» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (75) 2023
Автор: Дидык Анна Константиновна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации в инновационно-образовательной среде
Дата публикации: 18.05.2023
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В
ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Мустафаева Лилия Февзиевна
доцент кафедры
«Дошкольного образования и педагогики»
Дидык Анна Константиновна
студент
ГБОУ ВО РК «Крымский
инженерно-педагогический университет имени Февзи
Якубова»,
г. Симферополь Республика Крым
Аннотация.
В
данной статье раскрываются вопросы формирования основ профессиональной
успешности педагогов дошкольной образовательной организации в инновационно-образовательной среде. Рассмотрены основные
понятия темы исследования.Разработана
и теоретически обоснована модель формирования профессиональной успешности
педагогов в условиях инновационно-образовательной среды,
инновационно-образовательная среда.
Ключевые
слова: профессиональная успешность, инновационная деятельность,
педагоги, модель.
В
концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
заложена инновационная стратегия развития страны, что обуславливает
необходимость модернизации системы профессионального образования, формирование
в ней инновационно-образовательной среды, способной
воспроизводить для отраслей экономики высококвалифицированные кадры,
инновационную продукцию и интеллектуальную собственность. Применительно к
процессу профессионального образования инновация означает введение нового в
содержании, формах, методах, технологиях, средствах обучения.
В
социальной жизни нашей страны особую значимость приобретает уровень развития
системы образования, определяющий социально-экономическую успешность общества.
В основных направлениях модернизации российской системы образования заложено
понятие «успешность», критерием которого является формирование здоровой,
социально устойчивой и одновременно мобильной личности учащегося, способной
вырабатывать собственную стратегию в изменяющихся обстоятельствах жизни. Такую
личность может формировать только успешный педагог с развитой способностью к
саморегулированию в педагогической деятельности, постоянному саморазвитию,
самосовершенствованию, с высоким уровнем творческого потенциала.
Профессиональная
успешность педагога в Российской Федерации базируется на таких
законодательно-нормативных положениях, изложенных в Федеральных Законах
Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации», «О высшем образовании».
В частности, в соответствии с Государственной программой Российской Федерации
«Развитие образования» одной из проблем являются медленные темпы внедрения гуманизации инноваций и информационно-коммуникационных
технологий в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений. Динамика
развития компьютерных информационных систем образования делает актуальным
смещение акцентов исследовательской деятельности в область работ, связанных с
легкостью восприятия информации для пользователя. В связи с этим, важным
условием формирования профессиональной успешности педагогов дошкольной
образовательной организации является использование современных мультимедийных
технологических средств обучения[1; 6].
Понятие
«профессиональная успешность педагога» используется учеными, педагогами,
работниками системы управления образованием при оценке результатов и качества
образовательного процесса. Приоритетной задачей педагогической науки становится
выявление закономерностей формирования профессиональной успешности педагога дошкольной
образовательной организации, установление условий и причин, их обеспечивающих
[4].
Обоснование
термина «профессиональная успешность» представлено в исследованиях М.Р. Битиновой, В.Д. Веблера, С.А. Дружилова, Е.В. Ерофеевой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой,
Г.И. Михалевской, Л.Р. Симеон
как сложное многомерное образование с совокупностью психолого-педагогических
особенностей педагога, необходимых для достижения продуктивности в
педагогической деятельности; как динамическое развитие профессионально важных
качеств личности (Э.Ф. Зеер, Л.Н. Лазаренко, Л.И.
Новиков, А.В. Петровский); как интегральное состояние специалиста, отражающее
высокую степень профессионализма (Н.Л. Киселева, В.В. Московский); как
способность человека добиваться успеха на протяжении длительного времени (О.И.
Крушельницкая). Изучение проблемы профессиональной успешности в педагогической
деятельности позволило выявить, что она многоаспектна
и требует комплексного исследования.
Основной
педагогической идеей построения образовательного процесса выступают разработки
ученых в области профессиональной подготовки (С.Г. Вершловский,
С.И. Змеев, Г.С. Сухобская), в частности подготовки
педагогов дошкольной образовательной организации (Л.В. Занков,
В.В. Давыдов, В.И. Андреев, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский,
И.Я. Лернер). Наиболее актуальными для реализации
концептуальных идей по формированию профессиональной успешности педагогов
системе подготовки оказались положения личностно-ориентированного
профессионального образования (Э.Ф. Зеер); личностно-деятельностный,
индивидуально-творческий подходы (П.Я. Гальперин, В.С. Гершунский),
системный подход (С.И. Архангельский, Б.З. Вульфов), междисциплинарный подход
(В.А. Сластенин) [5].
В
настоящее время целенаправленный процесс профессиональной подготовки педагогов
дошкольной образовательной организации выполняет развивающую, обучающую,
информационную, исследовательскую, экспертную функции, содействует
продуктивному самосовершенствованию и саморазвитию специалистов образования. Изучение образовательного потенциала показало, что система
подготовки будущих специалистов, на региональном уровне, мало внимания уделяет
профессиональной успешности как ресурсному источнику развития личности педагога
дошкольной образовательной организации, недостаточно разработано
организационно-педагогическое сопровождение процесса формирования
профессиональной успешности педагога дошкольной образовательной организации, в
то время как запрос педагогической практики на теоретически обоснованный подход
к решению данной проблемы очевиден [3].
Высокий уровень
профессиональной успешности и саморазвития является одной из главных задач подготовки специалиста любой сферы профессиональной
деятельности. Проблема саморазвития затрагивает различные аспекты личности человека, а потому требует осмысления с
позиции
методологии нескольких наཾук.
Следует также отметить, что профессиональное образование не только влияет на непосредственное поведение человека, но и формирует внутренние механизмы самоорганизации личности, в результате чего личность выбирает оптимальный путь своего профессионального функционироанияи в результате переходит на новый уровень саморазвития.
Способность к саморазвитию и профессиональной успешности
специалиста приобретается постепенно, в результате целенаправленной деятельности, ориентированной на самоопределние
личности [2].
Профессионально-педагогическая готовность является базовым
компонентом профессиональной успешности. В
нашем понимании профессиональная готовность – это способность субъекта
деятельности выполнять свои функциональные обязанности в определенных
проблемных ситуациях [1].
Разработана и теоретически обоснована модель
формирования профессиональной успешности педагогов в условиях инновационно-образовательной среды
в которую входит целевой, теоретико-методологический,
процессуально-содержательный и оценочно-результативный блоки включающего цель,
задачи, методологические подходы (системный, деятельностный, личностный,
культурологический), принципы (научности, целесообразности, непрерывности, интегративности), этапы (мотивационно-целевой,
гностический, теоретико-методический, рефлексивно-ориентированный, деятельностно-технологический, когнитивно-личностный,
оценочно-рефлексивный), педагогические условия (наличие устойчивой мотивации к
педагогической профессии и к профессиональному росту, к профессиональной
успешности, самосовершенствованию; обеспечение уровневости
(этапности), непрерывности и систематичности профессиональной
подготовки на основе принципа «обучения на протяжении жизни»; сформированность
системы психолого-педагогических и методических знаний, умений их применения в
собственной практической деятельности; рефлексия профессионально-педагогической
деятельности).
Список литературы:
- Ахмерова, С.Г. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: монография: научное издание / С.Г. Ахмерова. – М.: Арсенал образования, 2010. – 159 с.
- Богославец, Л.Г. Управление педагогическим процессом в ДОУ инновационного типа: Дисс... канд.пед.наук. / Л.Г.Богославец. –Барнаул, 1999. –179 с.
- Дука, Н.А. Педагогическое проектирование как условия подготовки будущего учителя к инновационной деятельности: Дисс... докт.пед.наук. –Омск, 1999. – 164 с.
- Ерофеева, Е.В. Факторы профессионально-педагогической успешности :Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Елена Викторовна Ерофеева. – Саратов, – 2001. – 208 с.
- Жемухова, Л.З. Формирование профессиональной успешности учителя в системе повышения квалификации : диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Жемухова Людмила Зубаниловна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова]. – Владикавказ. – 2013. – 190 с.
- Кармаев А.Г. Инновационные процессы в образовании / А.Г. Кармаев. – М, 2000. –192 с.
Комментарии: