» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (58) 2022

Автор: Мажейка Виктория Владимировна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Использование цифровых технологий в работе с дошкольниками

Статья просмотрена: 872 раз
Дата публикации: 11.01.2022

УДК 373.24

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Мажейка Виктория Владимировна

Воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129

 

Аннотация.  В статье описаны особенности использования цифровых технологий и актуальность их применения в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: цифровые технологии, образовательная среда, мультимедиа, интеллектуальное развитие ребенка, цифровизация.

 

Современное образование представляет собой многоуровневую, интенсивно развивающуюся структуру, пронизанную сложными социальными, политическими, экономическими процессами и взаимосвязями. Сфера образования динамична, а, следовательно, подвержена постоянным изменениям.

Одним из актуальных изменений сегодня является цифровая трансформация образования. Под цифровой трансформацией (цифровизацией) образования понимается достижение высоких образовательных показателей на базе использования цифровых технологий, искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности, а также обеспечение широкого доступа к интернету и создание цифровой образовательной среды персонализированного обучения. [2]

Цифровые технологии (ЦТ) стали важным инструментом, позволяющим работать с любыми видами информации. И именно поэтому они сегодня так актуальны в сфере образования. Во-первых, ЦТ – это неисчерпаемое средство хранения, использования и передачи данных (облачные хранилища), цифровые источники информации. Во-вторых, - это высокоскоростной Интернет, осуществляющий прорыв в коммуникационной составляющей образовательного процесса. В-третьих, - это общепользовательские программы, такие как текстовые, графические редакторы, электронные таблицы, средства презентаций и видеомонтажа, вычислительные, чертежные программы, почта, коммуникаторы, геоинформационные программы. И наконец, - это обучающие программы, массовые онлайн курсы, адаптивные тренажеры, различные учебные среды [1].

Использование ЦТ в дошкольном образовании – одна из актуальных инновационных проблем современности. Детский сад не остается в стороне от тенденций современного цифрового общества. Цифровые технологии в ДОУ не призваны обучать дошкольников основам информатики, их научно-обоснованная задача - в расширении возможностей познания окружающей действительности и развитии способностей ребенка [2].

Исходя из вышесказанного, цифровизация дошкольных образовательных учреждений преследует две главные цели. Первая - это обеспечение качества образования посредством информационных технологий, вторая – воспитание интеллектуальной, разносторонне развитой, креативной личности и подготовка дошкольника к цифровым реалиям нашей сегодняшней действительности. В этой связи цифровые средства становятся незаменимыми для образного, красочного предоставления информации.

Цифровые технологии позволяют донести материал до ребенка посредством игры, не перегружая его, смоделировать процесс, который сложно визуализировать в реальных условиях (например, работу сердца или полет спутника.) Интенсификация обучения в компьютерной игре достигается чередованием теоретических и практических действий, эмоциональных моментов. Вовлеченность в игру и перенос игровой мотивации на познавательную деятельность способствуют быстрому обучению. Компьютерные игры способствуют психомоторному развитию ребенка, помогают фиксировать, наблюдать, планировать свои действия, принимать «гибкие когнитивные решения». [4]

Современные детские сады активно работают со средствами мультимедиа, интернет-ресурсами, цифровыми проекторами, интерактивными досками. Для улучшения понимания и наглядности материала педагоги успешно используют в своей работе видео, презентации, анимации, иллюстрации и прочие средства наглядного представления информации.

Цифровые и мультимедийные средства улучшают качество подачи материала, обеспечивают обратную связь с ребенком, помогают в организации как индивидуальной, так и групповой работы, стимулируют мотивацию воспитанника, побуждают ребенка к поисковой, исследовательской работе совместно с педагогом или родителями. Цифровая среда делает дошкольный образовательный процесс более наглядным, формирует информационную культуру ребенка, стимулирует развитие мыслительно-аналитических, исследовательских способностей. [4]

ЦТ - это реалистичное представление материала, дозированная передача информации и выбор индивидуального темпа работы, обратная связь с ребенком, сиюминутная реакция на его действие, обеспечиваемая «интерактивным диалогом».

Перечислим ряд педагогических целей использования цифровых технологий:

-          необходимы как средство развития наглядно- действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического, творческого, теоретического и др. видов мышления, средство формирования эстетического восприятия и вкуса, развития коммуникативных способностей, формирования умений находить оптимальное решение.  

-          способствуют быстрому осваиванию понятия «число», «цвет», «форма», «величина».

-          развивают навыки чтения, письма, моторные функции, реакцию, умение ориентироваться в пространстве, способствуют успешному развитию обоих полушарий головного мозга ребенка [3].

Цифровые технологии становятся важнейшим средством в работе и помогают педагогам дошкольных образовательных учреждений структурировать материал, облегчают работу по поиску информации, дают возможность легкого использования иллюстраций, аудио-видео- и анимационных эффектов, позволяют реализовывать личностно[1]ориентированный подход.

Существует несколько дидактических направлений использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в детском саду. Это игра, творчество, досуг и обучение. Кроме того, выделяется несколько моделей использования ИКТ: визуальная модель (презентации, мультимедиа), игровая модель (обучающие игры и интерактивные игрушки), методическая модель (дидактические материалы, разработка занятий-бесед), подготовительная модель (материалы для проведения занятий, например шаблоны, подлежащие распечатыванию.), диагностическая, информационная и коммуникационная модели [1].

Применение ИКТ в дошкольном образовании превращает ребенка из пассивного слушателя и наблюдателя в активного, деятельного субъекта. Даже самые пассивные участники образовательного процесса с интересом подключаются к работе. Уже сейчас есть детские сады, оснащенные компьютерами и даже компьютерными классами, но до сих пор нет единой методики использования цифровых технологий в дошкольном образовательном учреждении.

В заключение, хотелось бы добавить, что использование цифровых технологий в деятельности дошкольного учреждения позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, расширять возможности доступа к информационным ресурсам, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, помогает развивать навыки работы на компьютере и повышать творческую фантазию и воображение.

Необходимость применения цифровизации в современных условиях неоспорима. Но необходимо серьезно задуматься о разумном использовании ее на занятиях в дошкольном учреждении. Нельзя применять технологии просто потому, что это «актуально»; необходимо каждый раз серьезно анализировать, что это дает ребенку.

Список литературы:

  1. Балдуева, А. Н. Информационные технологии в дошкольном воспитании /А. Н. Балдуева // Современная педагогика. – 2016. – № 2. – С. 42–47.
  2. Бревнова, Ю. А. Использование компьютера в жизнедеятельности дошкольников / Ю. А. Бревнова // Педагогическая информатика. – 2016. – №4. – С. 21–24.
  3. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / А. В. Туликова, Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 250 с.
  4. Уваров, А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации /А. Ю. – М. : ГУ-ВШЭ, 2018. – 168 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: