» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (73) 2023
Автор: Давыденко Ирина Федоровна, Болтенкова Ирина Валерьевна, Воспитатели
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе
Дата публикации: 15.03.2023
УДК. 37.034
ВЛИЯНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ
Давыденко Ирина
Федоровна,
Болтенкова Ирина Валерьевна
воспитатели
ОГАНОУ « Академия спорта», г. Шебекино
Аннотация. В
статье представлен опыт работы по формированию дружеских отношений в коллективе
воспитанников ОГАНОУ «Академия спорта». Авторы рассматривают методы сплочения
детского коллектива, способы влияния духовно-нравственного воспитания на
формирование дружеских отношений в коллективе, анализируют проблему
воспитания в условиях современной школы.
Ключевые
слова: Духовность,
нравственность, воспитательный
идеал, общество, коллектив,
взаимоотношения, современная школа, личность ребенка, психологический климат.
«Без глубокого духовного и
нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего, чем
человек есть человек»
В. Белинский
«Вопрос воспитания детей всегда актуален, ибо без этого
невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и
духовно-нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В
конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого
и как мы воспитаем сегодня…» В.В. Путин.
Духовно-нравственное воспитание детей является первостепенной задачей современной
образовательной системы и представляет собой важный компонент социального
заказа для образования. В рамках ФГОС приоритет в школе отдан
духовно-нравственному развитию и воспитанию, которому уделяется большое
внимание, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Актуальность
проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя
положениями:
• Во-первых, наше общество нуждается в подготовке
широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями,
но и прекрасными чертами личности.
• Во-вторых, в современном мире ребенок
живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников
сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера,
которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства детей, на еще
только формирующуюся сферу нравственности.
• В-третьих, само по себе образование не гарантирует
высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество
личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим
людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
• В-четвертых,
вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют
ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают
представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка
для окружающих людей.
Школа - единственный социальный институт, через
который проходят все граждане России. Именно
поэтому методологической основой разработки и реализации федерального
государственного образовательного стандарта общего образования является
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Она определяет характер
современного национального воспитательного идеала.
Современный национальный воспитательный идеал - это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
Основным
содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются
базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных
традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает
человеку противостоять разрушительным влияниям.
Задача
педагогического коллектива сегодня заключается не только в том, чтобы вооружить
глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у детей духовно-нравственные
качества, приобщить к нравственным и духовным ценностям, воспитывать
патриотизм, развивать творческое мышление, познавательную активность, умение
самостоятельно пользоваться различными источниками информации, ориентироваться
в событиях сегодняшнего дня.
Продуманное планирование обеспечивает чёткую организацию, намечает перспективы
работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Воспитание
должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных
и физических сил и способностей, вести каждого к новому мироощущению,
мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве
приоритетных в жизни.
В основе
духовно-нравственного воспитания лежат понятия о добре, зле, ответственности,
милосердии, взаимопомощи, любви, долге, чести, достоинстве. Так как мы работаем над созданием детского
коллектива, то за основу духовно -нравственного
воспитания берем понятие «дружба».
Главной задачей считаем целенаправленное изучение
каждого воспитанника, умение чувствовать состояние ребенка, вести доверительный
диалог с ним. Чтобы процесс воспитания
проходил успешно и безболезненно, должна быть создана такая атмосфера, где
ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье. Нужно приложить все усилия,
чтобы ученик, перешагивая порог школы, почувствовал, что здесь его ждут. В
создании такой атмосферы нам, как воспитателям отводится главная роль.
Основными
условиями воспитания дружеских отношений в коллективе являются:
- создание
эмоционально-положительного климата;
- моделирование
педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к
окружающим.
В
процессе различной деятельности ребята приучаются к самостоятельной работе, для
успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями
других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания
со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Дети
могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения
новых знаний, побед, огорчения от неудач, ошибок. Так зарождаются дружеские
отношения.
Но сплоченность должна формироваться лишь в связи с развитием
активности каждого члена коллектива. Поэтому в делах группы в той или иной мере
принимают участие все воспитанники, независимо от их индивидуальных
особенностей.
Одним из
важнейших принципов современной системы воспитания является опора на
инициативу и творчество детей. Этот принцип реализуется в форме ученического
самоуправления. Самоуправление играет важную роль в формировании
нравственных качеств личности. Если
воспитанник чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а
не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее захватывают
его, приобретают личностный смысл, становятся убеждениями.
Большое значение в жизни
детского коллектива имеют традиции, которые начинают формироваться в школе. Желание педагога
развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей
работе приводит к тому, что под влиянием традиций у детей формируются
положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим
людям, самому себе. Организация интересных практических дел создает основу для накопления положительных
традиций в группе, что в свою очередь способствует обогащению жизни коллектива
и его развитию.
Традиционным
для ребят группы является участие в школьных и командных делах, где могут
раскрыться и тихие, и застенчивые, и подвижные ребята.
Систематически
проводятся мероприятия, посвящённые тематическим датам и календарным
праздникам. Подготовка конкретного дела объединяет всех в достижении цели.
Невозможно не отметить традиционные КТД:
«День знаний», «Посвящение в спортсмены», «День отца», «День Матери», «Новый
год», «8 Марта» и т. д.
Включение детей в определенный вид
деятельности всегда имеет конкретную цель. Ведущей воспитательной задачей является -
формировать личность, способную к самореализации, стремящуюся к самопознанию и
саморазвитию, здоровую духом и телом. И, как следствие - формирование
крепкого, дружного коллектива.
Средствами
реализации этой задачи могут стать:
- праздники,
коллективные творческие дела;
- часы
общения, диспуты;
- создание
видеороликов и презентаций;
- участие
в соревнованиях, конкурсах, акциях, рейдах;
- экскурсии,
коллективные поездки, встречи с интересными людьми и т. д.
Патриотическое воспитание является частью
духовного воспитания. В данном направлении мы проводим знакомство
с календарными православными и народными праздниками, экскурсии, конкурсы, тематические
мероприятия, посвященные «Дню Победы», «Дню Защитника Отечества», встречи с
ветеранами локальных войн, акции.
Классный час. Это наиболее распространённая форма
организации воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает
форма свободного общения воспитанников с
педагогом. Классный час - это не обычное воспитательное мероприятие. К нему
надо готовиться так, чтобы он запоминался детям, оставлял след в их сознании,
влиял на их поведение.
Тематика классных часов соответствует возрасту ребят, уровню их
воспитанности. Для формирования отношений между детьми, воспитания у них
нравственных качеств, проводились часы
общения на темы: «Как научиться жить в мире людей?», «Умейте дружбой дорожить», «У
воспитанных ребят все дела идут на лад!», «Мир твоих увлечений!», «Все мы
разные, но все мы заслуживаем счастья!», «Мудрые заповеди предков», «На кого я
хочу быть похожим?» и др.
Осуществляется
работа по безопасности жизнедеятельности и пропаганде здорового образа
жизни. Основная роль здесь отведена
информационным часам. Тематика их разнообразна: «Путь к доброму здоровью. Роль
режима в ЗОЖ», «Правила поведения в
академии», «Предупрежден - значит
вооружен!», «Как вести себя в
чрезвычайных ситуациях» и др. Систематически
знакомим детей с памятками из цикла «Как
бороться с вредными привычками», проводим
тематические беседы по теме « Воспитай себя сам», «Как воспитать у себя
хорошие привычки?» и др.
Большую
роль на формирование отношения детей оказывает игра. Играя, дети приучаются считаться друг с другом,
стремятся подчинять свои действия общему замыслу игры. В игре формируются
моральные качества, чувство товарищества и дружбы, умение справедливо разрешать
спорные вопросы.
Задача воспитания трудолюбия - одна из важнейших в системе
формирования личности. Уже в школьном возрасте необходимо формировать понятие о
труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и
становления личности. Если ребенок занят
трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен,
он надёжный помощник в семье. Серьёзное влияние на формирование поведения
оказывает выполнение различных общественных поручений. Они тесно связаны с
организационной деятельностью. У каждого воспитанника есть своё поручение в
группе. Совместный
труд способствует формированию дружеских
отношений, учит детей договариваться между собой, оказывать посильную помощь
друг другу, добиваться поставленной цели, радоваться конечному результату и ощущать себя частью коллектива. Ребята
с удовольствием выполняют разовые поручения, откликаются на просьбы, а мы всегда стараемся похвалить и отметить желание
помочь.
В своей деятельности используем методы
стимулирования воспитанников. Поощрение, как один из методов, применяется в
различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных
прав, награждение. Считаем, что методы стимулирования помогают человеку
формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует
осознанию им своих потребностей.
Беседы. В воспитательной деятельности большое
место занимают этические беседы. Ежедневно проводятся беседы о трудолюбии,
бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости,
скромности, непримиримости к равнодушию и лжи. Тема беседы зависит от возникшей
в группе определенной проблемы. В процессе бесед вырабатывается оценочное
отношение к своему поведению и поведению других людей. Жизнь дает не только положительные, но и
отрицательные примеры. Вовремя, к месту приведенный негативный пример помогает
удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. Главное назначение беседы - помочь воспитанникам разобраться в
сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию,
помочь каждому осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить
воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.
Первую школу человеческого общения ребенок проходит в
семье. Семья - это особый коллектив, играющий в воспитании основную,
долговременную и важнейшую роль. Там он приобретает первоначальный опыт
отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы
нравственности, обогащает интеллект.
Однако для полноценной социализации личности растущему
человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как
внутри семьи, так и за ее пределами. Детское общество - одно из необходимых
условий всестороннего развития ребенка.
Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, в том
числе и в тех, которые возникают в результате сотрудничества самих детей. Любая
деятельность - игра, спорт, труд – наполняются для него особым содержанием при
условии, что у него есть партнер, разделяющий его начинания и замыслы. И здесь
ценно то, что дети самостоятельно
решают, во что и как играть, чем заниматься, планируют ход действий,
прикидывают, как поступить в спорных случаях.
При
регулярном проведении традиционных форм
и методов работы у воспитанников
формируется привычка обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя, умение
вести групповой диалог, аргументировано
высказывать и отстаивать свое мнение. В ходе подготовки и
проведении различных мероприятий дети
обсуждают, рисуют, мастерят, сочиняют, изображают, что формирует нравственные
понятия и дружеские отношения в коллективе.
Данные
психологической диагностики воспитанников показывают положительную динамику
межличностных взаимоотношений в коллективе. Наблюдаются такие изменения, как
упорядоченность жизнедеятельности
группы, общий положительный психологический климат, рост уровня воспитанности.
Эти перемены замечают и родители. В результате с их стороны проявляется
взаимопонимание, сотрудничество, помощь и поддержка.
В
ходе работы по сплочению детского коллектива и формированию дружеских отношений
можно констатировать следующие результаты:
- Повышение уровня воспитанности, сплочённости, умение совместно работать в команде, поддерживая и помогая друг другу.
- Развитие навыков контроля, самоконтроля.
- Формирование адекватной самооценки себя, своих поступков.
- Положительная динамика по формированию у детей единства действий при совместной работе.
- Развитие умений устанавливать дружеские контакты с одноклассниками и ребятами из других групп.
Формирование нравственных понятий очень сложный и
длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной
работы по совершенствованию чувств и
сознания детей.
Педагогический смысл работы по нравственному
становлению личности ребенка состоит в
том, чтобы помогать продвигаться от
элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется
самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Но главный результат, на который очень хотелось бы
надеяться, заключается в совместной деятельности семьи, школы и окружающего
социума, направленной на усвоение ребенком вечных ценностей: любовь к Отечеству
и необходимость защищать его, милосердие, добро, потребность в добрых делах.
Ведь от воспитания детей напрямую зависит судьба нашей страны.
Список литературы:
- Артюхова И.С. Ценности и воспитание Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
- Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
- Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. - 2007. - N 3. - с.35-40
- Селевко Г.К., Селевко А.Г., Социально-воспитательные технологии. М.:Народное образование, 2002.
- Шакирова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 1984, №2.
Комментарии: