» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (73) 2023
Автор: Павлова Анастасия Юрьевна, студентка 4 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Правовые особенности пользования землями обороны и безопасности в разрезе соблюдения концепции национальной безопасности
Дата публикации: 12.04.2023
УДК
349.414
ПРАВОВЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЯМИ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ В РАЗРЕЗЕ СОБЛЮДЕНИЯ
КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Павлова
Анастасия Юрьевна
студентка 4 курса
Оренбургский институт
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Московский государственный юридический университет имени
О.Е.Кутафина (МГЮА)», г. Оренбург
Аннотация. В данной
статье рассматривается правовое регулирование земель обороны и безопасности,
поскольку данная сфера регулируется не только Конституцией Российской Федерации
и федеральными законами, но и подзаконными нормативными актами. Также изучаются
особенности пользования данными видами земель, основа которых заложена
Земельным Кодексом Российской Федерации. Обособленные земельные участки
обороны и безопасности предоставляются при
определенных условиях, среди которых неиспользование этих земель для данных
нужд, прохождение государственного кадастрового учета и в целом
предоставление только на праве аренды. Одной из особенностей выделяется цель
использования земель, так как законодательство устанавливает ограниченный
перечень целей. Рассматривается разграничение земель обороны и безопасности от
земель, которые в силу определенных обстоятельств используются для проведения
военных или каких-либо других учений, связанных с поддержанием
обороноспособности страны.
Ключевые слова: земли обороны
и безопасности, земельный участок, Российская Федерация, национальная
безопасность.
Вопрос использования земель, которые Конституцией Российской Федерации определены как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в интересах обороны и безопасности, изучается на общегосударственном масштабе данного вида землепользования, направленного на выполнение таких важнейших функций, как обеспечение обороны страны и безопасности государства согласно концепции национальной безопасности.
Для того чтобы рассматривать
особенности правового режима земель обороны и безопасности, необходимо, прежде
всего, выявить определение понятия «земли обороны и безопасности». Легальное
определение содержится в Земельном Кодексе Российской Федерации от 25.10.2001 №
136-ФЗ, а именно в статье 93:
Землями обороны и безопасности
признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения
деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих
функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории
Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской
Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых
административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у
участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим
Кодексом, федеральными законами [7].
Однако стоит отметить, что правовой
режим земель обороны и безопасности регулируется не только Земельным Кодексом
Российской Федерации, но и некоторыми другими нормативно-правовыми актами: Федеральный
закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 27.05.1996 №
57-ФЗ «О государственной охране», Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Φ3
«О безопасности», а также Законом Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730–1
«О Государственной границе Российской Федерации» и многие другие.
Также нужно обратить внимание,
что земельное законодательство, согласно пункту «к» статьи 72 Конституции
Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации [2]. Однако правовое регулирование земель
обороны и безопасности должно преимущественно производиться на федеральном
уровне, так как земли обороны и безопасности находятся в федеральной
собственности, согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона «Об обороне».
Ранее существовало множество правовых коллизий и пробелов, связанных с правовым
управлением землями обороны и безопасности. Данные проблемы были ликвидированы
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 «О некоторых мерах по управлению
федеральным имуществом», которое закрепило полномочия по правовому
регулированию таких земель. Несомненно, это решило определенный ряд проблем и
поспособствовало более эффективному управлению. Однако, в связи с этим,
образовалась еще одна проблема — надзор за землями обороны и безопасности.
Именно поэтому необходимо рассмотреть проблемы, связанные с земельным надзором,
так как они связанны тесно с обеспечением национальной безопасности. Органы,
уполномоченные осуществлять государственный земельный надзор, являются
универсальными в отношении всех категорий земель без всякого исключения, что
закреплено в пунктах Положения «О федеральном государственном земельном
контроле (надзоре)» [5]. Чтобы данный надзор осуществлялся должным
образом, должностные лица этих органов обязаны посещать территории земель
обороны и безопасности. Однако, здесь существует проблема допуска к таким
участкам, так как они защищаются государственной тайной. Это вызывает ряд
проблем в должном осуществлении своих полномочий органами надзора. Исходя из
этого, имеется необходимость в специальном органе, входящего под ведомство
Министерства Обороны Российской Федерации. В науке существует точка зрения,
согласно которой полномочия по надзору за землями обороны и безопасности
необходимо предоставить органам Военной Прокуратуры, так как данный орган тесно
связан с государственной тайной, военной инфраструктурой и т.д.
В рамках целевого назначения
земель обороны и безопасности, законодатель конкретизирует предоставление и
использование земельных участков из состава данных земель. Основная цель земель
обороны и безопасности — обеспечение обороны страны.
В науке также учёные
высказываются о важной роли, цели земель обороны и безопасности. Так В.В.
Красинский отмечает, что «несмотря на продолжающееся сокращение Вооруженных Сил
и иных воинских формирований Российской Федерации, передачу движимого и
недвижимого военного имущества органам местного самоуправления и отдельным
хозяйствующим субъектам, демилитаризацию экономики, земли обороны и
безопасности продолжают играть важную роль в функционировании
оборонно-промышленного комплекса, в системе национальной безопасности
Российской Федерации, в обеспечении режима защиты государственной тайны» [3].
Основу правового режима земель,
помимо требований по их использованию и охране, составляет положение статьи 27
Земельного Кодекса Российской Федерации, в которой закреплено, что практически
все земли обороны и безопасности либо изъяты из оборота, либо ограничены в
обороте, в зависимости от статуса объектов, расположенных на данных землях.
Согласно данной статье, земли обороны и безопасности законодатель разделяет на
изъятые из оборота и ограниченные в обороте. Те земельные участки, которые не
отнесены земельным законодательством к изъятым из оборота, считаются
ограниченными в обороте, что непосредственно определяет возможность
предоставления данных земельных участков из их состава на иных правах
конкретным субъектам для определенных целей [7].
В целом стоит
сказать, что отношения в сфере землепользования в интересах обороны и
безопасности подвергаются императивному и диспозитивному способам воздействия
соответствующих норм права. Так, авторитарный метод выражается в обязательном
исполнении административного акта, лежащего в основе любых действий в отношении
землепользования в интересах обороны и безопасности (например, закреплению
земельных участков за определенным субъектом в Минобороны России всегда
осуществляется на основании приказа Министра обороны Российской Федерации).
Метод автономии, к примеру, заключается в заключении договора на выполнение
услуг по оформлению прав на земельные участки, заключаемого по результатам
проведенных торгов [6].
Постановления Правительства
Российской Федерации и некоторые специальные федеральные законы конкретизируют
порядок использования ограниченных в обороте земель обороны и безопасности. В
связи с этим обратимся к одному из таких специальных нормативных правовых
актов, а именно к Постановлению Правительства РФ от 31.03.2006 № 176 «Об
утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных
для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование
юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и
иного использования». Данный нормативный правовой акт закрепляет условия
передачи земель, которые предоставляются для нужд обороны и безопасности,
которые временно не используются для указанных нужд [4].
Обособленные земельные участки
обороны и безопасности, которые прошли государственный кадастровый учет,
предоставляются только на праве аренды. Важно упомянуть, что земельные участки,
изъятые из оборота, за исключением случаев, установленных федеральными
законами, не могут передаваться в аренду.
Федеральные органы
исполнительной власти, в которых предусматривается военная служба (Министерство
обороны России, Министерство внутренних дел России и т. д.) формируют из земель
обороны и безопасности, которые временно не используются ими, перечни земельных
участков, которые могут быть сданы в аренду или безвозмездное пользование.
Данные перечни закрепляют в себе сведения о площади земельных участков, об их
местоположении, предполагаемых правах на них и разрешенном использовании
земельных участков, включая возможные ограничения использования земельных
участков.
Но абсолютно единое положение
всех земель обороны и безопасности, на данный момент, вызывает некоторые
изменения в области пользования такими землями частными лицами. В пример можно
привести то, что с учетом правил передачи отдельных земельных участков из
земель, которые были предоставлены для нужд обороны и безопасности, Земельным
Кодексом РФ, в безвозмездное пользование юридическим лицам и физическим лицам,
для нужд сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного пользования. В
настоящее время допускается использование таких земель только в целях охоты.
Несомненно, поправки в Земельный Кодекс РФ уполномочили органы местного
самоуправления и субъекта РФ принимать меры, необходимые для предоставления
земельных участков в целях удовлетворения личных потребностей граждан, развития
огородничества и садоводства и т. д. Здесь выявляется следующая проблема:
только Министерство Обороны РФ может давать необходимое разрешение на
пользования землями обороны и безопасности. Отсюда можно сделать вывод, что
необходимый механизм, для реализации такого процесса, в настоящее время
отсутствует. Законодателю следует изобрести такой механизм, сделать его
легкореализуемым и предоставить соответствующие возможности гражданам.
Разграничение на виды прав на
земельные участки из состава земель обороны и безопасности зависит от целей
использования данных земельных участков. Так, в целях обеспечения защиты и
охраны Государственной границы РФ земельные полосы или участки для обустройства
и содержания инженерно-технических заграждений и сооружений, а так же
пограничные знаки, пограничные просеки, коммуникации, пункты пропуска через
Государственную границу РФ и другие объекты отводятся в постоянное (бессрочное)
пользование. Размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и
охраны Государственной границы РФ, порядок их использования, включая
особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, Нормы отвода
земельных полос, определяются законодательством Российской Федерации, прежде
всего Законом РФ от 01.04.1993 № 4730–1 «О Государственной границе РФ». Действительно,
нормативно-правовым актом устанавливается, что пограничным органам выделяется в
бессрочное (постоянное) пользование земельная полоса шириной до 5 км, которая
проходит конкретно вдоль Государственной границы РФ на суше, а при надобности —
по берегу российской части вод пограничной реки или иного водоема, в
соответствии с установленными нормами [1].
Земельные участки, которые
находятся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, а так
же в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных сил РФ,
других войск и формирований, но только в строгом соответствии законодательству
Российской Федерации. В Земельном Кодексе закрепляются обстоятельства, в силу
которых может производиться изъятие земельных участков для государственных или
муниципальных нужд.
Но также не стоит забывать о
разграничении земель обороны и безопасности от земель, которые в силу
определенных обстоятельств используются для проведения военных или каких-либо
других учений, связанных с поддержанием обороноспособности страны. Следует
обозначить, что изъятие земельных участков у собственников, землевладельцев,
землепользователей или арендаторов, которые используются для нужд обороны и
безопасности, не производится. В данном случае, пользование этими землями происходит
в особом порядке, установленным для проведения изыскательских работ, а также
для зон с особыми условиями использования.
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что существует большое количество правовых особенностей
пользования землями обороны и безопасности в разрезе соблюдения концепции
национальной безопасности, однако помимо данных особенностей существуют и
определенные проблемы в законодательстве данного вопроса. Поскольку пробелы в
законах и подзаконных актах, правовые коллизии, а также отсутствие
правильной дифференциации подкатегории земель, с подходящим подбором особых
режимов землепользования для каждой из них.
Список литературы:
- Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 № 4730-I // Российская газета. - 04.05.1993 г.
- Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Красинский В.В. Правовой режим земель обороны и безопасности // Военно-юридический журнал. 2007. № 7. С. 19–29.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования» от 31.03.2006 № 176 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006 г. - № 15. - Ст. 1613.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)» от 30.06.2021 № 1081 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021 г. - № 28. - Ст. 5511.
- Суров А.Ф., Шестерюк А.С. Правовые проблемы регулирования охраны и использования земель обороны и безопасности // Экологическое право. 2006. № 5.
- Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001 г. - № 44 . - Ст. 4147.
Комментарии: