» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (79) 2023
Автор: Корниенко Тамара , воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Патриотическое воспитание в ДОУ
Дата публикации: 22.09.2023
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В
ДОУ
Корниенко
Тамара Александровна
Белых
Татьяна Алексеевна
воспитатель первой
квалификационной категории
ОСГБУ
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ивнянского района», Белгородская Область, рп. Ивня
Аннотация. Детство – ответственный этап в становлении личности и
ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда
способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Ключевые слова: Дети,
старший дошкольный возраст, патриотизм, воспитание.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы
это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в
детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем
несравнимая красота Отечества. Патриотическое воспитание
– это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за
нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном
возрасте.Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном
системы образования, призваны формировать у детей первое представление об
окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Патриотическое
воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Существуют различные виды воспитания, например, физическое, трудовое,
нравственное, эстетическое и др., но именно патриотическое воспитание занимает
главное место и требует особого внимания. Основной целью воспитания патриотизма
у детей дошкольного возраста является формирование потребности совершать добрые
дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств,
как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность [1, с. 21].
Содержание нравственного воспитания определяется
Рисунок 1 − Содержание патриотического воспитания детей дошкольного
возраста.
Патриотизм
– это очень сложное чувство, оно растёт из любви к близким людям, к родному
краю, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Детей
захватывает то, что имеет воздействие на их чувства. Именно поэтому любовь к
Родине у ребёнка носит яркий и эмоциональный характер.
В
детском саду по патриотическому воспитанию используется различные методы
работы:
- Целевые прогулки и экскурсии, в том числе виртуальные.
- Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).
- Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
- Беседы о родном городе.
- Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
- Обогащение и стимулирование детского творчества.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду
В детских садах педагоги много внимания
уделяют событиям Великой Отечественной войны, так же педагоги проводят большую
краеведческую работу, организовывают тематическиемузеи воинской славы.
Посещение музеев и картинных галерей, которые заставляет воспитанников
задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к героям,
отдавшим жизнь за Родину. Дети узнают о том, когда и как началась война, какие
сражения сыграли важнейшую роль в ходе военных операций, о роли женщин в войне,
о том, какой ценой досталась нашем народу Победа. Воспитатели рассказывают о
бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских
могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного
солдата.Разработаны занятия-беседы, которые проводятся в апреле и мае «Детям о
Великой Победе»: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Разгром
фашистов под Москвой», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Битва на
Курской дуге», «Женщины на защите Отечества», «Дети и война», «Животные во
время войны», «Праздник День Победы».При воспитании уважения и признательности
к защитникам Родины воспитатель «учитывает интерес, проявляемый детьми к
Вооруженным силам страны: сначала их, привлекает красочность военной формы,
динамика военных ритуалов. От внешних моментов он ведет детей к пониманию более
существенного – патриотизма советских воинов, их готовности защищать Родину,
постоянного совершенствования боевой выучки» Учитывая интерес детей, особенно
мальчиков, к военным играм, педагог направляет их содержание, взаимоотношения детей
в игре на отражение мирных будней Вооруженных Сил страны. Дети охотно играют в
«школу пограничников», в «аэродром», «военный парад». Эти игры используются для
воспитания у них таких качеств, как смелость, ловкость, товарищество;
дисциплинированность, умение командовать и подчиняться. К теме «Вооруженные
силы страны» воспитатель обращается не только во время подготовки к
празднованию Дня Защитника Отечества, но и в течение всего года. Так же
формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад
устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу
ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми
педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может
заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям,
эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не
эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для
воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй
должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения,
а как на равноправных участников формирования детской личности.
Позиция
родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок
может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не
только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё
до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Именно
родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения
государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не
только родные, но и всё общество, вся страна. Уже в 6-7 лет дошкольник должен
знать, что все близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям,
больным и престарелым, что советские люди не бросают друзей и братьев наших
меньших в беде.При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического
воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных
чувств: «Вот здесь жил когда-то...», «Здесь строится...», «Это музей
знаменитого писателя...» и т. д.Успех патриотического воспитания наших детей во
многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома.
Таким
образом, методы патриотического воспитания дошкольников разнообразны –
словесные, наглядные, игровые, практические. Средствами патриотического
воспитания дошкольников является само окружение (природное, социальное) в
котором они живут: художественная литература, музыка, изобразительное
искусство, игра, труд и праздники.
Список литературы:
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2020г.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2017.
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М: Школьная пресса, 2017г.
- Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М., Просвещение, 2020г.
- Данилина Г.Н. «Дошкольнику об истории и культуре России» - М.: АРКТИ, 2021г.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2019г.
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2017г.
Комментарии: