» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (79) 2023

Автор: Какоурова Наталья Станиславовна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развивающая предметно-пространственная среда как форма развития финансовой грамотности дошкольников

Статья просмотрена: 232 раз
Дата публикации: 16.09.2023

УДК 37

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Какоурова Наталья Станиславовна

воспитатель

МБДОУ детский сад № 129, г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье раскрывается возможность формирование финансовой грамотности через создание современной предметно- пространственной среды в ДОУ.

Ключевые слова: предметно-пространственная среда, развивающая среда, финансовая грамотность, экономическое воспитание.

 

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте основано на воспитании у ребёнка бережливости, деловитости, бережного отношения к труду и продуктам труда, формировании у ребёнка правильного представления о финансовом мире.

Развитие ребёнка, в том числе и по формированию основ финансовой грамотности, зависит и от правильно организованной предметно пространственная среды. Содержание ППРС должно соответствовать интересам ребёнка и способствовать их всестороннему развитию.

Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно - развивающей среды — того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.

Для организации воспитательно-образовательного процесса по формированию основ финансовой грамотности в дошкольном образовательном учреждении создаются педагогические условия.

Обогащению впечатлений способствует созданный в групповой комнате ОО центр финансовой грамотности, для погружения детей в мир экономики, способствующий закреплению, уточнению, систематизации полученных экономических представлений в трудовой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной и продуктивной деятельности[3].

Центр финансовой грамотности содержит различные дидактические игры, атрибуты для сюжетно - ролевых игр, настольные игры, альбомы с различными видами денег, изделия ручного труда, и т. п.

Создание центра финансовой грамотности предоставит каждому ребёнку возможность действовать самостоятельно в соответствии со своими интересами, развивать познавательную активность. Помощь родителей в организации центра финансовой грамотности позволит сформировать их интерес к экономическому воспитанию детей, что позволит им адаптироваться к реалиям окружающей жизни в будущем.

Формирование основ финансовой грамотности в детском саду реализуется через различные формы и методы.

Использование разнообразных форм дает воспитателю проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Специфические термины экономики и финансов сложны для восприятия детьми, поэтому, прежде всего, необходимо руководствоваться правилом доступности с учётом возраста детей.

Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, образовательным ситуациям, ситуациям общения, тренинга, проблемным ситуациям и др.

Основной формой обучения выступает игра, как ведущий вид деятельности.

Рассмотрим наполняемость ППРС в группе детского сада.

Прежде всего, это сюжетно - дидактические игры. В них моделируются реальные жизненные ситуации: покупка и продажа товаров, изготовление товаров, оказание услуг.

Такая игра как "Профессии" помогает понять детям смысл труда, позволят воспроизвести трудовые процессы взрослых.

Атрибуты для сюжетно - ролевой игры "Магазин", "Рекламное агентство", и др. создают наиболее благоприятные условия для формирования экономических знаний, общения детей.

Дидактические игры "Что нужно человеку для жизни?", "Какой товар лишний?" "Где что купить?" позволяют закрепить детьми полученные ранее знания, а также приобрести новые умения и навыки.

Очень интересно и увлекательно проходят квест-игры, игры - путешествия. Таким играм предшествует их подготовка, а карты и атрибуты также находятся в центре финансовой грамотности.

Лэпбук содержит в себе различные экономические термины, различные загадки и ребусы,

Настольно - печатные игры представлены такими играми как "Модный магазин", "Маленькая хозяюшка", и др.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы организации педагогическим процессом:

Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал. Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет, как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей. Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т. к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления [2].

Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области [1].

Таким образом, образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме непосредственной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.

Список литературы:

  1. Блискавка, Е. А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. А. Блискавка. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 80 с. – Текст : непосредственный.
  2. Крючкова, Н. А. Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников : учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности / Н. А. Крючкова. – Калининград, 2022. – 126 с.
  3. Косенюк, Р. Р. Современные подходы к организации развивающей среды дошкольного учреждения: программно-методическое обеспечение. / Р. Р. Косенюк // Пралеска. – 2017. – № 7. – С. 15-16.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: