» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 2017
Автор: Плахута Инна Юрьевна, магистр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Деятельность юридических лиц:практика применения новых положений ГК РФ
УДК 347.191
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: ПРАКТИКА
ПРИМЕНЕНИЯ
НОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГК РФ
Плахута Инна Юрьевна
магистр, кафедра гражданско-правовых
дисциплин,
Московский
финансово-юридический университет (МФЮА), г.Москва
Аннотация. В статье
рассматриваются наиболее значимые изменения, вносимые в законодательство,
регулирующее деятельность юридических лиц, а именно обществ с ограниченной
ответственностью, значение этих изменений.
Ключевые
слова: общество с ограниченной ответственностью, законодательство,
федеральный закон.
На сегодняшний день законодательство Российской Федерации
активно изменяется, дополняется и совершенствуется. Разумеется, вносимые
изменения не могут обойти стороной и такую масштабную по своей значимости в
жизни государства и граждан отрасль права как гражданское право. В частности,
изменения происходят и в нормах, регулирующих отдельные виды
предпринимательской деятельности граждан в качестве юридических лиц.
В связи с вышеизложенным,
изучение изменений законодательства в сфере регулирования деятельности
юридических лиц является актуальным, как для граждан - учредителей и участников
юридических лиц, так и для юристов-исследователей.
Основными нормативно-правовыми актами, которые содержат
нормы, регулирующие деятельность юридических лиц являются Гражданский кодекс
Российской Федерации , Федеральный закон «Об обществах
с ограниченной ответственностью» от 08. 02. 1998 № 14-ФЗ, Федеральный закон «Об
акционерных обществах» от 26. 12. 1995 г. № 208-ФЗ, Федеральный закон «О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
от 08. 08. 2001 г. № 129-ФЗ. В «Основах законодательства Российской Федерации о
нотариате» также содержатся нормы, регулирующие деятельность юридических лиц.
Данные законы определяют понятие «юридическое лицо», устанавливают нормы,
регламентирующие порядок создания, функционирования и ликвидации юридических
лиц. В настоящей статье будут рассмотрены нормативно-правовые акты, вносящие
изменения в вышеуказанные законы.
В марте и июне 2015 года были опубликованы два федеральных
закона №67-ФЗ и 209-ФЗ, которые внесли значительные изменения в указанные выше
федеральные законы, также в июле 2016 года вышел ФЗ № 360-ФЗ, который также
внёс изменения в нормативно- правовые акты, затрагивающие деятельность
юридических лиц.
Нормы ст. 3 ФЗ № 67-ФЗ, вступившие в силу с 01 января 2016
года, обязывают участников общества с ограниченной ответственностью заверять
сделки, касающиеся продажи доли, оферты о продаже доли обществу или его участникам,
договор залога доли, выход участника из общества, увеличение размера уставного
капитала. Также нотариус может подавать документы для регистрации общества в
регистрирующий орган с помощью единого портала государственных и муниципальных
услуг [1, ст. 3; 5, ч. 1 ст. 9]. Однако, насколько это
будет выгодно для учредителя общества, ведь услуги нотариуса не бесплатны.
Также встает вопрос о загруженности работы нотариусов, ведь
помимо подачи документов о регистрации ЮЛ у нотариуса есть и другие обязанности.
Помимо наделения нотариусов
полномочиями по заверению сделок, совершаемых ООО, подпункт «в» пункта 6 статьи
4 ФЗ №67-ФЗ от 30. 03. 2015 г. гласит: «проверка достоверности сведений,
включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц,
проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений
в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений
заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации
изменений устава юридического лица или предстоящего
включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц» [1]. Таким
образом, законодатель наделяет регистрирующий орган правом проверять подаваемую
для регистрации юридического лица информацию, хотя ранее таких полномочий ИФНС
не имела [6]. Также данная норма вводит ответственность для должностных лиц за
предоставление заведомо ложных сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также за повторное
непредставление или за представление недостоверных сведений в виде
дисквалификации на срок от одного года до трёх лет. Для однократного
непредставления или представления недостоверных сведений установлена
ответственность в виде штрафа от пяти до десяти тысяч рублей, а также
увеличивает сроки давности привлечения к административной ответственности за
нарушение законодательства о государственной регистрации [1, пп. 4, 5 ст. 5].
В июне 2015 года был опубликован новый ряд поправок и
изменений, вошедших в ФЗ № 209-ФЗ от 29. 06. 2015 г. и касающихся уставов, на
основании которых действуют общества с ограниченной ответственностью. В данном
ФЗ законе речь идёт о типовом уставе, который будет разрабатываться и
утверждаться уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти, а
регистрирующий орган будет размещать такой устав на своем официальном сайте [2,
п. «б» ч. 2 ст. 1 ; п. «а» ч. 3 ст. 2]. Введение
типового устава не исключает возможность создания и утверждения собственного
«уникального» устава общества, а является альтернативой ему. Типовой устав не
будет содержать информацию о наименовании, юридическом адресе и размере
уставного капитала и размере долей в нём создаваемого юридического лица, эти
данные будут внесены в ЕГРЮЛ при регистрации, если в регистрирующий орган будет
заявлено о намерении общества действовать на основе типового устава. Данное нововведение
несколько упрощает и удешевляет процедуру регистрации ООО,
т.к. при создании «нетипового» устава в некоторых случаях может потребоваться
помощь со стороны юристов, а это дополнительные расходы. Также типовой устав не
нужно подавать в регистрирующий орган на бумажном носителе. Однако, следует отметить, что на практике осуществление
деятельности на основе типового устава может подойти не для каждого общества.
Также в июле 2016 года вышел очередной федеральный закон,
вносящий изменения в отдельные законодательные акты РФ. Так
пункт 13 ст. 1 ФЗ № 360-ФЗ от 03. 07. 2016 г. дополняет Основы законодательства
РФ о нотариате от 11 февраля 1993 года N
4462-1 новой главой XX. 4 «Внесение сведений в реестр списков участников
обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы
нотариата», которая вступила в законную силу с 01 июля 2017 года [3].
Данной главой вносится право ООО передать ведение и
хранение списка участников ООО нотариусу. За совершением такового нотариального
действия смогут обратиться единоличный исполнительный орган ООО или иной орган
в соответствии с Уставом, уполномоченный вести список участников общества, а
также сам участник ООО. Стоит отметить, что обязанность
ведения списка участников общества с указанием сведений о каждом участнике
общества, размере его доли в уставном капитале общества и её оплате, а также о
размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или
приобретения обществом была введена ФЗ от 30. 12. 2008 года № 312-ФЗ,
вступившей в законную силу с 01 июля 2009 года [5, Гл. III.1]. В случае, если обществом
будет передано право на ведение и хранение списка участников ООО нотариусу, то
лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества,
будет обязано сообщать нотариусу обо всех изменениях, касающихся сведений,
содержащихся в списке участников ООО (сведения об участников общества и
принадлежащих им долях в уставном капитале и др.). Однако,
ФЗ № 360-ФЗ не содержит сведений об ответственности, предусмотренной в случае
несвоевременного предоставления или непредставления сведений об изменениях в
списке участников ООО, к тому же следует подчеркнуть, что право передать
ведение списка участников ООО является всё же правом, а не обязанностью
общества. Стоит предположить, что, возможно, в скором времени будут внесены
новые поправки, которые будут касаться ведения списка участников ООО
нотариусами и уже тогда право передачи обществом списка станет обязанностью и
будут предусмотрены определённые санкции за непредставление списка и сведений
об изменениях в список участников ООО.
В заключение следует отметить, что, разумеется, большинство
изменений вносится в действующее законодательство с целью устранения
существующих пробелов и предотвращения правонарушений в соответствующей области
правоотношений, однако некоторые из них могут сделать некоторые процедуры более
затруднительными, дорогостоящими и продолжительными. К тому же не все
изменения, вводимые в законодательство, воплощаются в жизни, как, например,
введение типовых уставов. Тем не менее, стоит надеяться, что изменения скажутся
благоприятно на деятельности обществ с ограниченной ответственностью и
последующие изменения в законодательство скажутся на их деятельности не менее
благоприятно.
Список литературы:
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 30. 03. 2015 г. № 67-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.consultant.ru/;
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» от 29. 06. 2015 г. №209-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.consultant.ru/;
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03. 07. 2016 г. № 360-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.consultant.ru/;
- Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08. 08. 2001 г. № 129-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.consultant.ru/;
- Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08. 02. 1998 г. № 14-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.consultant.ru/;
- Письмо ФНС РФ от 05. 05. 2010 г. № МН-20-6/622 «Об осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.consultant.ru/.
Комментарии: