» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (65) 2022
Автор: Шмелькова Анастасия Александровна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством подвижных игр
Дата публикации: 26.07.2022
РАЗВИТИЕ
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Шмелькова Анастасия Александровна
воспитатель
Муниципальное автономное образовательное
учреждение № 20
«Детский сад комбинированного вида»,
Иркутская область, Нижнеилимский
район, рабочий посёлок Видим
Аннотация. Как правило, у детей с ограниченными возможностями
здоровья нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность,
точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и
окружающем пространстве дети ориентируются с трудом.
Подвижная
игра - первостепенная задача является
укрепление здоровья детей, гармоничное физическое развитие, полноценное
формирование двигательной баз. Особое внимание необходимо уделить развитию
физических качеств детей.
Для
детей дошкольного возраста с ЗПР является характерным нарушение в
сформированности такого физического качества как общая выносливость организма;
Свойственны
нарушения в сформированности скоростных способностей;
Является
характерным более низкий уровень сформированности гибкости;
Является
закономерным нарушение в сформированности всех проявлений координационных
способностей.
Инструментом,
помогающим решать эту проблему, является игра. Грамотный педагог, понимающий
значение игры и применяющий её в работе, должен владеть методикой игры.
Руководитель коллективом играющих, должен решать
образовательные задачи и осуществлять воспитательное влияние в процессе организации и проведения игры.[7.c.21]
Так же
в игровом методе моделируются активные
межличностные и межгрупповые отношения, которые построены как на
сотрудничестве, так и на соперничестве.
Игровой метод в большей мере используется для
совершенствования двигательной
деятельности в усложнённых условиях. В наибольшей мере он позволяет
совершенствовать ловкость, находчивость,
быстроту ориентировки, самостоятельность и т.д. В руках умелого педагога он
служит так же методом воспитания коллектива и личности воспитанников.
В процессе физического воспитания
детей дошкольного возраста игровой метод используется как ведущий, поскольку
соответствует особенностям психического их развития.
Представляю вашему вниманию сообщение
из личного опыта, какие подвижные игры используются мною в работе с
детьми ЗПР.[2.c.16]
Игра №1 «Веселые обручи» На полу лежат обручи, а рядом с каждым
обручем лежит карточка на каждой изображено разное упражнение (присесть,
попрыгать, хлопать по коленям и т.д.). Задача: прыгнуть в обруч, внимательно
посмотреть задание, выполнить его, правильно. И так, в каждом обруче.
И как
результат - умение учащихся самостоятельно осваивать двигательные действия,
активное участие в учебном процессе, возникающее у них желание заниматься
самостоятельно. Дети приучаются думать, анализировать, оперировать полученными
знаниями и умениями.
Игра №2
«Поймай мячик»
Взрослый
катит маленький мяч ребенку, задача поймать мячик стаканчиком, сверху поставив
его на движущуюся цель. Игра, в которую можно легко играть и дома. Развивает
внимание, скорость реакции, координацию глаз-рук. Как можно усложнить -
увеличивать скорость броска мяча, ловить два мяча двумя руками, по команде
говорить, какой рукой ловить мяч «Лови правой, лови левой».
Игра №3
Нагрузить и сконцентрировать ребёнка можно не только
активными аэробными или силовыми упражнениями, но и работой с балансом и
вниманием в самом спокойном темпе.
Задание:
Перенести палочку из конусов в другие конусы,
двигаясь по бревну. Но для начало, привыкнуть к бревну, без усложнений.На первых этапах, обязательно нужна помощь
взрослого, далее ребенок делает самостоятельно, а потом можно усложнить.
Игра №4
Задание проползти по
матам с высокой скоростью и катить мяч
перед собой. Полосы препятствий, очень нравятся детям. Их можно делать более
сложнее и на скорость, но маленькие кусочки большой полосы препятствий
изучаются в медленном темпе, вместе с педагогам, а
потом их можно соединить.
Игра №5
Прокатить мяч по линии на
стене, она может быть разной, волной, квадратом т.д. Также она может быть на
полу. Это очень сложное упражнение, детям не хватает сил в руках. Терпения, и
зрительного ориентира.
Игра №6
«Зеркало»
Ребенок
повторяет упражнения, сидя напротив педагога. Здесь мы задействовали конусы. Отработали простые
движения. Можно потом перейти на сложные и увеличить темп, а конусы заменить на другой инвентарь.
Что
здесь развиваем:
- Пересечение средней линии - перекресты, ориентирование в теле
- Ориентирование во внешнем поле выше горизонтали, вне поля зрения - можем работать над головой, за спиной, с предметами и без.
- Чувство рук и ног руки выпрямляются в разных плоскостях, ноги могут работать одновременно и асинхронно, с предметами и без, изолированное управление стопами [3.c.67]
Внешними проявлениями утомления детей
с ЗПР является учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление
памяти, нарушение поведения, снижение работоспособности. Первые признаки
утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. При этом упражнения
должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а,
следовательно, их результативность. [4.c.38]
Не забываем про динамические паузы,
которые выполняют следующие функции:
- Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
- Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
- Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
- Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их
- Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
- Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
- Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний. [6.c.12]
А в завершение, мне хотелось бы
отметить три важных правила, для эффективных занятий с ребенком:
- Чувствуй своего воспитанника, будь для него наставником и надежной опорой.
- Ведите себя спокойно, уважительно, следите за речью.
- Работайте в тандеме в течение всего педагогического процесса, как с педагогами, так и с родителями.
Список литературы:
- Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата: Учебное пособие для студентов
- Баенская Е.Р. Помощь в воспитании ребенка с особенностями психического развития // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2000. – Вып. педагогических учебных заведениях. - М.:Академия, 2001.
- Эльконин Д.Б. «Психология игры». - М.: Просвещение, 2000.
- Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под Ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001.
- Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт., 2001.
- Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задерж-кой психического развития, - М., 2003.
- Бутко Г.А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития. // Коррекционная педагогика, № 2. 2003.
Комментарии: