» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2025 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (95) 2025
Автор: Сергеев Владислав Дмитриевич, Студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Взаимосвязь копинг-стратегий и типов психологических защит у студентов-психологов
Дата публикации: 09.02.2025
ВЗАИМОСВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И
ТИПОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Сергеев Владислав
Дмитриевич
студент
Кузбасский гуманитарно-педагогический
институт
Кемеровский государственный университет, г.
Новокузнецк
Аннотация. Профессиональная деятельность психологов характеризуется воздействием
значительного числа стрессогенных факторов и
предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости
и психологическим качествам личности, обеспечивающим стресс-преодолевающее
поведение и эффективность в деятельности.
Изучение
психологической защиты у студентов-психологов является интересным и важным
моментом, так как именно психологическая защита отражает гармоничность развитой
личности, адекватность восприятия окружающей действительности и умение решать
личностные и профессиональные проблемы.
Актуальность
проблемы и её недостаточная разработанность в
психологической литературе, обусловлена тем, что
изучение взаимосвязи психологической защиты и копинг-стратегий
у будущих психологов является важным и закономерным, так как это основные
общепризнанные процессы, обеспечивающие в целом адаптацию к окружающей среде.
Ключевые слова: Копинг-стратегии,
психологические защиты.
Введение:
Окружающий нас мир
в настоящий момент представляет собой бурный поток происходящих в различных
сферах жизни событий. Человек, неизбежно втянутый в этот процесс, вынужден
искать пути адаптации к меняющимся условиям. Данная проблема давно
рассматривается в различных научных областях, особенно тех, которые
непосредственно заняты изучением человека.
В ряде
психологических исследований уже на протяжении многих лет поднимается вопрос о
способах преодоления различных жизненных ситуаций. И здесь особое внимание
уделяется механизмам психологической защиты личности.
Использование
личностью механизмов психологической защиты и копинг-стратегий
по преодолению трудных жизненных ситуаций способствует стабилизации психической
деятельности и оказывает положительное влияние на личность.
Теоретические
основы проблемы стресс-преодолевающих копинг-стратегий только начинают разрабатываться, они тесно
связаны с проблемой стресса. Копинг и стресс - это
два нераздельных для человека процесса. В концепции стресса Г. Селье и его последователей, основное внимание уделялось
анализу внешних стрессогенных факторов. Психологи, в
большей степени Р. Лазарус, обосновали положение о
том, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем
природа и величина стресса, частота его воздействия.
Исследование проводилось по следующим этапам:
- Постановка проблемы. На данном этапе осуществляется выбор темы исследования, обосновывается её актуальность. Определены объект и предмет исследования. Сформулированы цель, задачи, гипотеза. Осуществлён подбор научной литературы по выбранной теме.
- Анализ теоретического материала по теме исследования. Сформулированы основные идеи теоретического раздела, уточнены основные понятия и определения.
- Выбор методов и методик исследования, описание этапов исследования. В процессе данного этапа были подобраны методы и методики, составлены этапы исследования, охарактеризована выборка исследования.
- Проведение психодиагностического тестирования. На данном этапе собираются необходимые данные для дальнейшего эмпирического исследования.
- Осуществление математико-статистической обработки данных (коэффициент корреляции Пирсона). С помощью данного метода была обеспечена объективная интерпретация полученных в ходе исследования данных, была установлена зависимость между изучаемыми явлениями.
- Заключительный этап исследования: формулировка выводов и заключения исследования.
Для достижения целей нашего
исследования мы составили выборку из 21
студента-психолога 2 курса КГПИ КемГУ.
Для получения информации о взаимосвязи копинг-стратегий
и типов психологических защит у студентов-психологов использовался «Индекс
жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман,
Х. Конте).
Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что в исследуемой
группе для большинства студентов-психологов характерно преобладание защитного
механизма «проекция», что составляет 63%.
Предположительно, показатели, полученные в ходе анализа данных
опросника, свидетельствуют о том, что данная часть исследуемой группы студентов
в большей степени применяют в стрессовой ситуации защитный механизм «проекция»,
чем студенты, которые применяют защитный механизм «вытеснение», который
составляет 37%.
В рамках исследования взаимосвязи копинг-стратегий
и типов психологических защит у студентов-психологов, также была проведена
диагностика ведущих копинг-механизмов, используемых человеком в разнообразных стрессовых
ситуациях, а именно копинг-стратегии «разрешение
проблем» и «поиск социальной поддержки». Выявление показателей осуществлялось
на основе методики «Копинг-тест Лазаруса» (Р. Лазарус, С. Фолкман).
Анализ данных исследования показал, что копинг-стратегия «поиск социальной поддержки» в большей
степени используется студентами-психологами в различных стрессовых ситуациях и
составляет 54%. Показатели результатов копинг-стратегии
«разрешение проблемы» составили 46%, что говорит о чуть меньшем использовании
данной копинг-стратегии студентами в стрессовых
ситуациях.
Также в рамках исследования взаимосвязи копинг-стратегий и типов
психологических защит у студентов-психологов, в данной работе использовался
«Индикатор копинг-стратегий», автором которой
является Д. Амирхан. С помощью
данной методики была проведена диагностика ведущих копинг-стратегий, используемых человеком в стрессовых ситуациях.
Полученные эмпирические данные свидетельствуют о
том, что в исследуемой группе студентов-психологов, преобладающей копинг-стратегией является «поиск социальной поддержки»,
что составляет 57,5%. Это говорит о том, что студентам при возникновении
сложной стрессовой ситуации, зачастую приходится обращаться за помощью к
другим, для того, чтобы разрешить свои проблемы. В свою очередь, копинг-стратегия «разрешение проблемы» составляет 42,5% что говорит о том, что некоторым студентам проще самим
справиться в стрессовой ситуации путём разрешения проблемы.
Путём эмпирического исследования было выявлено,
что чаще всего студенты-психологи показывают высокий уровень зрелости путём
решения своих проблем, а не их избегания. Результаты исследования показывают,
что студенты-психологи в большей степени используют такие защитные механизмы
как «вытеснение» и «проекция». Это говорит о том, что
испытывая стрессовую ситуацию, студенты пытаются предохранить психику от
травмирующих переживаний путём контроля своих мыслей и поведения, ограничивая
своё стремление перекладывать свои проблемы на других.
При возникновении сложной стрессовой ситуации,
студенты-психологи зачастую прибегают к таким копинг-стратегиям,
как «разрешение проблемы» и «поиск социальной поддержки». Копинг-стратегия
«разрешение проблемы» говорит о том, что студенты-психологи часто принимают
ответственность на себя и планируют шаги по выходу из трудных ситуаций. При
этом, результаты копинг-стратегии
«поиск социальной поддержки» говорят о том, что в зависимости от трудности
ситуации, студенты-психологи могут прибегать к посторонней помощи для того,
чтобы справиться с эмоциональной нагрузкой в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, личность, переживающая определённые события,
связанные с преодолением трудностей, сознательно или бессознательно старается
защитить сферу своей психики, стабилизировать её работу с целью адаптации к
окружающим условиям и более адекватного ответа на негативные, неприятные
события.
Список литературы:
- Козина, А. В. Основные подходы к изучению психологических защит личности в зарубежной и отечественной психологии / А. В. Козина, А. Н. Баламут. – СПб.: Питер, 2009. – 37 с. – ISBN 5-85413-270-8. – Текст: непосредственный.
- Бассин, Ф. В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии / Ф. В. Бассин / 1969. - № 2. - С. 118-125. – ISBN 5-94136-117-2. – Текст: непосредственный.
- Панасенко, Е. А. Взаимосвязь механизмов психологических защит с копинг стратегиями // Психологические науки / Е. А. Панасенко, И. С. Морозова. – 2015. – 51 с. – ISBN 5-88142-602-8. – Текст: непосредственный.
- Адылова, Р. М. Взаимосвязь психологической защиты и копинг стратегий / Р. М. Адылова, Х. С. Асадуллина – СПб.: Питер, 2011. – 114 с. – ISBN 5-95105-317-8. – Текст: непосредственный.
- Донцов, Д. А. Социально-психологические особенности студентов-психологов // Психологические науки / Д. А. Донцов, М. В. Донцова. – 2017. – 38 с. – ISBN 5-97451-690-8. – Текст: непосредственный.
Комментарии:







