» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (58) 2022
Автор: Половиткина Елена Витальевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Речь педагога как фактор влияющий на развитие речи детей в ДОО
Дата публикации: 11.01.2022
УДК:373.24
РЕЧЬ
ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ВЛИЯЮЩИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В
ДОО
Половиткина Елена Витальевна
воспитатель
Аксенова
Светлана Николаевна
воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129
Аннотация. В данной статье
раскрывается вопрос влияния речи педагога на развитие речи детей в детском
саду. Определены основные требования к правильно, грамотной речи педагога.
Ключевые
слова: речь, грамотная речь педагога,
обучение родному языку, подражательная речь.
Русский язык - один из самых богатых языков
мира. Недаром о нем говорят "великий,
могучий". Актуальная для наших дней проблема - низкий уровень общей речевой культуры,
бедность словаря, неумение выразить мысль [2].
Качество речевого развития дошкольника зависит
от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в ДОУ.
Дети общаются со своим воспитателем
в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой и трудовой, учебной.
Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит
детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д.,
следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества
речи воспитателя.
Характерной особенностью детей дошкольного возраста
является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и
мышления.
Не умея мыслить критически, дети этого возраста
подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более
всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей
сложилось положительное отношение.
Таким близким человеком, с которым непосредственно
связан ребёнок в детском саду, является воспитатель.
Поведение, речь воспитателя, его внешний облик —
всё является образцом для детей.
Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное
с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и,
в частности, при обучении детей родному языку.
Какие же требования нужно предъявлять к речи
воспитателя?
Зная, что дети дошкольного возраста овладевают
языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует
учитывать следующее.
1. Речь воспитателя
является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в
разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с
воспитателем.
2. На занятиях дети,
слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком [4].
Важнейшим средством связи между ребенком и окружающим его
миром является речевое общение. Оно так же является одной из сложных высших
психических функций человека. Функция эта не является врожденной способностью
ребенка, а формируется с самых первых дней жизни человека под влиянием речи
взрослых. В наибольшей степени зависит от достаточной практики речи,
адекватного окружения, обучения и воспитания.
Как было упомянуто ранее – общение в развитии ребенка
играет немаловажную роль, а то и одну из главных. Общение присутствует во всех
видах деятельности человека с человеком. Оно возникает раньше других
психических процессов. Общение выступает одним из главных пунктов формирования
личности ребенка, так как оказывает огромное влияние на его психическое
развитие, формирует личность в целом и, главное, Общение способно ускорять ход
развития ребенка, а также значимо для его всестороннего развития.
Для обмена информацией ребенка со
взрослым человеком в ход идут сигналы или знаки: сначала невербальные (касания,
улыбка и так далее), а затем основное значение постепенно приобретает речевая
(вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со
сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение
для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности
ребенка [1].
Необходимым условием развития речи детей является образец
для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые,
речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том,
чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания
им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен
давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени
проводит в детском саду в общении с воспитателем.
По своему положению воспитатель пользуется авторитетом у
детей, кроме того, пример самого воспитателя — один из приемов педагогического
воздействия.
Ребенок в детском саду так же разговаривает с другими
сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой,
вежливой.
Культурная речь является
обязательным элементом общей культуры человека. Изучая литературу и обобщая
свой опыт, мы можем применить следующие требования к речи педагога:
Правильность – соответствие речи языковым нормам.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации,
которая лежит в ее основе.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и
отношений между частями и компонентами мысли.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному
языку.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и
создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью
оптимального выражения информации.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и
условиям общения [1].
В практике же воспитатели допускают ошибки при повседневном общения с детьми: воспитатель разговаривает
с детьми небрежно, неграмотно, невыразительно, используют слова не по
назначению. Так неграмотная речь воспитателя тут же подхватывается детьми и
входит в их речь. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя,
передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.
Нужно отметить, что основная часть своего
времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является
примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов,
которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в
зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в
своих рассказах о таких же событиях.
Таким образом, чем правильнее будет звучать речь
воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель
должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки
повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в
раннем возрасте, чем в более взрослом.
Список литературы:
- Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.
- Бородич, А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бородич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2018. – 255 с.
- Колосова, И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения / И.В. Колосова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2014. - №3.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2009 г. – 223 с.
Комментарии: