» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (79) 2023
Автор: Какоурова Наталья Станиславовна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развивающая предметно-пространственная среда как форма развития финансовой грамотности дошкольников
Дата публикации: 16.09.2023
УДК 37
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ФОРМА
РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Какоурова Наталья
Станиславовна
воспитатель
МБДОУ детский сад
№ 129, г. Иркутск
Аннотация. В данной статье раскрывается возможность формирование
финансовой грамотности через создание современной предметно- пространственной
среды в ДОУ.
Ключевые слова:
предметно-пространственная среда, развивающая среда, финансовая грамотность,
экономическое воспитание.
Формирование основ
финансовой грамотности в дошкольном возрасте основано на воспитании у ребёнка
бережливости, деловитости, бережного отношения к труду и продуктам труда,
формировании у ребёнка правильного представления о финансовом мире.
Развитие ребёнка, в
том числе и по формированию основ финансовой грамотности, зависит и от
правильно организованной предметно пространственная
среды. Содержание ППРС должно соответствовать интересам ребёнка и
способствовать их всестороннему развитию.
Поэтому столь
актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно
- развивающей среды — того пространства, в котором ребенок живет и развивается:
мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.
Для организации
воспитательно-образовательного процесса по формированию основ финансовой
грамотности в дошкольном образовательном учреждении создаются педагогические
условия.
Обогащению
впечатлений способствует созданный в групповой комнате ОО центр финансовой
грамотности, для погружения детей в мир экономики, способствующий закреплению,
уточнению, систематизации полученных экономических представлений в трудовой,
познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной
и продуктивной деятельности[3].
Центр финансовой
грамотности содержит различные дидактические игры, атрибуты для сюжетно -
ролевых игр, настольные игры, альбомы с различными видами денег, изделия
ручного труда, и т. п.
Создание центра
финансовой грамотности предоставит каждому ребёнку возможность действовать самостоятельно
в соответствии со своими интересами, развивать познавательную активность.
Помощь родителей в организации центра финансовой грамотности позволит
сформировать их интерес к экономическому воспитанию детей, что позволит им
адаптироваться к реалиям окружающей жизни в будущем.
Формирование основ
финансовой грамотности в детском саду реализуется через различные формы и
методы.
Использование
разнообразных форм дает воспитателю проявить творчество, индивидуальность и в
то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным,
доступным. Специфические термины экономики и финансов сложны для восприятия
детьми, поэтому, прежде всего, необходимо руководствоваться правилом
доступности с учётом возраста детей.
Поэтому
приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане
познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка,
способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм,
образовательным ситуациям, ситуациям общения, тренинга, проблемным ситуациям и
др.
Основной формой
обучения выступает игра, как ведущий вид деятельности.
Рассмотрим
наполняемость ППРС в группе детского сада.
Прежде всего, это
сюжетно - дидактические игры. В них моделируются реальные жизненные ситуации:
покупка и продажа товаров, изготовление товаров, оказание услуг.
Такая игра как
"Профессии" помогает понять детям смысл труда, позволят воспроизвести
трудовые процессы взрослых.
Атрибуты для
сюжетно - ролевой игры "Магазин", "Рекламное агентство", и
др. создают наиболее благоприятные условия для формирования экономических
знаний, общения детей.
Дидактические игры
"Что нужно человеку для жизни?", "Какой товар лишний?"
"Где что купить?" позволяют закрепить детьми полученные ранее знания,
а также приобрести новые умения и навыки.
Очень интересно и
увлекательно проходят квест-игры, игры - путешествия.
Таким играм предшествует их подготовка, а карты и атрибуты также находятся в
центре финансовой грамотности.
Лэпбук содержит в себе различные экономические термины, различные
загадки и ребусы,
Настольно -
печатные игры представлены такими играми как "Модный магазин",
"Маленькая хозяюшка", и др.
Процесс
экономического воспитания реализуется через различные формы организации
педагогическим процессом:
Решение
проблемной ситуации. Решая проблемную
ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок
приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в
окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую
позицию, растет и реализуется его творческий потенциал. Чтение художественной
литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими
возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых
представляет, как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими
понятиями. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и
поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а
главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.
Дошкольники,
совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных
условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения
знаний.
Логические и
арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют
путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и
доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит
видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.
Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них
представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль
труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат
разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде,
обуви) и природным ресурсам. Занятия по ручному труду являются важными
составляющими экономического воспитания, т. к. продуктивные виды деятельности
представляют собой большие возможности для формирования основ экономического
мышления [2].
Математическое
развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими
предметно-специфического (математического) содержания, формирование
познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка
средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные
вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных
задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в
познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку
путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу
развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то
же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует
переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному
применению в новой области [1].
Таким образом,
образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности может
разворачиваться не только в форме непосредственной образовательной и совместной
образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности
дошкольников в специально организованной развивающей среде.
Список литературы:
- Блискавка, Е. А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. А. Блискавка. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 80 с. – Текст : непосредственный.
- Крючкова, Н. А. Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников : учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности / Н. А. Крючкова. – Калининград, 2022. – 126 с.
- Косенюк, Р. Р. Современные подходы к организации развивающей среды дошкольного учреждения: программно-методическое обеспечение. / Р. Р. Косенюк // Пралеска. – 2017. – № 7. – С. 15-16.
Комментарии: