» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (65) 2022

Автор: Шмелькова Анастасия Александровна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством подвижных игр

Статья просмотрена: 189 раз
Дата публикации: 26.07.2022

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Шмелькова Анастасия Александровна

воспитатель

Муниципальное автономное образовательное учреждение № 20

«Детский сад комбинированного вида»,

Иркутская область, Нижнеилимский район, рабочий посёлок Видим

 

Аннотация. Как правило, у детей с ограниченными возможностями здоровья нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность, точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и окружающем пространстве дети ориентируются с трудом.

 

Подвижная игра -  первостепенная задача является укрепление здоровья детей, гармоничное физическое развитие, полноценное формирование двигательной баз. Особое внимание необходимо уделить развитию физических качеств детей.

Для детей дошкольного возраста с ЗПР является характерным нарушение в сформированности такого физического качества как общая выносливость организма;

Свойственны нарушения в сформированности скоростных способностей;

Является характерным более низкий уровень сформированности гибкости;

Является закономерным нарушение в сформированности всех проявлений координационных способностей.

Инструментом, помогающим решать эту проблему, является игра. Грамотный педагог, понимающий значение игры и применяющий её в работе, должен владеть методикой игры. Руководитель коллективом играющих, должен решать образовательные задачи и осуществлять воспитательное влияние  в процессе организации и проведения игры.[7.c.21]

Так же в игровом методе моделируются  активные межличностные и межгрупповые отношения, которые построены как на сотрудничестве, так и на соперничестве.

 Игровой метод в большей мере используется для совершенствования  двигательной деятельности в усложнённых условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать  ловкость, находчивость, быстроту ориентировки, самостоятельность и т.д. В руках умелого педагога он служит так же методом воспитания коллектива и личности воспитанников. 

         В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста игровой метод используется как ведущий, поскольку соответствует особенностям психического их развития.

Представляю вашему вниманию сообщение из личного опыта, какие подвижные игры используются мною  в работе с детьми ЗПР.[2.c.16]

Игра №1 «Веселые обручи» На полу лежат обручи, а рядом с каждым обручем лежит карточка на каждой изображено разное упражнение (присесть, попрыгать, хлопать по коленям и т.д.). Задача: прыгнуть в обруч, внимательно посмотреть задание, выполнить его, правильно. И так, в каждом обруче.

И как результат - умение учащихся самостоятельно осваивать двигательные действия, активное участие в учебном процессе, возникающее у них желание заниматься самостоятельно. Дети приучаются думать, анализировать, оперировать полученными знаниями и умениями.

Игра №2 «Поймай мячик»

Взрослый катит маленький мяч ребенку, задача поймать мячик стаканчиком, сверху поставив его на движущуюся цель. Игра, в которую можно легко играть и дома. Развивает внимание, скорость реакции, координацию глаз-рук. Как можно усложнить - увеличивать скорость броска мяча, ловить два мяча двумя руками, по команде говорить, какой рукой ловить мяч «Лови правой, лови левой».

Игра №3

Нагрузить и сконцентрировать ребёнка можно не только активными аэробными или силовыми упражнениями, но и работой с балансом и вниманием в самом спокойном темпе.

Задание: Перенести палочку из конусов в другие конусы, двигаясь по бревну. Но для начало, привыкнуть к бревну, без усложненийа первых этапах, обязательно нужна помощь взрослого, далее ребенок делает самостоятельно, а потом можно усложнить.

Игра №4

Задание проползти по матам с высокой скоростью  и катить мяч перед собой. Полосы препятствий, очень нравятся детям. Их можно делать более сложнее и на скорость, но маленькие кусочки большой полосы препятствий изучаются в медленном темпе, вместе с педагогам, а потом их можно соединить.

Игра №5

Прокатить мяч по линии на стене, она может быть разной, волной, квадратом т.д. Также она может быть на полу. Это очень сложное упражнение, детям не хватает сил в руках. Терпения, и зрительного ориентира.

Игра №6 «Зеркало»

Ребенок повторяет упражнения, сидя напротив педагога. Здесь мы  задействовали конусы. Отработали простые движения. Можно потом перейти на сложные и увеличить темп, а конусы заменить на другой инвентарь.

Что здесь развиваем:

  1. Пересечение средней линии - перекресты, ориентирование в теле
  2. Ориентирование во внешнем поле выше горизонтали, вне поля зрения - можем работать над головой, за спиной, с предметами и без.
  3. Чувство рук и ног руки выпрямляются в разных плоскостях, ноги могут работать одновременно и асинхронно, с предметами и без, изолированное управление стопами [3.c.67]

Внешними проявлениями утомления детей с ЗПР является учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение поведения, снижение работоспособности. Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. При этом упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность. [4.c.38]

Не забываем про динамические паузы, которые выполняют следующие функции:

  1. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  2. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
  3. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
  4. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их
  5. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
  6. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
  7. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний. [6.c.12]

А в завершение, мне хотелось бы отметить три важных правила, для эффективных занятий с ребенком:

  • Чувствуй своего воспитанника, будь для него наставником и надежной опорой.
  • Ведите себя спокойно, уважительно, следите за речью.
  • Работайте в тандеме в течение всего педагогического процесса, как с педагогами, так и с родителями.

Список литературы:

  1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата: Учебное пособие для студентов
  2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании ребенка с особенностями психического развития // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2000. – Вып. педагогических учебных заведениях. - М.:Академия, 2001.
  3. Эльконин Д.Б. «Психология игры». - М.: Просвещение, 2000.
  4. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под Ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001.
  5. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт., 2001.
  6. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задерж-кой психического развития, - М., 2003.
  7. Бутко Г.А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития. // Коррекционная педагогика, № 2. 2003.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: