» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (58) 2022
Автор: Журович Ирина Николаевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Использование интеллект карт в работе с дошкольниками
Дата публикации: 11.01.2022
УДК 373.24
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНТЕЛЛЕКТ КАРТ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Журович Ирина Николаевна
воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129
Аннотация. В статье раскрыто понятие интеллект карты, возможность использования
данного метода на занятиях с детьми дошкольного возраста. Отмечены направления,
в которых возможно применения метода интеллект карт в работе с дошкольниками.
Ключевые слова: интеллект карта, творческий подход,
интеллектуальное развитие.
С внедрением ФГОС в
дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы
и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы
возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали
педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой
работы стал для меня метод интеллект – карт [3].
Интеллект-карта – это уникальный и простой метод
запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную
активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию
детей со взрослыми и сверстниками. Интеллект-карты
создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать,
ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению
различных интеллектуальных задач. Другими словами, mind
maps — это представление информации в рисунках.
Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином [1].
Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский
психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления
и креативности. Буквально слово "mind"
означает "ум", а слово "maps" —
"карты". В итоге получаются "карты ума" так же их еще
называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин
"интеллект-карты". В работе с дошкольниками метод интеллект-карт
предложен кандидатом педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной,
которая предложила использовать этот метод для развития связной речи.
Особенность использования данного метода заключается в том, что
при составлении интеллект-карты в процессе усвоения информации задействованы
оба полушария. К тому же карта ума выглядит красиво, активизирует творческие
начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении), легко запоминается
после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность
корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия
для дошколят легкими и увлекательными. Совместное составление и изучение карт
мышления помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми [2].
Использование интеллект-карт также помогает развить:
·
мелкую моторику рук;
·
любознательность;
·
способность к творческой
самореализации.
Интеллект-карта напоминает клетку головного мозга (нейрон) с
ответвлениями. Человек мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое
понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты
с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отразить
связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию.
Результативность применения метода интеллект-карт достигается:
- наглядностью: всю проблему с ее
многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
- привлекательностью: хорошая
интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и
приятно;
- запоминаемостью: благодаря работе обоих
полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко
запоминается;
- своевременностью: интеллект-карта
помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
- творчеством: интеллект-карта
стимулирует творчество, помогает найти нестандартные
пути решения задачи;
- возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через
некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть
новые идеи [5].
В детском саду интеллект карту можно
использовать в следующих направлениях:
1–направление. Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект
– карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание
пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления –
анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работу можно проводить индивидуально с
ребенком, а можно включить в эту работу и всю семью.
2–направление. Закрепление и обобщение материала. Создание
обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным
темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль,
припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и
пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять
и распространять предложения.
3–направление. Развитие связной речи. Составление и
распространение предложений и рассказов по интеллект - карте. Выполняя данное
задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли,
становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на
вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Интеллект-карта
помогает дошкольникам запоминать информацию, выражать эмоции и мысли по теме,
воображать, искать ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать и
общаться [4].
Имеются общие требования к составлению любой интеллект - карты.
Для составления карты
используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры, лист бумаги располагается
горизонтально, главная идея располагается в центре страницы для ее изображения
можно использовать как слова, так и картинки. Для каждого ключевого момента
проводятся расходящиеся от центра ответвления в любом направлении, и каждая
ветвь имеет свой цвет. Под линией ветви пишется одно ключевое слово, можно
использовать картинки, рисунки, ассоциации. Каждая мысль обводится и в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Обобщая вышеизложенный материал, мы можем сделать вывод, что
интеллект-карты объединяют в сознании детей с проблемами речи факторы:
зрительные образы, помогающие воспроизведению словарного запаса; план
высказывания (каждая ветвь на карте) и желание рассказать о том, что наглядно и
понятно изображено на карте.
Применение карт ума в дошкольных образовательных учреждениях
способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Дети улучшают словарный
запас, развивают связную речь, развивают фантазию. С помощью
интеллектуальных карт ребенок идет в развитии от простых логических операций к
сложным и умению анализировать.
Список литературы:
- Ю.А.Афонькина «Развитие интегративных качеств дошкольников». В. 2013г. , «Метод интеллект-карт как инструмент личностного развития»; Бьюзен Т. и Б. Супермышление/ пер. с англ. ; Худ. обл. – 2-е изд. – Мн. :, 2003. – 304 с.
- Технология проектирования в ДОУ. М. 2006.
- Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP русски. [Электронный ресурс] URL: http://www. iatnlp. ru
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М. 2005.
- Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. Под ред. . М. 2008. 6. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста./ Под ред. , М., 2004г.
Комментарии: