» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (68) 2022
Автор: Рокош Любовь Илларионовна, музыкальный руководитель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Использование интерактивных технологий на музыкальном занятии в ДОО
Дата публикации: 08.11.2022
УДК 37
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИХ В ДОО
Рокош
Любовь Илларионовна
Музыкальный руководитель
МБДОУ
детский сад №129, г. Иркутск
Аннотация. В
статье рассматривается опыт использования интерактивных технологий на
музыкальных занятиях. Так же отметили, что современный педагог должен владеть
цифровыми образовательными технологиями для успешного обучения дошкольников.
Ключевые
слова: информационно-коммуникативные технологии, интерактивные
технологии, музыкальное занятие.
Современное
общество неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информатизация
сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы
образования. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все
сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые
требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, внедрению новых
подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а
расширению их возможностей.
Поэтому,
стремясь идти в ногу со временем, мы сочли необходимым изучить возможности
использования и внедрения ИКТ в развитии музыкальных и творческих способностей
детей дошкольного возраста при организации развивающей предметно-пространственной
среды в ходе реализации ФГОС ДО. Так как, я считаю,
что информационно-коммуникативные технологии позволяют модернизировать
воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повышают его эффективность,
мотивируют детей на поисковую деятельность, а также способствуют всестороннему
развитию дошкольника[2].
В
настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция
общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Современный
ребенок, живёт и воспитывается в обществе, которое характеризуется постоянным
обновлением информации, динамичностью и изменчивостью. Такие условия диктуют
маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу,
проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные
коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом. Сделать обучение
дошкольников интересным, ненавязчивым, эффективным, развивающим¸ не
утомительным призваны новые педагогические технологии.
Я
считаю, что современный музыкальный руководитель должен владеть компьютерной
грамотностью, уметь находить необходимую информацию в Интернете, составлять
презентации, слайд-шоу, разрабатывать интерактивные игры, способствующие
музыкальному развитию дошкольников. Для формирования и развития у детей
устойчивого познавательного интереса к музыке перед музыкальным руководителем
стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал,
используемый в работе с дошкольниками, должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать
познавательный интерес и способствовать созданию положительной эмоциональной
обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно
процесс удивления ведёт за собой процесс понимания!
Использование
интерактивных и мультимедийных средств на музыкальных занятиях и досугах
помогают педагогу решить ряд задач:
Появляется возможность при подаче музыкального
материала задействовать, как аудиальный процесс
восприятия информации детьми (музыка), так и визуальный процесс восприятия
(цветовая палитра, анимационные эффекты). Такая новейшая технология, как
интерактивный пол позволяет к аудиальному и
визуальному процессу добавить кинестетический, т.е. при восприятии музыки
задействуются несколько анализаторов[1].
Использование
презентационных форм, интерактивной доски значительно расширяет возможности
предъявления учебной информации, понятийного ряда музыкальных тем, помогает
сделать процесс знакомства детей с музыкальным искусством ярким и красочным,
делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и
т.д.
Занятия
с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждают детей к
поисковой и познавательной деятельности, позволяют усилить мотивацию,
становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого
потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
Для
решения поставленных задач в своей работе использую интерактивные и мультимедийные технологии в разных видах музыкальной
деятельности:
Компьютерные
техники, помогают мне создать разные образовательные ситуации для детей:
виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов,
знакомиться с разными музыкальными жанрами. Интересно и ярко можно познакомить
дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера,
познакомить с устройством и звучанием музыкальных инструментов,
продемонстрировав не только иллюстрации, но и видеоролики. При знакомстве с
новым произведением использую мультимедиа презентации, которые позволяют
обогатить процесс эмоционально-образного восприятия музыки, помогают надолго
запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное
восприятие изучаемых объектов даёт возможность быстрее и глубже воспринимать
излагаемый материал, разнообразит впечатления детей [3]. Мной разработаны
презентации: «Детский альбом» Чайковского, «Театр оперы и балета», «Музыкальные
инструменты симф. оркестра», «Народные инструменты»,
«Три кита в музыке» и др.
При
знакомстве с новой песней использую видеоряд. Видео к песням создаю сама (в
любом видеоредакторе), либо использую готовые (YouTube видео). Видеоряд, помогает детям знакомиться с
содержанием песни, лучше запомнить текст, а также эмоционально воспринимать
музыкальный образ песни. На праздниках видеоряд сопровождает выступление детей,
это смотрится ярко и красочно. При работе над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, разучивании попевок,
упражнений для развития голоса использую мнемотаблицы,
графические изображения. Для примера выразительного исполнения показываю
концертные видеозаписи выступлений других детей.
При
разучивании музыкально-ритмических движений также
использую красочные презентации, видеоклипы для знакомства с танцами,
особенностями их исполнения, а также мнемотаблицы, с
помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать
элементы танцев.
В этом
виде деятельности я активно применяю мини-видеофильмы "Ритмические
игры", которые создаю по методике Ирины Бариновой (в программе "PowerPoint" в виде презентаций на основе фотоальбома с
наложением музыки, и затем записываю, как видеофильм). В этих мини-фильмах дети
наглядно видят ритмический рисунок, который им нужно исполнять и музыкальный
инструмент, на котором играть (например, капельки маленькие и большие -
длительности короткие и длинные). Ритмический рисунок подбирается в
соответствии с музыкой. Музыкально-дидактические игры также организовываю с
применением красочных озвученных презентаций, таких, как "Угадай звучание
музыкального инструмента", "Кто к нам в гости пришел?",
"Музыкальный домик", "Угадай мелодию" и др. Принцип
построения таких презентаций: первый слайд - задание, следующий - проверка
правильности выполнения предложенного задания [4].
На досуговых мероприятиях использую презентации, видеофильмы,
как иллюстративный, анимационный фон мероприятий, презентации с различными
заданиями, презентации-викторины. На праздниках показываем слайд-шоу из
фотографий детей, видео-интервью детей (например, видеоинтервью
"Расскажи о маме").
Таким образом, использование средств
информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка
достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не
только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя. Анализируя опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что
использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у
детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не
только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как
известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то
эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к
дальнейшим открытиям.
Список литературы:
- Бакланова Т.И., Новикова Г.П. «Музыкальный мир», программа, методические рекомендации, содержание занятий с детьми 5-7 лет (Тропинки), издательство «Вентана – Граф», Москва 2008.
- Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] // Школьные технологии. 2013.
- Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии [Текст]. - М., 2014.
- Культурологическое образование детей дошкольного возраста: Методическое пособие. Вып.6: Мир игры: Игровые технологии формирования основ детских культур. Ульяновск, 2010.
Комментарии: