» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 2017
Автор: Марченко Светлана Александровна, преподаватель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Системно- деятельностный подход на уроках окружающего мира в начальном образовании.
СИСТЕМНО-
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Марченко Светлана Александдровна
Преподаватель естествознания, ГБПОУ РО «Шахтинский педагогический колледж»
г Шахты
Аннотация. Основная цель работы- трансляция опыта в преподавании естествознания. Статья посвящена вопросам реализации и организации технологии системно- деятельностного подхода в начальном образовании «Системно- деятельностный подход на уроках окружающего мира в начальном образовании».
Произведен обзор основных этапов образовательной деятельности на уроке, приводятся примеры из практики. Особое внимание обращается на методы и приемы педагогической технологии.
Ключевые слова: Технология; Системно- деятельностный подход; методы; приемы; окружающий мир; экскурсия.
Основной текст
статьи.
Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи. И.Г Песталоцци
Технология системно–деятельностного подхода эффективна в обучении естествознания в начальной школе, при этом, не происходит замены традиционной системы, а наблюдается гармоничное дополнение и расширение ее. Целью подхода является многостороннее обучение личности учащегося как субъекта самостоятельной жизнедеятельности. Методы обучения с применением системно– деятельностного подхода разнообразны среди которых можно выделить динамичное начало урока, например: «Улыбнемся солнцу и друг другу», «Поздоровайся дружеским рукопожатием», «Подари улыбку или комплимент соседу по парте» и подобное. Такая организация начала урока создает настрой на создание контакта между детьми в течении нескольких минут. После чего уместно применить активные методы направленных на выяснение темы, цели, ожиданиях или опасениях при изучении материала урока. Пример: тема урока «Удивительное рядом».
Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. А вы когда– нибудь задумывались, почему изделия из теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство?
– Сегодня мы отправимся в гости к грибу– Хлебопёку – синьору Дрожжевому грибку.
– Как вы думаете, о чем мы узнаем в гостях у синьора Дрожжевого грибка?
Тема урока «Золотое кольцо России»
– Ребята, послушайте стихотворение Т. Будковой и догадайтесь как звучит тема урока и, где мы будем путешествовать.
Над Темзой плывут туманы,
Над Европой нависли тучи,
А где-то шумят океаны,
Водопады срываются с кручи.
Но что до заморских диковин,
Коль не познаны русские дали?
Перезвоны святых колоколен
Меня в дорогу позвали.
Я могла бы их вечно слушать,
Ни о чем другом не просить.
Сам Господь надел мне на душу
Золотое кольцо Руси.
Работа над загадками еще один из результативных методов обучения, потому как для ребенка особенно первого и второго класса начальной школы загадка – это «секрет». Раскрытие «секрета», на мой взгляд, дает возможность в игре, познать новое, развивать наблюдательность за окружающим миром, тренировать внимание, память, совершенствовать речь.
Например: тема урока «Весенние цветы».
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (Ландыш)
Тот цветок давно в Россию
Завезён из дальних стран.
Алый, стройный и красивый,
Называется ... (Тюльпан)
Жёлтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились... (Крокус)
Открытие новых знаний с использованием методов системно–деятельностного подхода
Так же нацелены на поддержание интереса детей, метод универсален, его можно применять на всех этапах урока, один из приемов этого метода «Ассоциативный куст». Суть приема в том, что есть некое ключевое слово или фраза, ученики записывают вокруг нее возможные ассоциации. Например: ключевая фраза «Какие факторы влияют на роль растений», ассоциации «Освещенность, режим полива, температура, состав почвы».
Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую самостоятельную работу с текстом учебника.
Рефлексию в конце урока можно провести методом «Интервью», «Незаконченное предложение» или другими. Например: метод «Микрофон» - Что запомнилось? Что понравилось? Что было самым интересным? Где эти знания тебе могут пригодятся в жизни? О чем бы ты рассказал своим родителям или друзьям?
В системно–деятельностном подходе в проведении уроков окружающего мира особую роль нужно отвести учебной экскурсия. Экскурсия– это живая, непосредственная форма, которая с одной стороны, обеспечивает изучение и наблюдение за явлениями и объектами в естественных условиях, ознакомление с ними в музеях или на выставках, с другой стороны способствует обогащению знаний об окружающем мире, закладку основ нравственного облика учащегося, развивает наблюдательность и внимание, эмоциональную отзывчивость, создает условия для поиска, сотрудничества, адаптации.
Большим плюсом системно– деятельностного подхода является то, что младшие школьники на уроке и дома при выполнении домашнего задания приобретают новый для себя практический опыт, адаптацию к изменяющимся условиям жизни. Использование подхода в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как ответственность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Убеждена, что подход системный и деятельностный в обучении естествознанию в современной начальной школе способен формировать у ученика умение ориентироваться в разнообразных ситуациях, применять полученные знания в жизни, практическом опыте, совместно работать с различными людьми, подготовит выпускников начальной школы к освоению общеобразовательной программы.
Список литературы:
1. Миронов, А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе /А. В. Миронов.- Ростов-на-Дону,Феникс,2013.-510с.
2. Смирнова М.С. Естествознание: учебник и практикум для СПО/-м.: Издательство Юрайт,2016.-363с.-Серия:Профессиональное образование.
3. ФГОС: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – 2010.
Комментарии: