» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (61) 2022
Автор: Вощанов Константин Александрович, Магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Мировой опыт предупреждения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе
Дата публикации: 6.04.2022
УДК 342
МИРОВОЙ
ОПЫТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЕ
Вощанов
Константин Александрович
магистрант
Улимбашев
Азрет Муазинович
кандидат
сельскохозяйственных наук, доцент
Санкт-Петербургский
государственный аграрный университет
Российская Федерация, г.
Санкт-Петербург
Аннотация. В
статье представлено исследование ключевых моделей предупреждения и
урегулирования конфликта интересов на государственной службе. Рассмотрены
практики противодействия коррупции и приведено сравнение основных факторов,
образующих антикоррупционные механизмы в ряде зарубежных стран. Приведены общие
рекомендации по их совершенствованию применительно к Российской Федерации.
Ключевые слова: конфликт
интересов, коррупция, антикоррупционное законодательство, государственная
служба, государственное управление, управленческие кадры.
Конфликт
интересов между обязанностями и задачами государственного служащего и имеющимися
у него возможностями для разрешения тех или иных вопросов в определенную
сторону сопровождал человечество с самых древнейших времен, адаптируясь к любым
политическим режимам и к меняющимся условиям жизни общества. Об этом
свидетельствуют памятники права (законы Хаммурапи в 2200 г. до н. э.),
отдельные сохранившиеся высказывания («Когда законы не проводятся в жизнь,
начинается это с того, что их нарушают, – писал философ Шан Ян в IVв. до н. э.) [1; С. 88-95],
правовые явления (например, латинские юридические максимы с выработкой
понимания того, что означает социальная и нравственная ответственность для лиц,
выбравших в качестве жизненного пути правоохранительную деятельность) [3;
С. 332-348], и другие.
Со
временем специфика конфликта интересов менялась – если первоначально он мог
быть связан с недостаточной проработанностью законодательства, отсутствием
контроля за его осуществлением, либо быть приемлемым в силу культурных
особенностей, то со временем превратился в элемент извлечения выгоды, что стало
особенно заметно в XIXвеке,
когда возникли резкие всплески коррупции в связи с активным становлением
рыночных отношений. В это же время отмечается увеличение попыток
противодействия коррупции и снижения риска возникновения конфликта интересов на
уровне государственных служащих. Возможность возникновения конфликта интересов
на государственной и муниципальной службе – один из основных коррупционных
факторов, дестабилизирующих государство. Разработка и совершенствование системы
по урегулированию и предупреждению подобных конфликтов обеспечивает реализацию
принципов системы государственной службы в Российской Федерации, закрепленных в
ст. 3 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе
государственной службы Российской Федерации» [3].
Предполагается,
что законодательство Российской Федерации в части урегулирования вопросов
государственной службы и противодействия коррупции, а также санкционные нормы
развиты в достаточной мере, однако для полноты картины следует обратиться к
всестороннему изучению возможных путей снижения социальной напряженности от
данного вопроса, для чего и применяется сравнительное правоведение. Возможно,
частичная или полная имплементация отдельных правовых решений позволит усилить
отечественную политику и законодательство в части противодействия коррупции.
В
контексте проводимого исследования предполагается, что противодействие
коррупции и разрешение конфликта интересов на государственной и муниципальной
службе – понятия, рассмотрение которых предполагается вкупе, поскольку их
отличительные особенности и специфика делают их связь наглядной и неразрывной,
что особенно очевидно при изучении международного и зарубежного
законодательства по данному вопросу. Конфликт интересов на государственной и
муниципальной службе часто выступает в тесной взаимосвязи с коррупцией,
поскольку основная характеристика коррупции – использование служебного
положения с целью достижения целей, отличных от тех, на которые должны быть
направлены имеющиеся возможности в связи с занимаемой должностью и
полномочиями. Российское законодательство в ст. 10 Федерального закона от
25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает особую
роль конфликта интересов в вопросе предупреждения коррупции в связи со
спецификой данного явления [4]. Из данного наблюдения делаем вывод о
необходимости изучения не только непосредственно вопросов урегулирования и
предупреждения конфликта интересов, но и способов противодействия коррупции,
являющейся прямым следствием подобных конфликтов.
Существует
значительное расслоение в вопросе понимания коррупции.
1.
В африканской модели коррупция позволяет
политическими средствами обеспечить надежность существование отдельных
экономических образований (то есть власть либо «продается», либо «сливается» с
ними).
2.
Латиноамериканская модель фактически связана с
попустительством коррупции (номинальная борьба с этим явлением) – например,
правовое регулирование данного вопросе фрагментарно или отсутствует вовсе
(жесткое противостояние с мафией, угроза установления диктатуры).
3.
Азиатская модель коррупции и вовсе до
определенного времени являлась чем-то естественным и культурно приемлемым –
например, бакшиш (прим. пер. чаевые, пожертвование) в Средней Азии или гуаньси
(аналог кумовства, связей) – практика выстраивания долгосрочных деловых и
политических отношений при обмене дружескими связями.
4.
Западноевропейская модель, предполагающая низкий
уровень коррупции (любая коррупция воспринимается как аномальная).
Перечисленные
модели коррупции носят идеальный характер и в чистом виде практически не
представлены, однако позволяют выделить те или иные специфические особенности
отдельных государств при поиске путей решения вопроса конфликта интереса и
коррупции на государственной службе.
В истории
России в определенные моменты также складывалось принятие тех явлений, которые
сейчас законодательно признаны коррупцией – например, принятие с «дарами»
государственных служащих, «благодарность» врачам, «подарки» школе и другим
учебным заведениям, как дошкольного, так и высшего образования. Следуя шкале
Арнольда Хайденхаймера, можно однозначно сказать, что общественный консенсус в
России в отношении осуждения обширного количества практик никогда не достигался
– практически всегда коррупция оставалась в «серой зоне», то есть однозначного
признания и выведения в «белую зону», как и в «черную зону» перечисленных
примеров практически не наблюдается [5].В целом, коррупционная «культура»
российского общества в целом всегда находились где-то между европейской и
азиатской моделью в силу территориальных особенностей государства. По мнению
М. В. Федорова: «С одной стороны, конфликт интересов воздействует на
право через его участников, что изначально заложено в организационно-правовых
структурах современного Российского государства. С другой – право воздействует
на конфликт интересов наравне с другими социальными регуляторами через
установленные правила поведения и проблемы правового регулирования» [6].
Численность
управленческого аппарата также является важной характеристикой при выборке
стран для сравнения путей и способов урегулирования и предупреждения конфликта
на государственной и муниципальной службе. Совокупная численность лиц,
замещавших должности гражданской службы в государственных органах Российской
Федерации на конец 2019 года по данным Федеральной службы государственной
статистики составила 727 500 человек (при укомплектованности в 91,2%) [7].
Если обратить внимание на государства со схожими показателями (из расчета на
душу населения), то можно наблюдать использование одних и тех же решений по
ряду вопросов:
1.
Наличие законодательства, закрепляющего порядок
осуществления деятельности государственных и муниципальных служащих, общие
принципы осуществления такой деятельности и другие аспекты.
2.
Наличие законодательно закрепленного или
рекомендованного кодекса этики государственных служащих, предупреждающих
конфликт интересов и коррупцию. Например, в Российской Федерации разработан
«Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих
Российской Федерации и муниципальных служащих» [8], в Соединенных Штатах
Америки – Кодекс этики правительственной службы 1958 года (и последующие – 1977
г., 1978 г., 1990 г.), в Германии – Кодекс антикоррупционного поведения,
Ценностной этический кодекс государственной службы Канады, Моральный кодекс
гражданского служащего Великобритании, Общие правила для государственных
должностных лиц в Нидерландах[9].
3.
Уголовное законодательство, направленное на
предупреждение конфликта интересов и коррупции и наказание за совершение
должностных преступлений (в ряде стран особо суровое – длительный срок
тюремного заключения или смертная казнь). Например, в Соединенных Штатах
Америки и в Норвегии антикоррупционное законодательство можно характеризовать
как «чрезвычайно жестокое», поскольку оно направлено на профилактику коррупции
в системе государственной службы. В Германии законодательство, как и в России,
предполагает со стороны должностного лица обязанность информировать о любом
личном интересе, который может оказать влияние на деятельность данного
служащего, т. е. присутствует механизм саморегулирования внутри системы.
Во Франции существует отдельная уголовная статья – «Незаконное продвижение
интересов», связанная с конфликтом интересов на государственной службе, то есть
в результате пресекается любая возможность трудоустройства в фирмы, с которыми
мог контактировать служащий во время исполнения обязанностей.
Резюмируя
все положения, описанные выше, можно утверждать, что в Российской Федерации
сформировался мощный законодательный массив для дальнейшего развития
противодействия коррупции и исключения конфликта интересов со стороны
государственных и муниципальных служащих, схожий со многими государствами,
имеющими европейскую модель противодействия коррупции. Предполагается, что для
его усиления необходимо осуществлять активную государственную политику по
следующим вопросам:
1.
Принятие на законодательном уровне Кодекса этики
государственного и муниципального служащего.
2.
Воспитательная работа населения в целях
просвещения о недопустимых способах взаимодействия с государственными и
муниципальными служащими во избежание развития «серой зоны» коррупционного
поведения. Предполагается необходимость постепенного перехода на уровне
общественного сознания всех неприемлемых видов поведения государственных и
муниципальных служащих в «черную зону», поскольку это исключит «соблазн»
воспользоваться положением, повысит уровень правосознания служащих (сообщение о
вероятности конфликта интереса) и, в целом, обеспечит надлежащую работу
государственного аппарата, что является основным фактором противодействия
коррупции и дальнейшего качественного
развития России как демократического федеративного правового государства.
Список литературы:
- Короткова О. А., Цымбалюк В. К. К вопросу справедливости в принятии судебных решений в древневосточных государствах // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – № 17. – 2020. – С. 88-95.
- Васечко В. Ю. Латинские юридические максимы как элементы правосознания и как форма нравственной оценки работы правоохранительной системы // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. – № 1. – 2019. – С. 332-348.
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета, № 104, 31.05.2003.
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О противодействии коррупции» // Российская газета, № 266, 30.12.2008.
- Heidenheimer A. Campaign Finance and Political Corruption: Tracing Long-Term Comparative Dynamics // XVIII World Congress of the IPSA. – Quebec City. – № 1-5. – 2000.
- Федоров М. В. Конфликт интересов и его объективизация в российской правовой системе: дис. канд. юрид. наук: 12.00.01. – Белгород, 2021. – 207 с.
- О кадрах государственной гражданской и муниципальной службы в 2019 году от 25 декабря 2020 года // Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/nsZHdbx4/kadr-2019.pdf (дата обращения: 01.02.2022).
- Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих(одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г., протокол № 21) // Официальные документы в образовании. –№ 36. – 2011.
- Рыжов В. В. Обзор методов противодействия коррупционной деятельности и анализ их эффективности // Скиф. Вопросы студенческой науки. – № 12 (52). – 2020. – С. 138-144.
Комментарии: