» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (78) 2023
Автор: Поух Анастасия Алексеевна , студент
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Мегажанровая структура современного литературного блога
Дата публикации: 01.09.2023
УДК 070.11
МЕГАЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО
ЛИТЕРАТУРНОГО БЛОГА
Поух Анастасия Алексеевна
студентка факультета журналистики
научный руководитель: Е. В. Локтевич
кандидат филологических наук,
доцент
Белорусский государственный университет, Беларусь, г. Минск
Аннотация. Целью статьи является осмысление литературного
блога как мегажанра, актуального
для разных реципентных групп. Своей задачей автор
видит разработку критериев анализа и оценки литературного блога.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения сделанных
выводов в деятельности блогеров, (ре)презентующих художественную литературу и книжную культуру в
целом.
Ключевые слова: литературный блог, мегажанр, контент, рецепция.
Литературный блог – это онлайн-площадка, на
которой авторы публикуют литературно-художественные тексты, работы
публицистического и документального характера, обзоры, рецензии, интервью,
новости и другие материалы, связанные с (ре)презентацией
словесного искусства. В таком блоге может
присутствовать множество жанров и поджанров, поэтому
его можно рассматривать как мегажанр.
Мегажанр – это жанровый кластер, который включает в себя
множество различных жанров, поджанров, жанровых
структур, связанных с определенной тематикой или областью знаний [1, с. 113].
Мегажанр может объединять также форматы разных видов
искусства, когда синтезируются возможности книги, кинофильма, музыкальной
композиции, видеоигры и др. В литературном блоге
активно используются аудио- и видеоматериалы, опросы и иные формы обратной
связи, викторины, конкурсы и другие средства взаимодействия с читателями.
Литературный блог как мегажанр литературной
критики может включать: 1) критические
материалы: литературные обзоры и рецензии, в которых автор блога предлагает свое видение прочитанных книг, анализирует
сюжеты, персонажей, стиль автора и т.д.; 2) литературные
новости: информация о новых книгах, литературных конкурсах, фестивалях,
премиях и других событиях, связанных с книжным миром; 3) собственно литературные произведения: поэзия,
проза, драматургия – как самостоятельные работы, так и представленные в рамках
конкурсов и мероприятий; 4) аналитические
статьи: анализ литературных тенденций, высказывание мнения о литературных
произведениях и авторах, оценка современной литературы в целом; 5) жанрово-ориентированную литературу:
например, блог фантастики, детективов, любовных романов
и т.д., а также обзоры и рецензии на книги определенных жанров; 6) мемуары: материалы, в которых автор блога рассказывает о своих литературных впечатлениях,
прочитанных книгах, встречах с писателями и т.д.; 7) архивные и исторические сведения: материалы по истории литературы,
биографии писателей, анализ классических произведений и т.д. [3, с. 56].
Литературная
критика специализированного блога о литературе имеет
ряд особенностей, которые отличают его от других литературных форматов этого
предметного вектора [4]: 1) индивидуальный
подход (литературный блог представляет собой
персональное пространство автора, где он может выражать частное мнение и представление
о значимости книги, о литературной культуре в целом; это позволяет читателям
познакомиться с уникальной точкой зрения на литературу); 2) разнообразие
форматов (литературный блог содержит множество
жанров и жанровых форм, что позволяет читателям получать информацию о книгах и
литературе в различных форматах); 3) скорость
посыла и актуальность контента (блогеры могут
реагировать на новые литературные события очень быстро, публикуя материалы на
актуальные темы; это позволяет читателям быть в курсе последних событий в мире
литературы); 4) интерактивность
(блогеры готовы поддерживать диалог с читателями,
получая от них обратную связь и комментарии; это позволяет создавать
коммуникационное пространство для общения и обмена мнениями); 5) независимость (автор литературного блога не зависит от мнения издательств и может в частном
порядке выбирать книги для дальнейших обзоров и рецензирования; этот фактор
помогает актуализировать внимание публики на малоизвестных авторах и книгах, не
получивших достаточного освещения в традиционных СМИ); 6) детализация анализа (критик-блогер уделяет
больше внимания стилистически разнообразному анализу художественной литературы,
чем традиционные СМИ; нередко именно такой критик предлагает доступные для
непрофессионального читателя аналитические материалы); 7) гибкость (литературные блогеры могут
свободно выбирать темы и форматы для своих материалов, что позволяет им быть
более адаптивными к меняющимся культурным запросам и потребностям современной
аудитории).
Выполненный в статье
анализ позволяет предложить следующие критерии анализа и оценки содержательно-формальной
структуры литературного блога как мегажанра:
1. Введение: краткая
характеристика блога и его автора; обоснование выбора
блога для анализа.
2. Индивидуальный подход: анализ
стиля и языка изложения; исследование подхода к обзору и рецензированию
литературы; оценка уникальности точки зрения автора.
3. Разнообразие жанров и форматов: оценка формальных особенностей материалов
(статьи, интервью, аудио- и видеоматериалов, др.); выявление преимуществ и недостатков
каждого формата в конкретном блоге; оценка
эффективности форматов для представления информации о литературе.
4. Скорость посыла и актуальность контента: исследование реагирования блогера
на новые литературные события; анализ актуальности материалов и их соответствия
современным литературным тенденциям; оценка влияния скорости блогерского «посыла» на популярность блога.
5. Интерактивность: оценка
уровня взаимодействия автора блога с читателями; анализ
обратной связи и содержания комментариев читателей; оценка влияния интерактивности
на востребованность блога.
6. Независимость: анализ
выбора книг для обзоров и рецензий; исследование независимости блогера от критической позиции издательств и медиа; оценка влияния критической независимости на качество
и объективность обзоров и рецензий.
7. Детализация анализа: оценка
глубины критического постижения текста и уникальности аналитических материалов;
выявление особенностей подхода литературного блогера
к анализу книг и их авторов.
8. Гибкость (литературная «чувствительность»): на этом этапе дается характеристики адаптивности
литературного блога к трансформациям в культуре и запросу
целевой аудитории; оценка свободы выбора тем и форматов реализуемых материалов;
оценка влияния гибкости на разнообразие контента блога
и его популярность.
9. Заключение: дается общая
оценка блога как мегажанра
литературной критики; выявляются особенности, делающие эту интернет-площадку
интересной для читателей; указывается значимость конкретного литературного блога для развития культуры и утверждения нравственных
ценностей.
Список литературы:
- Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб. пособие. – М.: Флинта, 1998. – 496 с.
- Выровцева Е.В. Трансформация традиционных публицистических жанров в современных массмедиа // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 5. – С. 207–213.
- Дубровский Д.А. Литературный блог как новая форма литературного творчества и самовыражения // Вестник Московского университета. – 2015. – № 1. – С. 29–43.
- Опульская Л.Д. Эволюци мировоззрения автора и проблема выбора текста. – Минск: Изд-во БГУ, 2004. – 108 с.
Комментарии: