» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (58) 2022
Автор: Гладких Ярослав Дмитриевич, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Влияние рэп-музыки на копинг-стратеги и у студентов-психологов
Дата публикации: 06.01.2022
УДК 159.9.072.432
ВЛИЯНИЕ РЭП-МУЗЫКИ НА КОПИНГ-СТРАТЕГИ И У
СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Гладких Ярослав Дмитриевич
студент
КГПИ (НФИ) КемГУ, г. Новокузнецк
Аннотация. В данной статье рассматривается, как рэп-музыка
влияет на копинг-стратегии студентов-психологов.
Проведен эксперимент с прослушиванием рэп-музыки и
исследованием их копинг-поведения.
Ключевые слова: рэп-музыка, копинг-стратегии,
студенты, музыка, защита.
В условиях быстрого развития
коммуникационных технологий информация становится всё более
доступна и значима для широких масс. Потребители реп музыки всё чаще
используют его для того, чтобы выработать новые модели поведения. В связи с
этим возникает противоречие между возрастающим влиянием реп музыки на
особенности личности, её поведение в целом и копинг-поведение
в частности и ограниченными психологическими знаниями об этом явлении.
Выявленное противоречие позволило сформулировать объект, предмет и цель исследования.
Гипотеза: Рэп-музыка влияет на копинг-стратегии
студентов, а именно существуют значимые различия копинг-стратегий
студентов психологов, слушающих рэп-музыку.
Для реализации цели и задач исследования
влияния рэп-музыки на копинг-стратеги
и у студентов-психологов в
состав выборки вошли 41 студент-психолог обучающиеся с 3 по 5 курс КГПИ (НФИ) КемГУспециальности «Психология служебной деятельности». С
целью получения достоверных данных выборка была равномерна
разделена на контрольную и экспериментальную группы. Контрольная группа
составила 27 человек, а экспериментальная 14 человек.
Также для нашего исследования были
использованы такие методы, как анализ теоретического материала по теме
исследования, метод психодиагностического тестирования, эксперимент, а также
метод математико-статистической обработки эмпирического материала (t-критерий Стьюдента).
Для проверки гипотезы нашего исследования
были выбраны следующие психодиагностические методики, которые позволили
определить уровень копинг-стратегий студентов-психологов
на момент проведения исследования:
1.
Индикатор копинг-стратегий, CSI – Д. Амирхан.
2.
Опросник
способов совладания, WСQ –
Р. Лазаруса, С. Фолкман,
(адаптация Т.Л. Крюковой).
3.
Проактивноесовладающее поведение PCI – Э. Грингласс, С. Тауберт, Р. Шварцер, адаптация
Е.С. Старченковой.
Результаты
диагностики копинг-стратегий студентов-психологов
Результаты первичной диагностики по методике «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирханапоказывают,
что к стратегии решения проблем активно прибегают 10% респондентов, подавляющее
большинство – 59% – в средней степени склонны прибегать к установке на решение
проблемы, около трети опрошенных редко и крайне редко ориентируется на данный
способ совладающего поведения.
Результаты первичной диагностики по методике Индикатор копинг-стратегий, Д. Амирхана в
экспериментальной и контрольной группах говорят от том, что как в
экспериментальной, так и контрольной группах распределение по степени
выраженности стратегий совладающего поведения группы
существенно не различаются.
Далее рассмотрим результаты первичной диагностики по методике «Опросник способов совладания»
Р. Лазаруса, С. Фолкмана, в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой,
Согласно результатам данной методики, высокой выраженности
склонности к конфронтации среди опрошенных не выявлено, умеренно, в средней
степени склоны проявлять враждебность, агрессивность, протестный способ
реагирования направленный на высвобождение от заряженности эмоциями – 27%,
редко применяемым данный вариант совладания со
стрессорами является для 73% опрошенных.
Данные по методике «Индикатор копинг-стратегий»,
Д. Амирхана на двух этапах говорят о том, что
диагностика до и после экспериментального воздействия демонстрирует
отсутствие занятиями музыкальной терапии не оказало значительного
воздействия на копинг-стратегии студентов-психологов,
по результатам данной методики.
Рассмотрим результаты входной и выходной диагностики по методике «Опросник способов совладания»
Р. Лазаруса, С. Фолкмана, в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой.По результатам выяснилось, что
выраженность показателей копинг-стратегий в
экспериментальной группе до и после воздействия значительно не отличается, для
оценки значимости различий был осуществлен подсчета t-критерия
Стьюдента.
Рассмотрим результаты входной и выходной диагностики по методике «Проактивноесовладающее поведение» Э. Грингласса,
С. Тауберта, Р. Шварцера, в
адаптации Е.С. Старченковой.
Согласно результатам, усредненные значения по шкалам не имеют
разительных различий на констатирующем и контрольном этапах, для оценки их
значимости осуществлен сравнительный анализ данных.
Для выявления влияния коррекционных занятий – прослушивания рэп-музыки на копинг-стратегий
студентов-психологов была использована оценка достоверности отличий по
t-критерию Стьюдента между изменениями (дельтами) показателей – Таблица 1.
Таблица 1.
Эффективность влияния занятий на копинг-стратегий у
студентов-психологов.
|
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Достоверность |
|||||||||||
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Разница,∆ |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Разница,∆ |
|||||||||
Среднее |
Станд.откл |
Среднее |
Станд.откл |
Среднее |
Станд.отк |
Среднее |
Станд.откл |
Среднее |
Станд.откл |
Среднее |
Станд.отк |
tэмп |
При р= |
|
Разрешение
проблем |
21,93 |
5,97 |
21,93 |
5,66 |
0,17 |
0,31 |
22,00 |
6,18 |
22,26 |
5,40 |
-0,26 |
0,78 |
-0,17 |
- |
Поиск соц.поддержки |
20,71 |
6,04 |
20,36 |
6,26 |
0,35 |
-0,22 |
21,70 |
5,43 |
20,67 |
6,04 |
1,03 |
-0,61 |
0,88 |
- |
Избегание проблем |
16,50 |
5,79 |
16,57 |
5,52 |
-0,07 |
0,27 |
17,15 |
5,75 |
16,63 |
4,86 |
0,52 |
0,89 |
-0,37 |
- |
Конфронтационный копинг |
5,50 |
1,74 |
5,79 |
1,76 |
-0,29 |
-0,02 |
6,04 |
1,72 |
6,30 |
2,00 |
-0,26 |
-0,28 |
-0,96 |
- |
Дистанцирование |
8,79 |
4,39 |
8,79 |
4,39 |
0 |
0 |
9,11 |
4,24 |
9,22 |
4,11 |
-0,11 |
0,13 |
0,00 |
- |
Самоконтроль |
12,21 |
2,94 |
11,93 |
2,89 |
0,28 |
0,05 |
11,81 |
3,29 |
11,93 |
2,59 |
-0,12 |
0,7 |
0,33 |
- |
Поиск соц.
поддержки |
10,64 |
3,88 |
10,21 |
3,42 |
0,43 |
0,46 |
11,26 |
3,77 |
10,19 |
3,39 |
1,07 |
0,38 |
-0,05 |
- |
Принятие ответств. |
9,36 |
4,38 |
9,14 |
4,38 |
0,22 |
0 |
9,85 |
4,72 |
10,19 |
4,66 |
-0,34 |
0,06 |
-2,00 |
- |
Бегство-избегание |
10,57 |
6,42 |
10,79 |
6,22 |
-0,22 |
0,2 |
11,33 |
6,01 |
11,04 |
6,03 |
0,29 |
-0,02 |
0,35 |
- |
Планир.реш.проблемы |
6,86 |
3,53 |
7,43 |
3,25 |
-0,57 |
0,28 |
8,44 |
3,67 |
8,48 |
3,65 |
-0,04 |
0,02 |
-1,03 |
- |
Положит.переоценка |
8,93 |
3,97 |
8,43 |
4,59 |
0,5 |
-0,62 |
9,22 |
4,33 |
9,07 |
4,74 |
0,15 |
-0,41 |
1,51 |
- |
Проактивноепреод. |
21,00 |
6,01 |
20,71 |
5,94 |
0,29 |
0,07 |
21,04 |
5,34 |
20,07 |
5,55 |
0,97 |
-0,21 |
0,99 |
- |
Рефлексивное преод. |
17,36 |
5,87 |
17,43 |
5,93 |
-0,07 |
-0,06 |
17,07 |
6,15 |
16,56 |
6,03 |
0,51 |
0,12 |
-0,07 |
- |
Стратегическое преод. |
9,57 |
4,24 |
9,57 |
4,11 |
0 |
0,13 |
11,07 |
4,17 |
9,89 |
4,52 |
1,18 |
-0,35 |
-0,35 |
- |
Превентивное преод. |
14,86 |
3,16 |
15,21 |
3,56 |
-0,35 |
-0,4 |
14,96 |
3,14 |
15,41 |
3,60 |
-0,45 |
-0,46 |
0,08 |
- |
Поиск инст. подд |
13,57 |
2,31 |
14,14 |
2,51 |
-0,57 |
-0,2 |
13,41 |
2,85 |
13,96 |
3,08 |
-0,55 |
-0,23 |
-1,21 |
- |
Поиск эмоц. поддерж |
14,07 |
5,95 |
14,21 |
5,79 |
-0,14 |
0,16 |
14,19 |
4,68 |
13,22 |
5,17 |
0,97 |
-0,49 |
-0,58 |
- |
Таким образом, согласно полученным результатам расчета t-критерия
Стьюдента значимых изменений между изменениями (дельтами) показателей не
обнаружено, следовательно, можно сделать вывод, что гипотеза о том, что рэп-музыка влияет на копинг-стратегии
студентов-психологов, не подтвердилась.
ВЫВОДЫ
Выборка студентов для данного исследования является
репрезентативной генеральной совокупности; используемые методы и применяемые
методики являются валидными, надежными и
соответствующими поставленным задачам исследования и позволяющими достичь
выбранной цели.
В ходе исследования выявлено, что для получения эффекта от
реализации программы целесообразно, что бы программа была адресная, и была
построена с учетом музыкальных предпочтений респондентов.
Таким образом, в целом среди студентов-психологов представлен
довольно широкий и разнообразный репертуар копинг-стратегий.
Важно, чтобы способы совладания были
осознаваемыми и выбор конкретного варианта соответствовал решаемой
задачи.
Список литературы:
- Белинская, Е. П. Опросник проактивногокопинга: адаптация на неклинической выборке и прогностические возможности / Е. П. Белинская, А. В. Вечерин, Е. Р. Агадуллина. – Текст : непосредственный // Клиническая и специальная психология: электронный журнал. – 2018. – № 3. – С. 192–211.
- Битюцкая, Е. В. Опросник способов копинга: методическое пособие / Е. В. Битюцкая. – Москва: ИИУ МГОУ, 2015. – 80 с. – ISBN 978-5-7017-2494-3. – Текст : непосредственный.
- Михайлова, Е. С. К вопросу о копинг-стратегиях человека / Е. С. Михайлова, Н. М. Пинегина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 48 (234). – С. 257-258.
- Русяева, Т. А. Музыка в системе ценностей подростков / Т. А. Русяева. – Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 12. – С. 15-19.
- Сазонова, И. Г. Актуализация социальных функций музыки в восприятии музыкальных жанров (на примере социальной перцепции студентов) / И. Г. Сазонова. – Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного областного университета: электронный журнал. – 2019. – № 2. – С. 126-140.
Комментарии: