» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (75) 2023
Автор: Бедрик Олеся Николаевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Экспериментальная работа по формированию толерантности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе профессиональной подготовки
Дата публикации: 28.05.2023
УДК373.24
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В
ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Зотова
Ирина Васильевна
доцент кафедры
«Дошкольного образования и педагогики»
Бедрик Олеся
Николаевна
студент
ГБОУ ВО РК «Крымский
инженерно-педагогический университет имени Февзи
Якубова»,
г. Симферополь Республика Крым
Аннотация. В статье представлены
этапы экспериментальной работы по формированию толерантности педагогов
дошкольной образовательной организации в процессе профессиональной подготовки. Представлены
организационно-педагогические условия, выделены и описаны критерии и уровни
сформированности толерантности педагогов дошкольной образовательной организации.
Необходимые для проведения диагностики.
Ключевые слова: критерии,
показатели, уровни, педагоги, толерантность, профессиональная подготовка.
Логика
опытно-экспериментальной работы по формированию толерантности педагогов
дошкольной образовательной организации предусматривала последовательную
реализацию трех этапов.
Первый
этап – поисково-теоретический (2021 г.) – предполагал изучение научной и
учебно-методической литературы по вопросу формирования толерантности педагогов
дошкольной образовательной организации в педагогической теории и практике
образовательных организаций. На поисково-теоретическом этапе использовались
следующие методы научного поиска: изучение и анализ научно-методической
литературы с целью установления степени разработанности проблемы.
Второй
этап – опытно-экспериментальный (2022-2023 гг.) – разработка программы
опытно-экспериментальной работы на основе обобщения теоретического
исследования, проведение констатирующего и формирующего эксперимента, обработка
и анализ их результатов. На опытно-экспериментальном этапе
использовались следующие методы: анкетирование педагогов, наблюдение,
тестирование, опрос, метод сочинения с целью определения исходного уровня
сформированности выделенных критериев и показателей толерантности; анализ
результатов анкетирования, тестирования, опроса, сочинений; обобщение; беседы,
мини-лекции, просмотр видеороликов, лекционно-практические занятия в рамках
дисциплин профессионального цикла; акции «Час доброты», «Неделя толерантности»;
активные методы обучения (мозговой штурм, дискуссии, анализ проблемных
ситуаций); семинар-практикум; метод «Жизненные диалоги»; проектный
метод; создание портрета толерантного человека; тренинговые
упражнения.
Третий
этап – контрольно-обобщающий (2023 г.) – обработка, обобщение и анализ
результатов опытно-экспериментальной работы; систематизация результатов и
формулировка выводов исследования; корректировка основных теоретических
положений работы. На данном этапе использовались сравнительные методы и методы
математической статистики с целью определения достоверности и наглядного
представления результатов экспериментального исследования.
Цель
экспериментального исследования заключалась в изучении исходного уровня
толерантности педагогов дошкольной образовательной организации и реализации модели формирования толерантности педагогов дошкольной
образовательной организации в процессе профессиональной подготовки.
В процессе
эмпирического исследования предполагалось решение следующих задач:
- Подобрать диагностический инструментарий, адекватный поставленным эмпирическим задачам и выделенным критериальным показателям толерантности.
- Обосновать логику исследования и сформировать выборки испытуемых для проведения исследования.
- Выявить уровень сформированности критериальных показателей толерантности педагогов дошкольной образовательной организации.
- Реализовать педагогические условия формирования толерантности педагогов дошкольной образовательной организации с использованием адекватных форм и методов работы.
Экспериментальное
исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей» Симферопольского района
Республики Крым (Структурное подразделение «Детский сад «Весна»). На разных
этапах в исследовании принимали участие 30 педагогов дошкольной образовательной
организации, из них 20 педагогов экспериментальной группы, 20 – контрольной.
Изучение
особенностей сформированности толерантности педагогов дошкольной
образовательной организации требует определенной организации эмпирического
этапа нашего исследования: определение общих принципов, способов, методов и
методик экспериментального исследования. Однако, для
определения последних считаем необходимым выделение комплекса критериев и показателей
сформированности толерантности, а также методов их диагностики.
Проблема
определения критериев и показателей поднимается в работах И.Ф. Исаева, Н.В.
Кузьминой, Л.М. Макаровой, А.К. Марковой, Г.Н. Подчалимовой,
А.А. Реана и др. Авторы по-разному подходят к
выделению, описанию критериев и показателей оценки уровня
профессиональной подготовки педагогов дошкольной образовательной организации.
Общеизвестно,
что критерии призваны отображать наиболее общие закономерности формирования
определенного феномена, его динамику существующие взаимосвязи между
компонентами в модели. О.И. Локшина определяла критерий как набор качественных
характеристик, которые используются для суждения о выполнении, продукте
выполнения или как инструмент оценивания.
Если
критерий рассматривается как основа для оценки сформированности определенного
явления, то показатель относится ккачественной и
количественной характеристике сформированности явления, свойства, то есть
свидетельствует о степени сформированности того или иного критерия.
С целью
выявления уровней сформированности толерантности педагогов дошкольной
образовательной организации были выделены критерии, конкретизированные в
показателях:
- мотивационный критерий с показателями: наличие устойчивого интереса к проблеме толерантности и положительная мотивация к формированию толерантности как личностно-профессионального качества; осознание необходимости толерантного взаимодействия с окружающими;
- когнитивный критерий с показателями: наличие четких представлений о толерантности и особенностях ее проявления; знание методов, средств, форм и технологий формирования толерантности;
- поведенческий критерий с показателями: умение толерантно общаться и находить толерантное решение проблемных и конфликтных ситуаций; соблюдение норм и правил толерантного поведения;
- рефлексивный критерий с показателями: наличие адекватной и устойчивой самооценки, адекватного представления о себе как субъекте профессиональной деятельности; умение выстраивать конструктивные стратегии профессиональной деятельности с учетом идей и принципов толерантности.
На основании выделенных
критериев и показателей охарактеризованы три уровня cфoрмирoваннoсти толерантности педагогов дошкольной
образовательной организации: высокий (активный), средний (активно-ситуативный),
низкий (пассивный).
Список литературы:
- Байбаков А.М. Воспитание толерантности у старших подростков вусловиях взаимодействия малых групп: дис. … канд. пед. наук. – Волгоград,2003. – 198 с.
- Кузнецова Е.Г. Стиль деятельности и его динамика в связи с профессиональным развитием :дис. ... канд. психол. наук / Е.Г. Кузнецова. – Пермь, 2000. – 216 c.
- Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М. : Мастерство, 2002. – 288 с.
- Шалин В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость) / В.В. Шалин – Краснодар : Периодика Кубани, 2000. –256 с.
- Яцевич Л.П. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов по социальной работе в процессе изучения иностранного языка // Вестник Амурского государственногоуниверситета. –2010. –№ 48. – С. 106-108.
Комментарии: