» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (79) 2023
Автор: Карпец Полина Андреевна , Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Значение физической культуры в воспитании личности
Дата публикации: 16.09.2023
УДК 37.037.1
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ
Карпец Полина Андреевна
студент Химико-технологического
факультета
Костромина Ольга Владимировна
доцент кафедры Физическое Воспитание и Спорт
Самарский
Государственный Технический Университет, г. Самара
Аннотация. Физическая культура является
неотъемлемым компонентом воспитания личности, она способствует развитию
физических способностей человека (сила и выносливость), интеллектуальных
функций, эмоционального настроя (комфорт) и дает возможность сформировать
личность. Физические упражнения в ежедневной рутине − важная составляющая
полноценного воспитания личности.
Ключевые слова: физическая
культура, воспитание личности, здоровый образ жизни, физическая сила,
выносливость, координация, гибкость, психологическое состояние, дисциплина,
самоконтроль.
Школьный период в жизни подростковой личности является одним из самых сложных и противоречивых.
Физические нагрузки способны значительно повлиять на детей в этот
период: развивается не только мышечная система, но и формируются такие черты характера как дисциплина, ответственность,
упорство и трудолюбие. Именно благодаря занятиям по физической культуре у
школьников снижается стресс, что, в свою очередь,
положительно влияет на их учебные достижения. Личность формируется именно в
школьные годы благодаря учителям, педагогам и помощи родителей. Регулярные
занятия способствуют снижению риска негативных явлений, таких как алкоголизм,
наркомания, девиантное поведение и т.д.
Целью
нашей статьи можно считать повышение значения физических упражнений в
воспитании личности. Актуальным для школы является введение систематических
активных мероприятий, проведение физкультминутки, а также организации
просветительских лекций на тему здоровья.
Регулярные
занятия спортом играют важнейшую роль в развитии личности. Сам термин
"здоровый образ жизни" включает различные аспекты:
-
правильное питание;
-
регулярный сон;
- отказ
от вредных привычек;
-
систему физических нагрузок.
Именно
про последний пункт стоит рассказать подробнее. Значение физических нагрузок
для личности поднималось в работах различных педагогов. [1, с.
1]. Значение физических упражнений в жизни школьника высоко, ниже
рассмотрим более подробно главные точки влияния.
Развитие физических качеств и укрепление здоровья. Одним из главных аспектов значимости физической культуры является
развитие физической силы и выносливости. Спорт укрепляет мышечную систему,
улучшает работу сердечно-сосудистой системы и повышает общий уровень физической
активности [3 с. 1]. Регулярные упражнения помогают не только в повседневной
жизни, но и в достижении побед в различных сферах – от учебы до работы, а также содействует развитию координации и гибкости. Различные
упражнения на растяжку улучшают координацию, баланс и осанку учеников. Гибкость, в свою
очередь, улучшает подвижность суставов и уменьшает риск травм. Данные
навыки значительно влияют на способность выполнять физические задачи.
Влияние физической культуры на интеллектуальные способности. Физическая активность и занятия спортом положительно влияют на развитие интеллектуальных способностей личности
школьника. Упражнения стимулируют кровообращение и приток кислорода к мозгу,
повышая когнитивные функции, такие как память, концентрация и решение проблем. По
мнению исследователей, активный образ жизни связан с
улучшением академической успеваемости и способности к аналитическому мышлению. Большое
количество исследований показывают, что занятия спортом положительно влияют на когнитивные
функции. Во время физической активности
ускоряется сердечный ритм, увеличивается перфузия крови и усиливается
кровоснабжение мозга, что способствует улучшению метаболической активности
головного мозга, и улучшает его функционирование. Спорт благоприятно влияет на
выработку белка нейротрофического фактора (BDNF), который играет ключевую роль
в росте и ремоделировании нейронов. Исследования показывают, что уровень BDNF
повышается после физической активности, и способствует росту и выживанию
нейронов, а также формированию новых синапсов. Это, в свою очередь, улучшает
функционирование головного мозга и способности к обучению и запоминанию.
Физическая культура и эмоциональное благополучие. Физическая активность и занятия спортом положительно влияют на эмоциональное состояние и психологическое благополучие школьников. Регулярные
тренировки помогают снять напряжение и излишний эмоциональный стресс,
обеспечивая устойчивый психофизический баланс. В начальной школе учащимся не
хватает концентрации внимания, с этим помогает справиться система разминок. В
средней школе у детей значительно увеличивается школьная программа, добавляется
большое количество предметов, для снижения напряженности в школьную программу
добавляются предметы, которые связаны с физической подготовкой. Учащихся
старших классов ожидает важный этап − сдача ЕГЭ; для разгрузки психики
детям предлагают больше активных мероприятий. Спорт предоставляет возможность
для взаимодействия с другими людьми, для совместной работы в команде, что
укрепляет межличностные отношения и
развивает коммуникативные навыки.
Занятия
физкультурой и социализация. Одной из основных задач в
контексте социализации является развитие навыков коммуникации и взаимодействия
с другими людьми. Во время спортивных тренировок, игр и соревнований, ученики
учатся работать в команде, сотрудничать, решать конфликты и принимать решения в
группе, что предоставляет толчок для развития навыков лидера, кооперации и
эмоционального интеллекта, которые являются важными в современном обществе.
Регулярные занятия предоставляют благоприятные условия для установления и
поддержания дружеских отношений. Системное участие школьников в коллективных
занятиях или спортивных командах способствует формированию тесных связей и
налаживанию контактов с единомышленниками. В таком окружении люди могут
развивать взаимопонимание, доверие и взаимную поддержку, что позволяет
формировать позитивный общественный опыт. Физкультура часто служит платформой
для социального включения и преодоления межличностных барьеров. Физическая
активность объединяет людей независимо от их возраста, пола, расы или
социального статуса, предоставляя возможность для общения и взаимодействия с
людьми из разных культур и социальных групп, способствуя построению
толерантного и многонационального общества.
Преимуществом спорта можно считать развитие качеств, которые
являются важной составляющей личности. Например,
самоконтроль, сила воли, самоанализ, лидерские качества, умение работать
в команде. Эти
качества и характеризуют будущую личность.
Физическая
культура является ключевым фактором здорового образа жизни. Занятия спортом стимулируют введение в рацион полезных
продуктов, поддержание оптимального веса и отказ от вредных привычек.
Следует
более подробно осветить факторы, которые играют ключевую роль:
- Включение обязательных физических упражнений в программу образования.
- Школьные спортивные секции (позволяют развивать командный дух).
- Участие в спортивных клубах и организациях (предоставляет возможность для систематической тренировки и развития спортивных навыков).
- Участие в физических играх, спортивных мероприятиях и активном отдыхе, например, прогулки по городу, езда на велосипеде или плавание, (стимулирует физическую активность).
- Регулярные индивидуальные занятия физической активностью, например, зарядка, йога, танцы или тренировки с тренером.
- Развитие физической культуры в воспитании личности требует информационной поддержки. Например, предоставление доступа к информации о преимуществах физической активности, безопасности тренинга, правильном питании и общем физическом благополучии.
Таким образом, происходит развитие физических качеств, укрепление здоровья, формирование
интеллектуальных способностей и поддержание
эмоционального благополучия. Регулярные занятия спортом и физическими упражнениями
помогают укрепить мышцы и кости, улучшить функционирование сердечно-сосудистой
системы и повысить уровень физической активности личности. Спорт обеспечивает
эмоциональное благополучие.
Все эти факторы в
совокупности формируют разностороннюю личность. Интеграция физической культуры в образ жизни школьников становится важной составляющей воспитания и развития
личности. Основное воспитание личности происходит
в школьные годы. Именно поэтому в школе следует
организовать занятия спортом, обращая внимание на вышеописанные факты.
Список литературы:
- Гарипова А.З., Гущина Л.Е. Влияние физической культуры и спорта на формирование личности студента // Психология, социология и педагогика. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/aicbx (дата обращения: 07.09.2023).
- Голубничий С.П., Носов С.М. Влияние физической культуры на мировоззрение студентов //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) − Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.83-87.
- Виленский М.Я. Физическая культура (спо) / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: Кнорус, 2018. – 256 c.
- Зуева М. В. Возрастные особенности строения и функций организма человека в процессе занятий спортом [Электронный ресурс] / М.В.Зуева // Известия ЮФУ. Технические науки. 2014. − №1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.09.2023).
- Михайлова С Н. Формирование физической культуры студентов [Электронный ресурс] / С.Н.Михайлова // Молодой ученый. − 2017. − №13. − С. 645-649. − Режим доступа: https://clck.ru/aiccM / (дата обращения: 18.05.2019).
- Целостное развитие личности в системе образования. Материалы Международной очно-заочной научно-практической конференции (28-29 сентября 2017 г., Майкоп) [Электронный ресурс] / под ред. проф. Р. Д. Хунагова. – Майкоп: ЭлИТ, 2017 (дата обращения: 09.09.2023)
- Физическая культура и физическая подготовка: учебник / под ред. В.Я. Кикотия, И.С. Барчукова. – М.: Юнити, 2017. – 288 c.
Комментарии: