительный анализ данных.

Для выявления влияния коррекционных занятий – прослушивания рэп-музыки на копинг-стратегий студентов-психологов была использована оценка достоверности отличий по t-критерию Стьюдента между изменениями (дельтами) показателей – Таблица 1.

Таблица 1. Эффективность влияния занятий на копинг-стратегий у студентов-психологов.

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Достоверность

Констатирующий этап

Контрольный этап

Разница,∆

Констатирующий этап

Контрольный этап

Разница,∆

Среднее

Стандткл

Среднее

Стандткл

Среднее

Стандтк

Среднее

Стандткл

Среднее

Стандткл

Среднее

Стандтк

         tэмп

При р=

Разрешение проблем

21,93

5,97

21,93

5,66

0,17

0,31

22,00      

6,18

22,26

5,40

-0,26

0,78

-0,17

-

Поиск соц.поддержки

20,71

6,04

20,36

6,26

0,35

-0,22

21,70

5,43

20,67

6,04

1,03

-0,61

0,88

-

Избегание проблем

16,50

5,79

16,57

5,52

-0,07

0,27

17,15

5,75

16,63

4,86

0,52

0,89

-0,37

-

Конфронтационный копинг

5,50

1,74

5,79

1,76

-0,29

-0,02

6,04

1,72

6,30

2,00

-0,26

-0,28

-0,96

-

Дистанцирование

8,79

4,39

8,79

4,39

0

0

9,11

4,24

9,22

4,11

-0,11

0,13

0,00

-

Самоконтроль

12,21

2,94

11,93

2,89

0,28

0,05

11,81

3,29

11,93

2,59

-0,12

0,7

0,33

-

Поиск соц. поддержки

10,64

3,88

10,21

3,42

0,43

0,46

11,26

3,77

10,19

3,39

1,07

0,38

-0,05

-

Принятие ответств.

9,36

4,38

9,14

4,38

0,22

0

9,85

4,72

10,19

4,66

-0,34

0,06

-2,00

-

Бегство-избегание

10,57

6,42

10,79

6,22

-0,22

0,2

11,33

6,01

11,04

6,03

0,29

-0,02

0,35

-

Планиреш.проблемы

6,86

3,53

7,43

3,25

-0,57

0,28

8,44

3,67

8,48

3,65

-0,04

0,02

-1,03

-

Положит.переоценка

8,93

3,97

8,43

4,59

0,5

-0,62

9,22

4,33

9,07

4,74

0,15

-0,41

1,51

-

Проактивноепреод.

21,00

6,01

20,71

5,94

0,29

0,07

21,04

5,34

20,07

5,55

0,97

-0,21

0,99

-

Рефлексивное преод.

17,36

5,87

17,43

5,93

-0,07

-0,06

17,07

6,15

16,56

6,03

0,51

0,12

-0,07

-

Стратегическое преод.

9,57

4,24

9,57

4,11

0

0,13

11,07

4,17

9,89

4,52

1,18

-0,35

-0,35

-

Превентивное преод.

14,86

3,16

15,21

3,56

-0,35

-0,4

14,96

3,14

15,41

3,60

-0,45

-0,46

0,08

-

Поиск инст. подд

13,57

2,31

14,14

2,51

-0,57

-0,2

13,41

2,85

13,96

3,08

-0,55

-0,23

-1,21

-

Поиск эмоц. поддерж

14,07

5,95

14,21

5,79

-0,14

0,16

14,19

4,68

13,22

5,17

0,97

-0,49

-0,58

-

 

Таким образом, согласно полученным результатам расчета t-критерия Стьюдента значимых изменений между изменениями (дельтами) показателей не обнаружено, следовательно, можно сделать вывод, что гипотеза о том, что рэп-музыка влияет на копинг-стратегии студентов-психологов, не подтвердилась.

 

ВЫВОДЫ

Выборка студентов для данного исследования является репрезентативной генеральной совокупности; используемые методы и применяемые методики являются валидными, надежными и соответствующими поставленным задачам исследования и позволяющими достичь выбранной цели.

В ходе исследования выявлено, что для получения эффекта от реализации программы целесообразно, что бы программа была адресная, и была построена с учетом музыкальных предпочтений респондентов.

Таким образом, в целом среди студентов-психологов представлен довольно широкий и разнообразный репертуар копинг-стратегий. Важно, чтобы способы совладания были осознаваемыми и выбор конкретного варианта соответствовал решаемой задачи.

Список литературы:

  1. Белинская, Е. П. Опросник проактивногокопинга: адаптация на неклинической выборке и прогностические возможности / Е. П. Белинская, А. В. Вечерин, Е. Р. Агадуллина. – Текст : непосредственный // Клиническая и специальная психология: электронный журнал. – 2018. – № 3. – С. 192–211.
  2. Битюцкая, Е. В. Опросник способов копинга: методическое пособие / Е. В. Битюцкая. – Москва: ИИУ МГОУ, 2015. – 80 с. – ISBN 978-5-7017-2494-3. – Текст : непосредственный.
  3. Михайлова, Е. С. К вопросу о копинг-стратегиях человека / Е. С. Михайлова, Н. М. Пинегина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 48 (234). – С. 257-258.
  4. Русяева, Т. А. Музыка в системе ценностей подростков / Т. А. Русяева. – Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 12. – С. 15-19.
  5. Сазонова, И. Г. Актуализация социальных функций музыки в восприятии музыкальных жанров (на примере социальной перцепции студентов) / И. Г. Сазонова. – Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного областного университета: электронный журнал. – 2019. – № 2. – С. 126-140.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: