» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (89) 2024

Автор: Королев Игорь Александрович, Студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Взаимосвязь эмоционального интеллекта и самооценки с успешностью учебно-профессиональной деятельности психологов служебной деятельности на стадии адепта

Статья просмотрена: 267 раз
Дата публикации: 25.07.2024

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И САМООЦЕНКИ С УСПЕШНОСТЬЮ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАДИИ АДЕПТА

Королев Игорь Александрович

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк

 

Аннотация. В статье представлен корреляционный анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и самооценки с успешностью учебно-профессиональной деятельности психологов служебной деятельности на стадии адепта. Рассмотрен вопрос толкования понятий: «эмоциональный интеллект», «самооценка» и «успешность учебно-профессиональной деятельности».

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, самооценка, успешность учебно-профессиональной деятельности, психолог служебной деятельности.

 

Понятие «эмоциональный интеллект» впервые было описано рядом зарубежных психологов приблизительно к концу XXвека. Однако, сочетание понятий «эмоции» и «интеллект» вызывало дискуссии и споры в научном сообществе, т.к., во-первых, по мнению некоторых авторов, «интеллект» в данном случая является неуместной метафорой, которую стоит заменить термином «компетентность», а во-вторых, в представлении Д. Векслера, которое считается многими учеными классическим, «интеллект» понимается как способность действовать целеустремленно, мыслить рационально и эффективно общаться с окружением, но при этом никаких уникальных способностей связанных с эмоциями не существует [4].

Первая наиболее популярная концепция эмоционального интеллекта была разработана Питером Сэловеем и Джоном Мэйером, ими же был введен в психологию термин «эмоциональный интеллект», который они определяли, как способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий[2].

В отечественной психологии исследованием эмоционального интеллекта активно занимался Д. В. Люсин. Дмитрий Владимирович предлагает собственную модель эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект Д. В. Люсин рассматривает как способность к пониманию собственных и чужих эмоций, а также управлению ими. Способность к пониманию эмоций предполагает, что человек способен распознать эмоции как у себя, так и у другого человека. Данная способность предполагает умение идентифицировать эмоции, другими словами, устанавливать, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек и как следствие, найти для нее некоторое словесное выражение.

Эмоциональный интеллект по мнению Д. В. Люсина включает в себя: когнитивные способности (скорость и точность обработки эмоциональной информации). Представление об эмоциях как о ценности и как об источнике информации о себе и других людях. Особенности эмоциональности, как характеристики эмоциональной устойчивости, эмоциональной чувствительности.

Л. С. Выготский определяет самооценку как устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение к себе. Самооценка включает в себя выделение человеком собственныхкачеств, умений, поступков, мотивов и целей поведения, их осознание и оценочное к ним отношение[6].

Б. Г. Ананьев определяет самооценку как важный компонент самосознания, который проявляется в оценке личностью самой себя, своих физических и психических возможностей, качеств, своего положения среди других людей[1].

По мнению С. А. Будасси, процесс самооцениванияможет происходить двумя путями: 1) сопоставление уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности; 2) сравнение себя с другими людьми. Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

В конце ХХ века исследования самооценки, позволилидифференциацироватьфеномен, в результате этого, выделены следующие характеристики и параметры самооценки:

1)              по уровню: высокая (знания о своих особенностях; способность обобщать ситуации; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений), средняя (ориентация на мнения окружающих; наличие самооценочных суждений узкого содержания), низкая (связь самооценки с эмоциональным состоянием, несоответствие самооценки реальной действительности; самооценочные суждения неглубокие и преимущественно употребляются в категоричных формах);

2)              по реалистичности: адекватная и неадекватная (заниженная и завышенная) [3].

Учебная деятельности рассматривается исследователями (И. В. Лежникова, М. В. Полянцева, Е. Г. Тарева и другие) как одна из основных форм процесса учения, направленного на приобретение разных знаний, умений, навыков.

Результатом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащие в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики.

Авторами категория «эффективность» определяется по-разному (Г. М. Маховикова, А. С. Головочев, Е. А. Куликова и другие). С одной стороны, это оценка производимого результата. С другой стороны, как сопоставление результата с усилиями, затраченными для его достижения. Б. Г. Ананьев же определяет «учебную успешность» как оптимальное сочетание напряженности, темпа, индивидуального своеобразия учебной работы, степени прилежания и усилий, которые прилагает обучаемый для достижения определенных результатов.

А. Д. Ишков выделяет три группы факторов, влияющих на эффективность учебной деятельности: психологические, социальные и педагогические. Психологические факторы включают степень развития психических процессов обучающегося (его мышление, память, речь, восприятие, внимание, воображение). К социальным факторам относится место жительство, материальное и семейное положение обучающегося. К педагогическим факторам – уровень и качество интеллектуальной подготовки обучающегося, компетентность и мастерство педагогов. [5].

Для осуществления цели и задач исследования нам понадобились студенты Кузбасского гуманитарно-педагогического института «Кемеровский государственный университет», учащиеся на факультете психологии и педагогики в группе ПСДс-19, ПСДс-20 и ПСДс-21.

Генеральная совокупность выборки 40 человек, в составе 5 (12,5%) юношей и 35 (85,5%) девушек.

Объем выборки, участвовавшей в диагностике, составил 35 человека (87,5% от генеральной совокупности), из которых 5 (14%) юношей и 30 (86%) девушек.

Возрастное распределение репрезентативной выборки исследуемых студентов следующее: 19 лет – 8 человек (23%), 20 лет – 8 человек (23%), 21 год – 13 человек (37%), 22 года – 6 человек (17%).

В нашем исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: Тест эмоционального интеллекта ЭмИн, Д. В. Люсин; Методика «Самооценка личности» О. И. Моткова (модификация Б. А. Сосновского); Тест эмоционального интеллекта (Гоулман)Методика исследования самооценки личности С. А. Будасси». А также метод анализа документации.

Согласно методикам Д. В. Люсина и М. А. Манойловой, можно сделать вывод о том, что психологи служебной деятельности на стадии адепта способны распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; способны идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение; понимают причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт. Кроме этого, психологи умеют контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции; контролировать внешнее выражение эмоций; при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

Мы предполагаем, что данные результаты обусловлены опытом профессиональной деятельности. Так как психологи служебной деятельности находятся на стадии адепта, следовательно, они ещё только развивают свои способности в эмпатии и понимании своих и чужих эмоций, а также умение управлять ими. В связи с этим, результаты диагностики свидетельствуют о том, что психологи служебной деятельности на стадии адепта имеют среднюю степень развития эмоционального интеллекта.

Диагностика самооценки психологов служебной деятельности на стадии адепта по методикам С. А. Будасси и С. В. Ковалева позволяет констатировать следующий результат. У 10 психологов (29%) высокая адекватная самооценка, среднюю адекватную самооценку имеют 11 (31%) психологов, низкую адекватную самооценку имеют 13 (37%) психологов и у 1 (3%) психолога служебной деятельности на стадии адепта низкая неадекватная самооценка. Средний уровень самооценки по данной методике С. А. Будасси составляет 0,21±0,37, что соответствует средней адекватной самооценке.

Изучение успешности учебно-профессиональной деятельности психологов служебной деятельности на стадии адепта методом изучения документации позволяет сделать вывод о том, что 6 психологов (17%) имеют высший балл за свою учебно-профессиональную деятельность, 22 психолога (63%) имеют оценку «хорошо» и 7 психологов (20%) имеют оценку «удовлетворительно».

Для исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и самооценки с успешностью учебно-профессиональной деятельности психологов служебной деятельности на стадии адепта мы использовали коэффициент корреляции Пирсона.

Корреляционный анализ позволил выявить сильные положительные статистически значимые связи при p≤0,01 успешности учебно-профессиональной деятельности психологов служебной деятельности на стадии адепта с межличностным эмоциональным интеллектом (МЭИ). Таким образом, чем выше межличностный эмоциональный интеллект, тем выше успешность учебно-профессиональной деятельности. Можно предположить о том, что способность понимать эмоции других людей упрощает психологам на стадии адепта процесс восприятия доносимой до них информации и усваивания её, что впоследствии отражается в их успешности в учебно-профессиональной деятельности (оценках).

Также, необходимо отметить положительную опосредованную связь успешности учебно-профессиональной деятельности с интегральным показателем эмоционального интеллекта, осознанием чужих чувств и умением управлять собственными эмцоиями(p ≤ 0,01). Эта связь позволяет сделать вывод о том, что чем выше осознание собственных эмоций, чужих чувств, а также умение управлять своими эмоциями, тем выше успешность учебно-профессиональной деятельности у психолога на стадии адепта.

В ходе анализа была установлена положительная статистически значимая корреляционная связь при p≤0,05 между успешностью учебно-профессиональной деятельностью психологов служебной деятельности на стадии адепта и их самооценкой. Полученная связь позволяет сделать выводы о том, что чем выше самооценка психологов служебной деятельности на стадии адепта, тем выше успешность учебно-профессиональной деятельности. Это может объясняться тем, что во время учебно-профессиональной деятельности психологами на стадии адепта ставятся такие цели, для достижения которых у психолога есть ресурсы и способности. В результате успешно выполненной деятельности, самооценка повышается, увеличиваются ресурсы, например, знания и повышаются способности для достижения более высоких результатов.

Таким образом, в результате проведенного корреляционного анализа были выявлены положительные статистически значимые связи между эмоциональным интеллектом, самооценкой и успешностью учебно-профессиональной деятельности у психологов служебной деятельности на стадии адепта. Чем выше эмоциональный интеллект и самооценка, тем выше успешность учебно-профессиональной деятельности.

Список литературы:

  1. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии: Развитие и воспитание личности //СПб. СПбГУ, 2007. – 964 с.
  2. Верхотурова, Н. Ю. К проблеме изучения эмоционального интеллекта как феномена современной психологии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №18. С. 112-120.
  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология // Москва. Логос, 2004. – 384 с.
  4. Конаш, О. В. Содержание понятия эмоционального интеллекта в психологической науке //Проблемы современного образования. – 2022. - № 5. – С. 31-38.
  5. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том I. Введение в психологию: учебник и практикум для вузов // Москва. Юрайт, 2023. — 728 с.
  6. Ульябаева, Г. Ш. Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки //Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. - № 5. – С. 6-12.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: