» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (75) 2023

Автор: Бедрик Олеся Николаевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Экспериментальная работа по формированию толерантности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе профессиональной подготовки

Статья просмотрена: 125 раз
Дата публикации: 28.05.2023

УДК373.24

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Зотова Ирина Васильевна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Бедрик Олеся Николаевна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация. В статье представлены этапы экспериментальной работы по формированию толерантности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе профессиональной подготовки. Представлены организационно-педагогические условия, выделены и описаны критерии и уровни сформированности толерантности педагогов дошкольной образовательной организации. Необходимые для проведения диагностики.

Ключевые слова: критерии, показатели, уровни, педагоги, толерантность, профессиональная подготовка.

 

Логика опытно-экспериментальной работы по формированию толерантности педагогов дошкольной образовательной организации предусматривала последовательную реализацию трех этапов.

Первый этап – поисково-теоретический (2021 г.) – предполагал изучение научной и учебно-методической литературы по вопросу формирования толерантности педагогов дошкольной образовательной организации в педагогической теории и практике образовательных организаций. На поисково-теоретическом этапе использовались следующие методы научного поиска: изучение и анализ научно-методической литературы с целью установления степени разработанности проблемы.

Второй этап – опытно-экспериментальный (2022-2023 гг.) – разработка программы опытно-экспериментальной работы на основе обобщения теоретического исследования, проведение констатирующего и формирующего эксперимента, обработка и анализ их результатов. На опытно-экспериментальном этапе использовались следующие методы: анкетирование педагогов, наблюдение, тестирование, опрос, метод сочинения с целью определения исходного уровня сформированности выделенных критериев и показателей толерантности; анализ результатов анкетирования, тестирования, опроса, сочинений; обобщение; беседы, мини-лекции, просмотр видеороликов, лекционно-практические занятия в рамках дисциплин профессионального цикла; акции «Час доброты», «Неделя толерантности»; активные методы обучения (мозговой штурм, дискуссии, анализ проблемных ситуаций); семинар-практикум; метод «Жизненные диалоги»; проектный метод; создание портрета толерантного человека; тренинговые упражнения.

Третий этап – контрольно-обобщающий (2023 г.) – обработка, обобщение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы; систематизация результатов и формулировка выводов исследования; корректировка основных теоретических положений работы. На данном этапе использовались сравнительные методы и методы математической статистики с целью определения достоверности и наглядного представления результатов экспериментального исследования.

Цель экспериментального исследования заключалась в изучении исходного уровня толерантности педагогов дошкольной образовательной организации и реализации модели формирования толерантности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе профессиональной подготовки.

В процессе эмпирического исследования предполагалось решение следующих задач:

  1. Подобрать диагностический инструментарий, адекватный поставленным эмпирическим задачам и выделенным критериальным показателям толерантности.
  2. Обосновать логику исследования и сформировать выборки испытуемых для проведения исследования.
  3. Выявить уровень сформированности критериальных показателей толерантности педагогов дошкольной образовательной организации.
  4. Реализовать педагогические условия формирования толерантности педагогов дошкольной образовательной организации с использованием адекватных форм и методов работы.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей» Симферопольского района Республики Крым (Структурное подразделение «Детский сад «Весна»). На разных этапах в исследовании принимали участие 30 педагогов дошкольной образовательной организации, из них 20 педагогов экспериментальной группы, 20 – контрольной.

Изучение особенностей сформированности толерантности педагогов дошкольной образовательной организации требует определенной организации эмпирического этапа нашего исследования: определение общих принципов, способов, методов и методик экспериментального исследования. Однако, для определения последних считаем необходимым выделение комплекса критериев и показателей сформированности толерантности, а также методов их диагностики.

Проблема определения критериев и показателей поднимается в работах И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, Л.М. Макаровой, А.К. Марковой, Г.Н. Подчалимовой, А.А. Реана и др. Авторы по-разному подходят к выделению, описанию критериев и показателей оценки уровня профессиональной подготовки педагогов дошкольной образовательной организации.

Общеизвестно, что критерии призваны отображать наиболее общие закономерности формирования определенного феномена, его динамику существующие взаимосвязи между компонентами в модели. О.И. Локшина определяла критерий как набор качественных характеристик, которые используются для суждения о выполнении, продукте выполнения или как инструмент оценивания.

Если критерий рассматривается как основа для оценки сформированности определенного явления, то показатель относится ккачественной и количественной характеристике сформированности явления, свойства, то есть свидетельствует о степени сформированности того или иного критерия.

С целью выявления уровней сформированности толерантности педагогов дошкольной образовательной организации были выделены критерии, конкретизированные в показателях:

  • мотивационный критерий с показателями: наличие устойчивого интереса к проблеме толерантности и положительная мотивация к формированию толерантности как личностно-профессионального качества; осознание необходимости толерантного взаимодействия с окружающими;
  • когнитивный критерий с показателями: наличие четких представлений о толерантности и особенностях ее проявления; знание методов, средств, форм и технологий формирования толерантности;
  • поведенческий критерий с показателями: умение толерантно общаться и находить толерантное решение проблемных и конфликтных ситуаций; соблюдение норм и правил толерантного поведения;
  • рефлексивный критерий с показателями: наличие адекватной и устойчивой самооценки, адекватного представления о себе как субъекте профессиональной деятельности; умение выстраивать конструктивные стратегии профессиональной деятельности с учетом идей и принципов толерантности.

На основании выделенных критериев и показателей охарактеризованы три уровня cфoрмирoваннoсти толерантности педагогов дошкольной образовательной организации: высокий (активный), средний (активно-ситуативный), низкий (пассивный).

Список литературы:

  1. Байбаков А.М. Воспитание толерантности у старших подростков вусловиях взаимодействия малых групп: дис. … канд. пед. наук. – Волгоград,2003. – 198 с.
  2. Кузнецова Е.Г. Стиль деятельности и его динамика в связи с профессиональным развитием :дис. ... канд. психол. наук / Е.Г. Кузнецова. – Пермь, 2000. – 216 c.
  3. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М. : Мастерство, 2002. – 288 с.
  4. Шалин В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость) / В.В. Шалин – Краснодар : Периодика Кубани, 2000. –256 с.
  5. Яцевич Л.П. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов по социальной работе в процессе изучения иностранного языка // Вестник Амурского государственногоуниверситета. –2010. –№ 48. – С. 106-108.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: