» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (61) 2022
Автор: Гришаева Валентина Иннокентьевна, учитель ОБЖ
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Современный подход в обучении ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО
Дата публикации: 11.04.2022
УДК 614
СОВРЕМЕННЫЙ
ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ОБЖ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Гришаева
Валентина Иннокентьевна
МБОУ «Раздольинская
СОШ»
учитель ОБЖ, п. Раздолье
Аннотация. В данной статье раскрывается возможность
использования различных современных методов организации урока ОБЖ в рамках
реализации ФГОС ООО.
Ключевые
слова: Современные методы,
компетентностный подход, интерактивное образование, цифровизация ОП.
Современный подход к обучению ОБЖ в рамках
реализации ФГОС имеет своей целью становление индивидуальной личности,
добросовестного гражданина, способного самостоятельно и быстро решать возникшие
проблемы. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что
основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу
ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для
изучения [6]. Традиционно личность определяют, как человека - субъекта
социальных отношений и сознательной деятельности. В структуре личности
изучаются все психологические характеристики человека и все особенности
организма ракурсом физиологии. В психологии принято подчеркивать именно
общественный характер личности – ее возникновение и развитие возможно только
благодаря жизни человека в обществе. Разработчикам ФГОС (в части требований к
результатам освоения курса ОБЖ) удалось сформировать и предложить педагогам
документ, предъявляющий достаточно высокие требования, чем ранее. Новые
требования позволят вплотную подойти к реализации на практике модели
формирования культуры безопасности у учащихся. Однако, высокие требования к
результатам освоения курса ОБЖ, подразумевают также высокие требования к уровню
квалификации педагогов основ безопасности жизнедеятельности
и организации педагогического процесса в целом. Преподавание предмета ОБЖ – это
подготовка детей к жизни, к выживанию в самых сложных ситуациях, в самых
сложных видах жизнедеятельности [4].
Процесс обучения является неотъемлемой частью
педагогического процесса, и требует к себе особого внимания. В связи с быстрым
развитием науки и техники, также актуальна потребность в разработке и введении
в процесс обучения современных подходов и методов организации процесса обучения
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ,
которые бы соответствовали современным требованиям общества. В наши дни
проблема обучения ОБЖ становится актуальной не только для педагогов, но и для
всего общества и государства [1].
Современный подход к обучению ОБЖ в рамках
реализации ФГОС ООО имеет своей целью - становление индивидуальной личности,
добросовестного гражданина, человека, и главное, способного самостоятельно и
быстро решать возникшие проблемы. В соответствии с этими требованиями,
педагогика сегодня вынуждена применять современные подходы для организации
процесса обучения [6].
Рассмотрим современные активные методы обучения основам
безопасности и жизнедеятельности в условиях перехода на ФГОС.
Особенность федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер,
который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное
образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в
виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды
деятельности [2].
Одной из главных особенностей ФГОС является переход от
формирования у обучающихся знаний, умений и навыков к
формированию компетентности
ученика
Понятие компетентный человек подразумевает способность
индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем,
проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, обучаться на
протяжении всей жизни. Очевидно, что переход от обучения “знаниям, умения и
навыкам” к компетентностному подходу потребует
изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и
методов обучения [5].
Активными методами обучения и воспитания считаются те
методы, которые позволяют “учащимся в более короткие сроки и с меньшими
усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями” за счет сознательного
“воспитания способностей учащегося” и сознательного “формирования у них
необходимых деятельностей”. Активные методы обучения базируются на
экспериментально установленных фактах, что в памяти человека запечатлевается до
90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он
слышит.
Активные традиционные и современные методы обучения создают
необходимые условия для развития и укрепления практических навыков и умений
самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить
свои подходы к решению проблем, что наиболее актуально при обучении основ
безопасности жизнедеятельности в школе.
Умелое использование традиционных и современных активных
методов обучения основам безопасности и жизнедеятельности в условиях перехода
на ФГОС значительно увеличивает эффективность обучения.
Одним из современных методов обучению ОБЖ в
рамках реализации ФГОС ООО является интерактивный подход. Это определенный тип
деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе
интерактивного урока. Основой интерактивных подходов являются интерактивные
упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное
отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены
не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на
изучение нового [3].
В последнее время в системе образования
наблюдается стремительное развитие использования интерактивных технологий в
обучении предмета ОБЖ. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому
учащемуся ситуацию успеха, которая способствует развитию уверенности в себе,
повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Создание
ситуации успеха начинается с отношения к ученику как к личности, что
предусматривает способность и умение учителя ставить себя в положение
учащегося, проникаться его состояниями. Иначе говоря, правильно организованная
система обучения представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой
можно максимально развивать способности каждого ученика, что в конечном итоге
позволяет сделать более успешной, результативной и эффективной деятельность,
которая является значимой для него самого [1].
Современное образование открывает перед
педагогом широкий выбор решений теоретических и практических задач, использует
различные формы, средства, методы активной педагогики, получившие название
интерактивных. Хотелось бы, чтобы каждое учебное заведение было оснащено всеми
необходимыми техническими средствами, к которым можно отнести не только
компьютеры, но и интерактивные доски и проекторы, без которых учитель не может
на практике в полной мере использовать интерактивный подход к обучению предмета
ОБЖ.
Как для учеников, так и для Учителя, урок
интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с
прошлым, одним словом – актуальный.
Требования к современному уроку в условиях
введения ФГОС нового поколения.
Принципиальным отличием современного подхода
является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных
программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение
применять эти знания в практической деятельности.
Каковы же требования, предъявляемые к
современному преподаванию ОБЖ?
- урок должен быть
проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с
учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и
одноклассниками;
- учитель организует
проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами
учащиеся;
- минимум
репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время-сбережение и
здоровье-сбережение;
- в центре внимания
урока – учащиеся;
- учет уровня и
возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса,
стремление учащихся, настроение детей;
- умение
демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование
обратной связи;
Принципы педагогической техники на уроках:
- свобода выбора (в
любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытости (не
только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с
проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельности
(освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме
деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
- высокого КПД
(максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
- обратной связи
(регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов
обратной связи).
Методы и формы современного урока:
- метод проектов;
- информационно-коммуникационные
технологии;
- здоровьесберегающие
технологии (интеграция) [4].
Мы не можем не упомянуть и цифровизацию
образовательного процесса, так как современные методы освоения предмета предпологают использование интернет
ресурсов: ( создание презентаций к урокам, использование готовых обучающих программ,
разработка и использование собственных авторских программ внеурочной работы по
предмету ОБЖ,
Таким образом, мы можем отметить , что современные методы помогают нам создать максимально
комфортные условия для освоения предмета ОБЖ, это и урок с использованием
техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.); урок, на котором
осуществляется индивидуальный подход каждому ученику; урок, содержащий разные
виды деятельности; урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие
познавательной активности ученика; современный урок развивает у детей
креативное мышление, воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
Список литературы:
- Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес». 2006.
- Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2007.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-480с.
- Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. – М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.
- Шерстова Е.В. Методы дистанционного обучения в школе: опыт внедрения // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сб. научн. тр. / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. – С.283-291.
- Федеральный государственный образовательный стандарт официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.; (дата обращения: 11.04.2022)
Комментарии: