» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (61) 2022
Автор: Решетова Татьяна Николаевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование самостоятельности как ведущего качества кадета будущего офицера
Дата публикации: 17.03.2022
УДК 37
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
КАК ВЕДУЩЕГО КАЧЕСТВАКАДЕТА БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА
Решетова Татьяна Николаевна
воспитатель
учебного курса
ФГКОУ
ОПКУ, г. Оренбург
Аннотация. Самостоятельность
является особо значимым качеством кадета и проявляется в способности и
потребности принимать и осуществлять решения на основе социально полезных
убеждений.
Ключевые слова: кадет,
самостоятельность, личность, развитие, формирование, творческие способности,
система.
В
настоящее время важным результатом обучения и воспитания является формирование
и развитие готовности и способности выпускников образовательных учреждений к
самостоятельному определению и достижению личностных, социальных,
познавательных, профессиональных целей, умений действовать в различных
жизненных ситуациях. Существенно возрастает ценность и значение таких качеств
личности как активность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Самостоятельная
деятельность является важнейшим условием саморегуляции личности, её творческих
возможностей. Она служит эффективным средством формирования личности, побуждает
умственную самостоятельность у детей, дисциплинирует мысль, рождает у
школьников веру в себя, в свои силы и возможности [4].
Развития
самостоятельности можно достичь, побуждая обучающихся к самостоятельным
поискам, к сознательному выбору того или иного действия, самооценке результатов
своей работы.
Важная роль при развитии у кадета способности к
самостоятельному приобретению новых знаний и освоению информации отводиться
умению кадет работать самостоятельно. Поэтому, развитие такого качества
личности как «самостоятельность», будет залогом успешного личностного качества
в освоении профессии офицера.
Для
того чтобы быть активным и самостоятельным кадетом в будущем офицером
необходимо постоянно совершенствовать свои личные качества, и уметь развивать
навыки овладения и обработки профессионально значимой информации. Это, в
свою очередь, выдвигает на первый план необходимость развития у кадет навыков
самостоятельного, активного поиска профессионально-значимой информации.
Самостоятельность
– волевое свойство личности, способность систематизировать, планировать,
регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного
руководства и практической помощи извне [2].
Как
качество личности самостоятельность определяет готовность кадета к выполнению определенных действий, принятию
решения совершать их или нет в соответствии со своим мнением об их
целесообразности и возможных последствиях.
Самостоятельность
- это не только отсутствие помощи педагога, внешних опор, но и своеобразие,
оригинальность, способность по-своему, интересно решать ту или иную задачу.
Развивается такая самостоятельность там, где есть свобода действий, возможность
выбора, право высказывать свои мысли, независимые суждения, совершать
нравственные поступки[5].
В
условиях интенсивного роста научно-технической информации, стремительного
развития информационно-коммуникационных технологий, кадетские училища должны
максимально развивать творческие способности кадет, готовить из них
выпускников, умеющих хорошо ориентироваться в быстроменяющейся среде,
самостоятельно разбираться в задачах, возникающих в ходе образовательного
процесса. Это требует систематического совершенствования содержания, форм и
методов обучения в училище.
Действительно,
показателем самостоятельности современного будущего кадета-офицера
являются его личностные качества, которые проявляются в способности ставить
перед собой цели, находить способы и средства для их достижения путем
самостоятельной организации деятельности. А одним из признаков самостоятельности,
является познавательная деятельность кадет, осуществляемая под руководством
преподавателя. По мере развития данного качества степень педагогической
поддержки может сокращаться, а уровень самостоятельности кадет возрастать.
Общеизвестно, что любая система может успешно функционировать и
развиваться при соблюдении определенных условий, в связи с этим немаловажно
выявить такие педагогические условия, при которых можно будет успешно
формироваться самостоятельность у кадет, будущих офицеров.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы и обобщения
опыта работы с кадетами, считаю, что условиями, обеспечивающими формирование
самостоятельности у кадет, являются:
- Создание системы дополнительного образования (кадетский компонент).
- Формирование в кадетском училище системы символов, традиций и воинскихритуалов.
- Создание системы социального взаимодействия и патроната высших военных учебных заведений, общественных организаций, вовлечение всех кадет в разнообразную и содержательную совместную деятельность.
- Личный пример педагогов и офицеров-воспитателей.
- Разработка и реализация программы кадетского образования.
- Осуществление психолого-педагогической диагностики личности кадет.
Все педагогические условия находится в тесной взаимосвязи друг с другом,
и являются равнозначными в формировании самостоятельности у кадет качества
будущего офицера.
Воспитание в кадетском коллективе закрытого типа с
регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим
соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных
требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых
воинскими уставами, адаптированными длякадетского образования с учетом
возрастных особенностей и возрастной психологии детей. Другим, не менее
значимым педагогическим условиям формирования самостоятельности у кадет как
качества будущего офицера является система взаимодействия и социального
партнерства кадетского формирования с силовыми и гражданскими структурами.
Главным признаком согласованной или совместной деятельности
является общая цель совместной деятельности. Именно к цели как идеально
представленному общему результатустремится общность индивидов.
Векторы деятельности:
- Формирование единой воспитательной позиции всех субъектов образовательной деятельности по гражданскому, патриотическому воспитанию и здоровому образу жизни кадет.
- Формирование патриотического сознания и гражданского поведения кадет.
- Формирование правовой культуры и гражданского сознания кадет.
- Формирование коммуникативной культуры кадет.
- Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности у кадет.
- Формирование опыта социально-значимой деятельности.
Кадетское училище выступает здесь в качестве гражданского и
патриотического центра по воспитанию ценностного отношения к воинскому долгу у
кадет.
Принцип единства воспитательных воздействий является объединяющим
элементом всего процесса нравственного воспитания кадет.Только совместные
целенаправленные усилияофицеров-воспитателей, преподавателей, родителей,
общественных организаций, продуманные и реально выполняемые планы внеурочной
деятельности могут привести к успеху в деле формирования нравственной
готовности.
Основными составляющими, в нашем кадетском училище являются:
- социальное партнерство с общественными и ветеранскими организациями;
- летняя практика в военных ВУЗах;
- учреждения культуры (театры, музеи, библиотеки и т.д.);
- полевые выезды;
- семьи кадет;
- спортивно-оздоровительные учреждения (бассейн, скалодром, тир и т.д.).
Особое место в летней практике отводится военным училищам или
военнымфакультетам ВУЗов как специфической среде пребывания кадет и как базе
обучения на этапе предпрофильного образования. Ориентирование кадет на сферу
военно-профессиональной деятельности происходит благодаря погружению их в
естественный армейский ритм жизни, выполнения общевоинских уставов, участие в
торжественных ритуальных церемониях выполнение ряда поручений, требующих
самостоятельности, ответственности, точности, послушания. Включенность в общий
распорядок дня, участие в совместных делах училища или факультета, шефство со
стороны курсантовспособствуют более эффективному профессиональному
самоопределению, приобщению кадет к атмосфере армейской службы, формирует
качество будущего офицера у кадет.
Особую роль в комплексе педагогических условий играют полевые
выезды. Они призваны обеспечивать успешную адаптацию к новому образу жизни,
поддержку в решении затруднений, возникающих в этой ситуации; обучение умениям
и навыкам коммуникации, выживания и развития. В полевом лагере в процессе
обучения через действие и проживание, опору на ориентирующие ситуации,
воспитание выносливости, целеустремленности, решительности создаются условия
для возможности сохранения и усиления формируемых нравственных качеств,
необходимых защитнику Отечества.
Таким образом, для формирования у кадет самостоятельности, как
качества будущего офицера необходим целый ряд педагогических условий. При
педагогически правильной и целенаправленной организации деятельности с
кадетским коллективом, в нем формируется определенный психологический климат,
формирующий морально-психологическое состояние кадет, что позволяет решать эту
одну из самых сложных задач в педагогике.
Список литературы:
- Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008
- Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. - СПб.: Нева, 2002.
- Маркова А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 2005.
- Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. - М.: Логос, 2004.
- Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. - М.: Просвещение, 2008.
- Харламов И.Ф. Педагогика - М.: Просвещение, 2002.
- Чернявская А.П. Развитие самостоятельности учащихся в процессе индивидуально-ориентированного обучения. - Ярославль, Издательство ЯГПУ, 2008.
Комментарии: