» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (75) 2023
Автор: Сергеев Владислав Дмитриевич, Студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Взаимосвязь эмоционального выгорания и мотивации обучения у психологов служебной деятельности на стадии адепта
Дата публикации: 05.06.2023
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ У ПСИХОЛОГОВ
СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАДИИ АДЕПТА
Сергеев Владислав
Дмитриевич
студент
научный руководитель: Дворцова Елена
Валерьевна
доцент кафедры психологии и общей
педагогики, кандидат психологических наук, доцент
Кузбасский гуманитарно-педагогический
институт Кемеровский государственный университет, г. Новокузнецк
Аннотация.
Актуальность:
Зачастую, во
время обучения, студенты сталкиваются с трудностями, которые препятствуют их
развитию и становлению как профессионалов. Одной из трудностей многих
студентов, является эмоциональное выгорание. При эмоциональном выгорании человек чувствует
постоянную усталость и недостаток сил.
Из-за низкой
работоспособности и безынициативности, студент не способен выполнять свою
работу, не может достигать хороших результатов, и как следствие,
разочаровывается в учёбе.
Эмоциональное выгорание может влиять не только на физическое
и психическое состояние человека, его работоспособность, но также может влиять
и на мотивацию обучения студентов.
В свою очередь, мотивация является побудителем
любой деятельности человека. Мотивация у студентов во время учебной
деятельности во многом зависит как от
удовлетворённости выбранной ими профессии, личностных особенностей студентов,
так и от их результатов, а также от самого процесса учебной деятельности.
На сегодняшний день, данная проблема является актуальной,
поэтому тема моего исследования: «Взаимосвязь эмоционального выгорания и
мотивации обучения у психологов служебной деятельности на стадии адепта».
Цель: Исследование взаимосвязи эмоционального выгорания
и мотивации обучения у психологов служебной деятельности на стадии адепта.
Методы:
теоретический анализ литературы, профессиографический анализ,
психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных
(коэффициент корреляции К. Пирсона).
Методики:
1. Опросник
«Профессионального выгорания» (MBI)
К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;
2. Методика диагностики «Уровня
эмоционального выгорания» В. В. Бойко в модификации Е. Ильина;
3. Методика диагностики
«Мотивация обучения в ВУЗе» (Т. И. Ильиной).
Задачи:
- Проанализировать разработанность в научной литературе проблему взаимосвязи эмоционального выгорания и мотивации обучения у психологов служебной деятельности на стадии адепта.
- Подобрать методы и методики исследования, описать этапы, обосновать выборку.
- Выявить эмоциональное выгорание у психологов служебной деятельности на стадии адепта.
- Определить мотивацию обучения у психологов служебной деятельности на стадии адепта.
- Осуществить корреляционный анализ взаимосвязи эмоционального выгорания и мотивации обучения у психологов служебной деятельности на стадии адепта.
Ключевые слова: эмоциональное
выгорание, мотивация обучения.
Введение:
Одной из трудностей многих студентов,
является эмоциональное выгорание.
Эмоциональное выгорание может проявляться в негативном отношении к другим
людям, безразличии к возникающим проблемам, и не желании что-либо делать.
В том случае, когда у студентов уровень эмоционального выгорания высокий, снижается их уровень учебно-познавательного мотива, а значит, они начинают испытывать больше трудностей в процессе обучения, пропадает желание самостоятельного приобретения знаний.
Как правило, высокий уровень выгорания ведёт к снижению внутренней мотивации, в результате чего, активная познавательная деятельность перестаёт иметь для учащегося высокую ценность, приносить удовольствие, снижается внутреннее побуждение к приобретению новых знаний.
Таким образом, исследование взаимосвязи
эмоционального выгорания и мотивации обучения у студентов-психологов на стадии
адепта, является актуальным, так как в
результате эмоционального выгорания, студент попадает в замкнутый круг. Из-за
низкой работоспособности и отсутствия мотивации, студент не способен выполнять
свою работу, не может достигать хороших результатов, и как следствие,
разочаровывается в учёбе.
Исследование проводилось по следующим этапам:
- Постановка проблемы. На данном этапе осуществляется выбор темы исследования, обосновывается её актуальность. Определены объект и предмет исследования. Сформулированы цель, задачи, гипотеза. Осуществлён подбор научной литературы по выбранной теме.
- Анализ теоретического материала по теме исследования. Сформулированы основные идеи теоретического раздела, уточнены основные понятия и определения.
- Выбор методов и методик исследования, описание этапов исследования. В процессе данного этапа были подобраны методы и методики, составлены этапы исследования, охарактеризована выборка исследования.
- Проведение психодиагностического тестирования. На данном этапе собираются необходимые данные для дальнейшего эмпирического исследования.
- Осуществление математико-статистической обработки данных. С помощью коэффициента корреляции Пирсона, была обеспечена объективная интерпретация полученных в ходе исследования данных, о взаимосвязи эмоционального выгорания и мотивации обучения у психологов служебной деятельности на стадии адепта.
- Заключительный этап исследования: формулировка выводов и заключения исследования.
Для достижения целей нашего
исследования мы составили выборку из 36 студентов 3 и 4 курса КГПИ КемГУ, обучающихся
по специальности «Психология служебной деятельности» в возрасте от 20 до 25
лет. Половое соотношение участников эмпирического исследования 31 девушка и 5
юношей.
Для исследования анализа
взаимосвязи эмоционального выгорания и мотивации обучения у психологов
служебной деятельности на стадии адепта мы использовали коэффициент корреляции
К. Пирсона. В процессе корреляционного анализа полученных данных, были выявлены
статистически значимые связи между эмоциональным выгоранием и мотивацией
обучения у психологов служебной деятельности на стадии адепта.
Сильная положительная
статистически значимая связь выявлена между эмоциональным выгоранием и
мотивацией обучения, а именно, между шкалами «неудовлетворённость собой» В.
Бойко и «шкалой получения диплома» Т. Ильиной (r=0,46; p≤0,01).
Были обнаружены опосредованные
отрицательные связи эмоционального выгорания и мотивации обучения, а именно,
между шкалами «неудовлетворённость собой» В. Бойко и «шкалой приобретения
знаний» Т. Ильиной (r=-0,35; p≤0,05).
Также обнаружены опосредованные
отрицательные связи мотивации обучения с профессиональным выгоранием и
эмоциональным выгоранием, а именно, «шкала получения диплома» Т. Ильиной со
шкалой «эмоциональное истощение» Н. Водопьяновой и Е. Старченковой (r=-0,32; p≤0,05) и «шкала получения диплома» Т.
Ильиной со шкалой «переживание обстоятельств»
В. Бойко (r=-0,52;
p≤0,01).
Из этого следует, что, чем выше
эмоциональное выгорание у психологов служебной деятельности на стадии адепта,
тем ниже мотивация обучения.
Мы предполагаем, что
эмоциональное выгорание влияет на эмоциональное состояние студентов, и как
следствие, приводит к отсутствию мотивации. Фактором эмоционального выгорания
может являться неудовлетворённость собой. Студент может испытывать недовольство
собой, своими результатами или же проделанной работой. У таких студентов, как
правило, существует определённая мотивация, к которой они стремятся, чтобы
перестать испытывать недовольство собой. Именно мотивация получения диплома для
многих студентов является тем желаемым результатом, который они хотят получить.
В погоне за получением диплома, мотивация может снизиться, если эмоциональное
выгорание и его факторы, слишком сильны и превозмогают внутренние ресурсы
студента.
Неудовлетворённость собой,
может также сказаться и на обучении, а именно, на приобретении знаний
студентом. Приобретение знаний является важным фактором мотивации для многих
студентов. Эмоциональное выгорание препятствует обучению и делает практически
невозможным нормальное получение и усвоение знаний студентом.
У многих студентов, обучение в
ВУЗе ассоциируется с высшим образованием и получением диплома, и является
мотивирующим фактором обучения. Обучение, это тяжёлая психическая деятельность,
зачастую от которой, у студентов возникает повышенная психическая истощаемость,
и как следствие, эмоциональное истощение. Не смотря на то, что получение
диплома является хорошим фактором мотивации обучения у студентов, эмоциональное
истощение всё же сказывается на их эмоциональной и психической сферах, и как
следствие, влияет на их учебную деятельность и мотивацию.
В свою очередь, переживание
психотравмирующих обстоятельств, это то, с чем столкнулся практически каждый
студент во время обучения. Получение диплома для студентов, это важный фактор
мотивации обучения. Те или иные психотравмирующие обстоятельства могут влиять
на мотивацию получения диплома.
Таким образом, между
эмоциональным выгоранием и мотивацией обучения у психологов служебной
деятельности на стадии адепта существует значимая взаимосвязь, а именно: чем
выше эмоциональное выгорание, тем ниже мотивация обучения.
Список литературы:
- Гунина, Е. В. Мотивация студентов к обучению в университете / Е. В. Гунина, Д. О. Волошина – СПб.: Питер, 2009. – 72 с. – ISBN 5-83789-042-8. – Текст: непосредственный.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с. – ISBN 5-4729-0307-6. – Текст: непосредственный.
- Ермакова, Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) / Е. В. Ермакова. - Текст: непосредственный // Культурно-историческая психология. - 2010. Том 6. № 1. С. 27–39.
- Чердымова, Е. И. Психологические основы синдрома эмоционального выгорания / Е. И. Чердымова, Е. Л. Чернышова, В. Я. Мачнев. - Самара: Изд. Самарского университета, 2019. - 124 с.; - ISBN: 5-950836-54-0. – Текст: непосредственный.
- Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. // Практикум по социальной психологии / К. Маслач – СПб: Питер, 2001. – 64 с. – ISBN: 5-908152-60-0. – Текст: непосредственный.
Комментарии: