» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (75) 2023

Автор: Зайкин Пётр Владимирович, Бакалавр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Дипфейки как угроза существования современному информационному обществу

Статья просмотрена: 226 раз
Дата публикации: 12.06.2023

ДИПФЕЙКИ КАК УГРОЗА СУЩЕСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОМУ ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
Зайкин Пётр Владимирович
магистрант 2-й курс
Волгоградский государственный университет

Аннотация. Развитие информационных цифровых технологий заставляет задуматься о возможной трансформации действующего законодательства. В современных реалиях популярным стало использование разнообразных систем, функционирование которых основывается на методе глубокого синтеза изображений (фото или видеоматериалов). В рамках данной работы анализируется потенциальная угроза использования дипфейков в целях дестабилизации информационного общества. Посредством всей проведенной работы высказывается необходимость заимствования опыты регулирования дипфейков в Китайской Народной Республике.

Ключевые слова: дипфейки, нейросети, искусственный интеллект, информационная безопасность, цифровая грамотность, деструктивный контент.   

 

С учетом нынешних реалий времени одной из главных сил социально-экономического развития является информация. В этой связи в доктрине возникло понятие «информационное общество». Некоторые авторы (например, И.А. Негодаев) рассматривает информационное общество как социум, в котором развитие экономики находится в прямой зависимости от всех актов поведения, связанных с информацией. Совершенно справедливо указывается на то, что любые данные проходят несколько этапов, отличающихся собственными уникальными особенностями:

1) Производство информации. Процесс предполагает получение новых данных из всех доступных источников. Очень важно, чтобы получаемая информация соответствовала критерию достоверности. Кроме того, необходимо учитывать важность научных источников;

2) Переработка информации. Работа с данными не прерывалась из-за сосредоточенности на получении информации. Напротив, информация должна быть преобразована в наиболее удобную для пользователя форму и стать общедоступной в пределах, предусмотренных законом;

3) Хранение информации. Основной задачей информационного общества является обеспечение сохранности данных. Современная ситуация позволяет предпринять все возможные шаги для того, чтобы не потерять наиболее важные данные, а также произведения искусства, которые являются наследием человечества;

4) Распространение информации. Эта деятельность предполагает донесение до общества каких-то данных по открытым каналам связи. Одна из главных особенностей информации заключается в том, что она должна работать. Действительно, основная цель данных – служить людям. В связи с этим государство заинтересовано в ее распространении по соответствующим каналам связи[1].

В виду особой общественной и государственной значимости информации можно предполагать, что её главным свойством должна являться достоверность. Стоит отметить, что достоверность является одним из принципов правового регулирования, связанного с информации. Данное положение закреплено в ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ[2]. Как представляется, сама по себе достоверность информации предполагает соответствие действительности. В правовой доктрине отмечается, что информация по своей природе является образом существующей реальности, спроецированным в сознании человека и выраженным в символической форме с целью ориентации и адаптации жизни.  Для того чтобы человек объективно ориентировался и успешно адаптировался в жизненном пространстве, вся многообразная информация должна быть отражена в реальности, то есть достоверно отражена в сознании человека[3].

На сегодняшний день мы можем констатировать, что существуют технологии, предназначение которых заключается в искажении достоверной информации. Речь идёт о таком явлении как дипфейки. Дипфейки относятся к набору основанных на глубоком обучении техники подделки лиц, которые могут подменить лицо одного человека на другое лицо в том или ином видеоматериале. Сегодня наиболее популярны, в частности, следующие дипфеки: Reface, Avatarify, FaceApp, DeepFaceLab, ZAO.

Поскольку объем данных, необходимых для обучения модели дипфейков, огромен, некоторые deepfake бросаются в глаза из-за недостатка данных. Поэтому очень легко выбрать знаменитостей и мировых лидеров, у которых много изображений и видео на различных медиаплатформах, что приводит к тому, что они становятся основными мишенями для кажущихся реальными глубоких подделок. Дезинформация может ввести в заблуждение или даже навредить, благодаря быстрому распространению информации на масштабной платформе Интернета. В последнее время технологии дипфейков вызвали огромную озабоченность общественности из-за их огромного риска создания политического кризиса, шантажа или даже инсценировки террористических событий.

Наличие такого положения дел является основанием, по которым многие ученые высказывают свои мысли относительно правовой стороны данного вопроса. Так, отмечается, что регуляция нейросетей, генерирующие недостоверную информацию, должна происходить максимально осторожна. Нейронные сети могут использовать образы политиков и лидеров мировых держав. Технология глубокой подделки может синтезировать не только внешность, но и голоса и звуки. В связи с этим глубокие подделки признаны на государственном уровне в США как угроза национальной безопасности.  Такие технологии являются опасным инструментом в «недобрых руках»[4]. Несмотря  на реальную угрозу, которую такая технология представляет для прав человека, она является лишь одним из технологических инструментов, имеющих как положительный, так и негативный оттенок. Следовательно, законодателю необходимо разработать и внедрить комплекс мер, которые минимизируют вероятность нарушения прав граждан в связи с использованием технологии дипфейков[5].

Необходимо учитывать, что дипфейк не является понятием юридическим понятием. Исходя из анализа действующего законодательства, а также указанного выше, можно сказать, что с точки зрения юриспруденции дипфейки представляют собой не что иное, как недостоверную информацию. В целом, использование технологий дипфейков особенно опасно в следующих секторах жизнедеятельности общества:

1. Финансовый сектор (мошенничество и шантаж). С развитием технологии дипфеков финансовые преступления становятся все более изощренными. Существуют множество способов их совершения. Например, можно представить, как лоумышленники, создающие фальшивые компромитирующие материалы, начинают требовать выкуп от своих жертв и угрожают разослать поддельные материалы в сети Интернет (друзьям, родственникам и др.). Также можно утверждать, что сегодня клиенты банков используют функцию «FaceID» для доступа к денежным средствам. С учетом развития технологий полноценный вектор дипфейковых атак может включать в себя обход банковских приложений FaceID;

2. Политический сектор. Ни для кого не секрет, что в политической сфере мнение общества является ключевым фактором для её существования и развития. Поскольку изображения (сам образ) политических деятелей открыто представлены в сети Интернет, то не представляется сложным использовать это для целей дестабилизации доверия общества к органам государства. Например, в сгенерированной подделке один из региональных чиновников говорит о необходимости повышения всех налоговых платежей в два раза. Более того, вполне возможно представить, что использование дипфейков в политической сфере может привести к воплощению государственного переворота.

Сама сущность технологии дипфейков вписывается в более объемное определение, коим является искусственный интеллект, который следует рассматривать в контексте «сквозных» цифровых технологий. На сегодняшний день в России существует отдельная стратегия, посвященная правовому развитию технологий искусственного интеллекта (Указ Президента РФ от 10 октября 2019 года № 490[6]). Исходя из анализа данного документа, можно сказать, что к 2030 году в России должны быть созданы все необходимые правовые условия для развития технологий искусственного интеллекта.

Конституционный основной посыл законодательства заключается в обеспечении защиты прав и свобод человека, гражданина и государства. Поскольку использование технологии дипфейков иногда оказывает пагубное влияние, то представляется необходимым урегулировать данный вопрос. Сегодня наиболее подходящий вариант регуляции дипфейков сформулирован в Китайской Народной Республике. Если говорить максимально коротко, то в Китайской Народной Республике с недавнего времени предусмотрен запрет на публикацию создаваемого контента без указания маркировки на то, что объект создан при помощи использования технологии дипфейка (Provisions on the Administration of Deep Synthesis of Internet Information Services[7]).

По мнению автора данной работы, позицию китайского законодательства можно было бы заимствования для регулирования вопросов дипфейков в России. Хочется отметить, что, несмотря на всю жесткость китайского законодательства (например, это касается правового режима криптовалюты), в указанном случае использован наиболее разумный подход. Таким образом, можно заключить, что для восполнения пробельных зон, связанных с дипфейками, необходимо модернизировать действующее законодательство Российской Федерации.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.
  2. Указ Президента РФ от 10.10.2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // «Собрание законодательства РФ», 14.10.2019, № 41, ст. 5700.
  3. Негодаев И.А. На путях к информационному обществу /И.А. Негодаев. – Ростов-на-Дону.: ДГТУ, 1999. 247 с.
  4. Устюжанина Е.В. Принцип достоверности информации: постановка проблемы // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2017. № 4. С. 47 - 52.
  5. Киселев А.С. О необходимости правового регулирования в сфере искусственного интеллекта: дипфейк как угроза национальной безопасности / А. С. Киселев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. – 2021. – № 3. – С. 54-64.
  6. Добробаба М. Б. Дипфейки как угроза правам человека / М. Б. Добробаба // Lex Russica (Русский закон). – 2022. – Т. 75, № 11(192). – С. 112-119.
  7. http://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/2022-12/12/content_5731431.htm (дата обращения: 13.05.2023 года).


[1] Негодаев И.А. На путях к информационному обществу /И.А. Негодаев. – Ростов-на-Дону.: ДГТУ, 1999. 247 с. с. 35-35.

[2] Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.

[3] Устюжанина Е.В. Принцип достоверности информации: постановка проблемы // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2017. № 4. С. 47 - 52. с. 48.

[4] Киселев А.С. О необходимости правового регулирования в сфере искусственного интеллекта: дипфейк как угроза национальной безопасности / А. С. Киселев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. – 2021. – № 3. – С. 54-64. с. 60.

[5] Добробаба М. Б. Дипфейки как угроза правам человека / М. Б. Добробаба // Lex Russica (Русский закон). – 2022. – Т. 75, № 11(192). – С. 112-119. с. 117.

[6] Указ Президента РФ от 10.10.2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // «Собрание законодательства РФ», 14.10.2019, № 41, ст. 5700.

[7] http://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/2022-12/12/content_5731431.htm (дата обращения: 13.05.2023 года).



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: