» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (70) 2023
Автор: Дербуков Евгений Геннадьевич, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Влияние прослушивания классической музыки на психоэмоциональное состояние студентов психологов
Дата публикации: 18.12.2022
ВЛИЯНИЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Дербуков ЕвгенийГеннадьевич
студент факультета психологии и
педагогики
Новокузнецкий институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
образования
Е.В. Дворцова
доцент кафедры ПиОП
КГПИ КемГУ, канд. психол. наук, доцент, г.
Новокузнецк
«Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк
Аннотация. В данной статье анализируется, как прослушивание
классической музыки
влияет на психоэмоциональное состояние у студентов. Данная тема всегда будет актуальной для
учащихся в вузах, а данные, полученные в ходе
эмпирического исследования, могут использоваться в обучении
студентов-психологов и работе педагогического коллектива вуза.
Ключевые слова: психоэмоциональные состояния,эмоции,
эмоциональная устойчивость,студенты-психологи, классическая музыка.
Искусство
существует в конкретных своих видах: литература, театр, графика, живопись,
музыка, архитектура, кино, фотография и т.д. Причина разделения искусства на
виды – многообразие типов общественной практики человека в сфере
художественного освоения мира, опирающегося на эстетическое многообразие
действительности. На основе всемирно-исторической практики возникло богатство
человеческого духа, развились эстетические чувства человека, его музыкальное
ухо, глаз, умеющий наслаждаться красотой.
Каждый
вид искусства специфически влияет на формирование человека. Социологические
исследования показывают, что в современной социокультурной ситуации музыка все
больше выдвигается на передний план в структуре художественных предпочтений
молодежи. Она «обгоняет» другие виды искусства по «объему» потребления, а также
непосредственно-чувственным особенностям воздействия.
Последние
тенденции современного общества таковы, что музыка является неотъемлемой частью
жизни человека во всех сферах деятельности. Музыка звучит в супермаркетах, в
маршрутках, кинотеатре, по телевидению, на улице, дискотеке, с различных
переносных устройств, учащиеся слушают музыку в наушниках на переменах.
Цель: исследование влияния прослушивания классической музыки на психоэмоциональное
состояние у
студентов-психологов.
Задачи исследования:
Проанализировать понятие психоэмоциональные
состояния в
научной литературе.
Изучить разработанность проблемы
влияния прослушивания классической музыки на психоэмоциональные состояния у
студентов-психологов.
Охарактеризовать этапы, методы и
методики, выборку исследования.
Разработать эксперимент по
исследованию влияния прослушивания классической музыки на психоэмоциональное
состояние у
студентов-психологов.
Провести первичную диагностику психоэмоционального
состояния у
студентов-психологов в экспериментальной и контрольной группах.
Провести эксперимент с
прослушиванием классической музыки с последующей повторной диагностикой в
экспериментальной и контрольной группах.
Проанализировать, каким образом
влияет прослушивание классической музыки на психоэмоциональное состояние у
студентов-психологов.
Практическая значимость работы заключается в том, что
результаты эмпирического исследования могут использоваться в обучении
студентов-психологов и работе педагогического коллектива вуза.
Эмоции − это особый класс субъективных психологических
состояний, отражающихся непосредственным переживанием, ощущением принятого и
непринятого, отношения человека к миру и людям, процессу и результатам его
практической деятельности. К классификациям и видам эмоций относятся: чувства,
настроения, аффекты, страсти и стрессы. Это так называемые «чистые эмоции», они
включены в психические процессы и состояния человека.
В психологическом словаре дается следующее
определение эмоций: «Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) − состояния,
связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и
выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения
или неудовлетворения его актуальных потребностей»[5].
В отечественной психологии длительное время эмоциональные
процессы человека исследовались значительно менее интенсивно, чем
познавательные процессы. В частности, Л.С. Выготский писал, что «у людей эмоция
изолируется от царства инстинктов и переносится в совершенно новую сферу
психического» [1]. Для нас это положение особенно важно, поскольку оно дает
основание считать, что эмоции развиваются и специфическим образом функционируют
благодаря условиям в структуре различной деятельности человека и общения в том
числе. Автор развивает диалектико-материалистический подход к психологическому
исследованию эмоций и чувств. Одним из основных вопросов психологии он считал
«вопрос о связи между интеллектом и аффектом». Именно в отрыве интеллектуальной
стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны видел Л.С.Выготский
один из основных пороков всей традиционной психологии.Отечественный ученый О.А.
Черникова выделяет эмоциональную устойчивость: а) относительную устойчивость
оптимального уровня интенсивности эмоциональных реакций; б) устойчивость
качественных особенностей эмоциональных состояний, т.е. стабильную направленность
эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих
задач [2].Психоэмоциональное состояние ученые определяют как совокупность
чувств и эмоций человека, основу его здоровья. Эмоциональные проявления в
реагировании на окружающий мир очень важны для человека, они помогают оценить
собственную жизнь, выделить неблагоприятные факторы, контролировать баланс
психической деятельности [3].Многообразие эмоциональных переживаний у
человека привели к необходимости их дифференцировать. Так немецкий философ И.
Кант по степени активности выделял два вида эмоциональных состояний:
стенические эмоции - переживания повышающие активность личности, и астенические
- переживания, снижающие активность личности. Еще Спиноза говорил, что эмоции «…увеличиваю
или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или
ограничивают ее». Действительно, в приподнятом настроении, дело спорится
быстрее, энергия переполняющая нас помогает справиться с большим объемом работы
и при многое все получается, «работа кипит и дело спорится». В плохом
настроении наоборот, ничего не хочется делать, возникает апатия, теряется
уверенность в своих силах, «все валится из рук».
Тем не менее, часто присутствует совмещение этих двух видов,
поэтому нельзя разделять их на положительные и отрицательные по тому какое
влияние они оказывают на организм, повышают или понижают его жизнедеятельность.
Эмоциональное состояние в разных условиях может быть стеническим и
астеническим. Так страх обычно способствует мобилизации всех ресурсов
организма, по прошествии времени наступает упадок сил. Неудовлетворенность
совершенными действиями, чувство вины сначала вызывают понижение активности, а
затем могут стимулировать рост активности, через стремление исправить
положение.
Значимость эмоций в жизни и деятельности организма
заключается в их функциях. В психологии выделяют ряд функций:
Отражательно - оценочная функция. Эта функция на
психологическом уровне наиболее важна, поскольку эмоции оценивают значимость
предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения своих потребностей.
Это система сигналов, дает знать субъекту о значимости событий происходящих в
данный момент, в прошлом и будущем.
Побудительная функция, после оценки происходящего, побуждает
к действию. Может быть мотивационной, стимулирующей. Явственным мотивом
поступков выступают чувства человека, целью которых является извлечение
наибольшей выгоды для субъекта, рассматривание ситуации с позиции удовольствия
- неудовольствия. Е. П. Ильин указывал, что «… вопрос о том, откуда в
побуждении берется заряд энергии, довольно сложен и дискуссионен. Исключать
присутствие в побуждении к действию энергии эмоций нельзя, но считать, что
эмоции сами по себе вызывают побуждение к действию, тоже вряд ли возможно» .
Различные эмоции возникающие у человека, служат для него
внутренним сигналом, который ориентирует и направляет последующие мысли и
действия. При этом субъект не всегда осознает истинные причины и тем не менее
остается уверенным в их основаниях.В структуре эмоциональных явлений можно
выделить три компонента: предмет, эмоциональное переживание и
потребность.Предметом возникновения эмоционального переживания становится любое
явление, событие. Примером этого могут быть: поступки других людей, природные
явления, собственные мысли и прочее. Предмет определяет эмоциональное
переживание и не всегда осознается.Эмоциональное переживание является
субъективной реакцией, которая возникает при столкновении человека с
эмоциональной ситуацией. Примером служат: радость, переживание, страх,
удивление, восторг и прочие. Эмоциональное переживание возникает непроизвольно
и не всегда осознается субъектом. Оно способно менять сознание и внутреннее
представление о мире например, восприятие, отношение, внимание, мышление,
воображение, память. Оказывает влияние на физиологические процессы всего
организма например, сердечно-сосудистые, дыхательные, пищеварительные.
Музыка традиционно считается одним
из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической активности человека.
При помощи своих выразительных средств она может моделировать основные
эмоциональные состояния – переживания. Музыке отводится значительное место в
области стимуляции психических процессов в разных видах трудовой и учебной
деятельности, поскольку она способствует снятию зрительного и слухового
утомления, гармонизации и резонансному поглощению производственных шумов,
созданию благоприятной атмосферы на рабочем месте и положительного настроя на
работу, обогащению внутреннего содержания однообразной и монотонной работы,
формированию и поддержанию оптимальных ритмов трудовых процессов.
Все это благоприятно сказывается на
повышении производительности труда, предотвращает негативные последствия
учебных и производственных стрессов, препятствует развитию переутомления,
облегчает формирование навыков саморегуляции [4].
Для проверки гипотезы о том, что
прослушивание классической музыки влияет на психоэмоциональное состояние студентов-психологов было проведено
изучение уровня эмоционального состояния у испытуемых при помощи методик САН
(В. А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников),«Оценка настроения» (А. Карелин) и оценки психической активации,
интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Л.А. Курганский и
Т.А. Немчин).
Исследование показало, что показатели в экспериментальной группе на
констатирующем и контрольном этапах исследования статистически значимы и
позволяют сделать вывод о том, что гипотеза была подтверждена – прослушивание
классической музыки благоприятно влияет на психоэмоциональное состояниестудентов-психологов.
Рекомендации
Студентам-психологам важно понимать,
что поддержание оптимального уровня психоэмоционального состояния может
способствовать их активности, как умственной, так и физической.
Для повышения психоэмоционального состояния
следует:
1. Прослушивать музыку спокойного
характера (в обычное время, а также в ситуациях повышенного стресса)
2. Стараться следить за своим ритмом
жизни
3. Осознанно подходить ко всем своим
задачам, как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни, дабы
нивелировать форс-мажорные ситуации и стрессовые состояния как следствие таких
ситуации.
4. Использовать технику «5 шагов». Суть
техники в том, чтобы последовательно в письменном виде ответить себе на
определенные вопросы, описать свое состояние и переживания.
1) Осознай свои эмоции, с которыми
столкнулся в конфликте;
2) Осознай свои мысли по отношению к
себе и к другим сторонам;
3) Осознай потребности и интересы,
которые были затронуты в конфликтном вопросе;
4) Осознай все негативные стороны
проблемы;
5) Осознай все позитивные стороны.
Ответы на все эти вопросы помогут
конструктивно взглянуть на ситуацию и уравновесить свое эмоциональное состояние.
Список литературы:
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. [Текст]. Л.Д. Столяренко. М., 2007. – 436 с.
- Великова, С. А. Влияние уровня тревожности на успеваемость студентов вуза / С. А. Великова // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 2(87). – С. 191-194.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология [Текст]. ЛВ.Н. Дружинин. М., 2009. – 248 с.
- Барканова, О. В Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с.
- Макарова И.В. Психология [Текст]. И.В. Макарова. М., 2004г. – 234 с.
Комментарии: